Обобщающий урок по жизни и творчеству И.С. Тургенева. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • Образовательные – обобщить и систематизировать все изученное о жизни и творчестве замечательного русского писателя И. С. Тургенева.
  • Развивающие – развитие навыков устной речи, выразительного чтения, умения грамотно, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения.
  • Воспитательные – воспитание интереса и уважения к личности писателя, к русской литературе, воспитание эстетического вкуса, интереса к музыке.

Методы: интерактивный (“Авторский стул”, диспут), активный (работа в группах), лист самооценки.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, звуковой фильм “Спасское-Лутовиново”.
Романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное” из репертуара Полины Виардо “Я все еще его безумная люблю” (в исполнении сестер Лисициан).

1. Организационный момент.

На экране – портрет И.С.Тургенева (звучит романс на стихи И.С.Тургенева “Утро туманное”)

2. Слово учителя – Сегодня на уроке мы обобщим то, что вы узнали на предыдущих уроках о жизни и творчестве замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Вы совершите заочное путешествие по тургеневским местам, узнаете неизвестные страницы из жизни писателя. Запишите дату, тему урока. Эпиграф урока – слова И.С. Тургенева: “У каждого человека есть своя судьба. Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает”.

В конце урока мы возвратимся к эпиграфу.

3. Экспресс – вопросы по творчеству и жизни И.С.Тургенева.

1. Назовите даты жизни писателя.

2. К каким литературным жанрам обращался Тургенев в своем творчестве (роман, повесть, очерк, рассказ, стихотворение в прозе).

3. В каком году и где был опубликован 1 очерк сборника “Записки охотника”? Назовите его. (1847 г., январь, журнал “Современник”, очерк “Хорь и Калиныч”).

4. Сколько и какие романы написал Тургенев? (6. Романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Дым”, “Новь”).

5. Почему “Стихотворения в прозе” называются так, а не иначе? Когда они были написаны? Сколько их? (1882г, XII, журнал “Вестник Европы”, 50).

6. За что, по мнению М.Е.Салтыкова – Щедрина, мыслящие русские люди ценили творчество Тургенева? (За честность и благородство души, за то, что он, как Пушкин, пробуждал в людях чувства добрые, за антикрепостнические произведения.)

7. Объясните смысл названия романа “ Отцы и дети”.

8.Назовите афоризмы Базарова. (“Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”, “Кто злится на свою боль, тот неизменно ее победит”, “Всякий человек загадка”, “Труд – основа жизни и призвание человека”, “Химия – полезная наука”.)

9. Что значит слово “нигилист”?

10. Какую роль сыграла Полина Виардо в жизни Тургенева?

11. Как называется один из последних очерков, который умирающий Тургенев продиктовал Полине Виардо? Какой случай лег в его основу?

(1883 г, 5.06., “Пожар на море”.)

12. В каких произведениях Тургенев показал образ своей матери (“Муму”) и отца (“Первая любовь”).

4. Работа в группах. (Учащиеся в 3-х группах работают с текстами, читают, обсуждают, пересказывают, отвечают на вопросы экспертных листов, в тетрадях записывают главную мысль, вывод по каждому тексту.)

1-я группа.

“Записки охотника” – обвинительный акт крепостничеству.

В январе 1847 г. в культурной жизни Росси и в творческой судьбе И.С. Тургенева произошло значительное событие. В журнале “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Очерк был встречен читателями с успехом, и Тургенов решил создать целую книгу “Записки охотника”. Великий русский критик Белинский писал об успехе этого очерка: “В этой маленькой пьеске автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

В сборник входит 25 рассказов. В этих рассказах Тургенев выступил против ненавистного врага, о котором он писал: “В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был– крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я стал бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примириться … это была моя Аннибаловская клятва…” В то же время “Записки охотника” – это поэтический гимн русскому крестьянину. Крестьянин впервые показан как человек, богатый духовно. В рассказе “Певцы” главный герой – Яков – Турок. Это талант. Когда он пел, то его песня хватала за душу. В рассказе “Бежин луг” писатель показывает богатство душевного мира крестьянских детей. Крестьяне в изображении Тургенева выше, крупнее по характеру, чем помещики.

Изображая помещиков, писатель показывает их звериную сущность. Герой рассказа “Бурмистр” угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. “Отчего вино не нагрето?” – спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: “Насчет Федора распорядиться”. Этот помещик не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Федора.

Помещики показаны людьми глубоко безнравственными, умственно ограниченными, жестокими.

Образы же крестьян обрисованы поэтически, с теплотой. Писатель показывает нам крестьян смелыми, вольнолюбивыми людьми. Павел, герой очерка “Контора”, обличает барина, который разлучил его с любимой девушкой. “Что? Грозить мне вздумал? Ты думаешь, я тебя боюсь? Нет, барин, не на такого наткнулся!”

В “Записках охотника” показана целостная картина России, поэтическое отношение автора к родной земле, думы писателя о настоящем и будущем народа.

Писатель с любовью нарисовал живую природу средней полосы России, места, отлично знакомые, так как Тургенев был охотником, с ружьем и собакой исходил эти места вдоль и поперек.

Главная мысль текста: сборник “Записки охотника” – это поэтически написанный обвинительный акт крепостничеству.

Экспертный лист № 1.

  1. Почему, по мнению В.Г. Белинского, 1 очерк “Хорь и Калиныч” имел такой успех у читателей?
  2. С чем и как боролся Тургенев до конца своей жизни?
  3. Какую оценку дал А.И.Герцен этому сборнику?

2-я группа, “Стихотворения в прозе”.

В 1882 году тяжелая болезнь – рак спинного мозга – приковала Тургенева к постели. Никаких болей не было, а встать нельзя, двигаться невозможно. Тургенев перенес трудную и сложную операцию без наркоза.

Его перевезли в Буживаль (недалеко от Парижа). Именно в этот тяжелый период жизни писатель создал цикл, которому дал название “Senilia” (“Старческое”). В журнале “ Вестник Европы” эти поэтические миниатюры были опубликованы под другим заглавием “Стихотворения в прозе”. Всего Тургенев написал 50 стихотворений в прозе. Их с полным правом можно назвать стихотворениями, так как они написаны чеканной тургеневской прозой. В цикле звучит тема старости, одиночества, смерти. Но смерть не вытесняет жизни. Смерть не страшна силе любви, героизму, правде.

Стихотворение “Мы еще повоюем!” – это воспоминание о том, как автор шел по дороге и увидел семейку воробьев. Самым бойким был один из них. Он никого не боялся. Так и прыгал. Прямо завоеватель! А между тем в небе кружил ястреб, он, возможно, съел бы этого самого завоевателя. Автор поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы отлетели прочь: он почувствовал отвагу, удаль, охоту к жизни. И пускай кружит ястреб! Мы еще повоюем!”

Героиням русского революционного движения посвящено стихотворение в прозе “Порог”. Оно было написано под впечатлением от судебного процесса Веры Засулич, которая в 1878 году стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. В стихотворении воспевается революционный подвиг. Во имя народа, во имя его счастья героиня стихотворения перешагнула роковой “порог”, за которым ее ждут тяжкие испытания. Перед нами “тургеневская девушка” – благородная, отважная, бесстрашная. Главная мысль стихотворения – безымянный подвиг революционерки святой.

В стихотворении “Богач и бедняк” Тургенев показывает скромное величие народного духа. В стихотворении показано убогое крестьянское семейство, которое приняло сироту – племянницу в свой разоренный домишко. Баба говорит: “Возьмем мы ее, последние гроши на нее пойдут. Не на что будет соли купить, похлебку посолить”

А мужик отвечает: “А мы ее и несоленую”.

Писатель делает вывод о том, что далеко богачам до таких людей.

В стихотворении “Воробей” Тургенев писал: “Любовь сильнее смерти и страха смерти”.

Стихотворения в прозе очень богаты по содержанию. В них есть и сатира, и мудрость; показано глубокое знание жизни, безграничная любовь к родному русскому народу. В этих стихотворениях, как и в “Записках охотника”, показано, что скромное величие народного духа – это самое прекрасное в жизни. И завершается этот цикл знаменитым стихотворением “Русский язык”. Это завещание потомкам о том, что русский язык – поддержка и опора, это язык великого народа.

Главная мысль текста: “Стихотворения в прозе” – это поэтическая миниатюра.

Экспертный лист № 2.

  1. Каков основной мотив “Стихотворений в прозе”?
  2. Почему “Стихотворения в прозе” – это поэтическая миниатюра? (Миниатюра – небольшое по объему произведение искусства)
  3. Богатый и бедный. Почему в нашем обществе произошло такое разделение? Если бы вы были богатым, что бы вы сделали хорошего?

3-я группа.

Базаров и Кирсанов (Спор между “отцами” и “детьми”).

Роман “Отцы и дети” был написан в 1862 г. В нем Тургенев показал конфликт двух поколений. Лагерь “отцов” представляют братья Кирсановы, лагерь “детей” – Евгений Базаров.

Базаров – человек целеустремленный, с сильным и решительным характером. Он представитель разночинской молодежи, тверд в своих убеждениях, не мыслит свою жизнь без труда. Труд дает ему самостоятельность, независимость. Для него нет никаких авторитетов, он не хочет подчиняться общей традиции. Он отрицает все прошлое, считает что общество виновато в общественных болезнях. Он с презрением относится к искусству, поэзии. Базаров признает только то, что труд – основа жизни. Но вместе с тем Тургенев показывает его надменность, гордость, то есть черты, которые отталкивают от него людей. Базаров любит народ и родину, но любит по своему – деспотически. Базаров отрицает все: искусство, любовь, религию. В нем проявляется неуважение к старости, он называет уважение предрассудком. Он пренебрегал духовной жизнью человека.

Павел Петрович Кирсанов – гвардейский офицер, сын генерала. Всю юность он потратил на любовь к светской красавице. Он честный, добрый, тактичный с братом, племянником, всегда вступается за крестьян. Но когда он спорит с Базаровым, он может дойти до оскорблений.

Базарова раздражает, что Кирсанов употребляет чересчур много иностранных слов.

Их споры велись вокруг таких вопросов:

  1. Дальнейшее развитие страны.
  2. О назначении науки, искусства.
  3. О народе.

Павел Петрович защищает старый порядок. Базаров хочет уничтожить этот порядок. Кирсанов любит природу, поэзию, но и Базаров по-своему любит природу, считая ее “не храмом, а мастерской”.

Базаров своими взглядами и убеждениями перечеркивал всю жизнь Павла Кирсанова. Кирсанов считал, что он ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А Базаров считал, что он устаревшее явление, сидит всю жизнь сложа руки. Речь Базарова полна афоризмов. “Человек сам себя воспитать должен”, “Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

В конце романа мы видим, что Базаров умирает.

Роман тесно связан с общественной жизнью России того периода. Передовые люди искали и думали над тем, как изменить мир.

Главная мысль: спор между “отцами” и “детьми” вечный.

Экспертный лист № 3.

  1. О чем спорили Е.Базаров и П.Кирсанов?
  2. Как вы понимаете вечную проблему “отцов” и “детей”?
  3. В чем проявляется сейчас этот вечный спор?

5. Диспут "Существует ли в ваших семьях проблема "отцов" и детей?

По каким вопросам у вас разногласия с родителями? Что ценного вы можете перенять у своих родителей и чему они могут научиться у вас?

Учитель. – В России есть много мест, которые связаны с именами русских поэтов и писателей: Болдино, село Михайловское, Гурзуф (А.С.Пушкин), Ясная Поляна (Л.Н.Толстой), Мелихово (А.П.Чехов), Спасское-Лутовиново (И.С.Тургенев).

Послушайте стихотворение молодого Тургенева о родовом имении Спасском.

Я помню сам, старинный грустный сад
Спокойный пруд, широкий, молчаливый
Я помню; волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню – много лет тому назад –
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет... блеск глубокой
Раскинулся от неба до земли...
Хожу, брожу, задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой.

На всю жизнь запомнил и полюбил И.С.Тургенев этот замечательный, неповторимый уголок русской земли. В этом саду у него был любимый уголок, скамейка. Рядом две великолепные сосны, Спасское озеро. В саду поют соловьи, дрозды, иволги.

Находясь за границей, вдали от Родины, писатель очень скучал по ней. 30 мая 1882 г. в письме поэту Я. П. Полонскому он писал : “Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, никогда не увижу”.

Я приглашаю вас совершить заочное путешествие в Спасское-Лутовиново, в тот красивейший уголок России, который дал миру такого замечательного писателя.

Просмотр слайдов" Спасское-Лутовиново".

Слово учителя.

В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Ей было 22 года. Она была всемирно известной певицей. Внешне она не была красавицей. Когда она появилась на сцене, все сразу отметили: “Некрасивая”.

Она была небольшого роста, смуглая, глаза черные, черты лица неправильные. Но когда она запела, как будто произошло чудо. У нее был бархатный, очень богатый голос. Меццо – сопрано. Аплодисменты долго не смолкали.

Полина Виардо стала кумиром 25-летнего Тургенева. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. На всю жизнь он сохранил большое чувство любви, которое Виардо внушила ему. Эта любовь длилась 40 лет. Тургенев так и не создал своей семьи. Он, по его же словам, “принужден был жить на краю чужого гнезда”. Кто виноват в этом? Судьба? Или виною сам Тургенев? Наверно, и то, и другое. Но именно Полина Виардо была в последние дни рядом с Тургеневым, а ее дочь сопровождала в Россию гроб с телом писателя.

Прослушивание романса “Я все еще его безумная люблю...”

6. Неизвестное о Тургеневе (рассказывает ученица).

О Тургеневе написано очень много литературы, по его произведениям сняты художественные фильмы. Сегодня на уроке вы узнаете неизвестное о Тургеневе.

Иван Тургенев с дыркой в голове… Тургенева по праву можно было бы назвать “самой большой головой русской литературы”. Во всяком случае, как установили анатомы, его мозг – 2000 грамм – превышает по весу мозг других знаменитых людей. Быть может, именно поэтому, как выразился Боткин, “на такую большую голову у творца просто не хватило материала”: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: “Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии…Чего тут ждать, когда на самом темени провал!”

Легкомысленная молодость Тургенева… В молодости Тургенев был весьма легкомысленной личностью, если не сказать больше. Мог, например, наприглашать к себе на обед кучу гостей, а потом “случайно” об этом забыть. На следующий день гости, разумеется, высказывали свое крайнее недовольство нерадивому хозяину. Тургенев начинал заламывать себе руки и отчаянно извиняться, ссылаясь на разные причины. Затем тотчас же приглашал к себе на обед, обещая при этом искупить вину неслыханным пиром. Гости смягчались, но когда в назначенный день и час они вновь съезжались к Тургеневу, хозяина опять не оказывалось дома! Далее все повторялось: горячие извинения и новые приглашения на обед… За эти и другие “шалости” Белинский называл Тургенева не иначе как “мальчишкой”.

Большие странности Тургенева… Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича была свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: “Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом”. Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и … ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила. Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте. По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. “Смотри, – говорил он Полонскому, – я начинаю справа этим гребнем… пятьдесят раз, потом налево… пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем – сто раз. А потом– щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным, всегда было моей страстью с самого детства.

7. Слово учителя о “Стихотворениях в прозе” .

На склоне лет в тяжелый период жизни И.С.Тургенев написал цикл “Стихотворения в прозе”. Их можно назвать поэтическими миниатюрами. Они называются стихотворениями, хотя и написаны прозой, так как они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.

И.С.Тургенев назвал этот цикл “Senilia” (“Старческое”). Ученики читают наизусть стихотворения в прозе:

1. “Мы еще повоюем!” (главная мысль – торжество жизни, гимн храбрым).

2. “Житейское правило” (главная мысль – “чтобы быть счастливым, надо научиться страдать”).

3. “С кем спорить” (главная мысль –спорь: в споре обязательно чему-нибудь научишься).

4. “Русский язык” (это завещание потомкам).

Учитель.

– Ребята! Представьте себе, что к вам в гости пришел сам И.С. Тургенев. Какие вопросы вы хотели бы ему задать?

8. “Авторский стул” (в кресле сидит ученик).

1) Вопрос. – Кого Вы считаете своим учителем?

Ответ. – Своим учителем я считаю великого русского критика Виссариона Григорьевича Белинского.

2) Вопрос. – Почти всю жизнь Вы прожили за границей, вдали от Родины. Не скучали ли Вы по ней?

Ответ. – Действительно, я много лет прожил за границей. Судьба подарила мне встречи с замечательными зарубежными писателями Эмилем Золя, Ги де Мопассаном, Жорж Санд. Но я всегда скучал по своей Родине, по родному Спасскому.

3) Вопрос. – Почему Вы рассорились с Некрасовым?

Ответ. – Некрасов, Добролюбов считали, что нужна революция для изменения мира к лучшему. Я же всегда был против революции. После выхода статьи “Когда же придет настоящий день” я ушел из журнала “Современник”.

4) Вопрос. – Вы всю жизнь любили только одну женщину. Как Вы считаете, такое возможно сейчас?

Ответ. – Действительно, я однолюб. Хотелось бы верить в то, что и в XXI в люди способны на такую большую любовь.

9. Выводы по уроку.

Итак, что мы делали сегодня на уроке, что вы узнали о И.С.Тургеневе, что вам запомнилось? В начале урока я напомнила вам слова И.С.Тургенева о том, что у каждого человека есть своя судьба, каждый делает свою судьбу сам. И в этом смысле жизнь и судьба И.С.Тургенева – яркий тому пример. Замечательный певец России умер на чужбине, один. Но остались его романы, очерки, рассказы. Осталась благородная память читателей.

10. Домашнее задание.

Написать эссе:

  1. “Место и роль И.С.Тургенева в русской литературе”.
  2. “Как изменилось мое представление о Тургеневе?”