Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 11


I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Возникновение войны с Россией было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. В Европе только Англия и Россия сохраняли независимость. В начале XIX века отношения у России с Францией складывались непросто. Понимая неизбежность столкновения, обе страны готовились к войне. Наполеон ещё в 1811 году говорил: “Через 5 лет я буду господином мира. Остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.

К началу войны с Россией французская армия насчитывала 600 тыс. человек и 1372 орудия. Войска возглавили знаменитые генералы: Ней, Мюрат, Даву. Русская армия насчитывала 220 тыс. человек и 900 орудий.

Наполеон рассчитывал в ходе войны стремительным ударом разгромить русские войска в приграничных сражениях, захватить Москву, заставить Александра I подписать мир и поставить Россию на колени. Наполеон сказал так: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце”. Всю Россию он не предполагал завоёвывать. Он хотел отторгнуть часть территории России до Москвы и превратить Александра I в зависимого от него правителя. Кроме того, через территорию России Наполеон хотел нанести смертельный удар по Англии, лишив её Индии.

Русское командование предполагало дать приграничное сражение и перенести военные действия за границу России.

Боевые действия Отечественной войны 1812 года можно разделить на 2 этапа:

1 – от вторжения “великой армии” Наполеона до соединения русских войск под Смоленском. Сражение при селе Бородино, оставление Москвы. Тарутинский манёвр русской армии (июнь – сентябрь 1812 г.)

2 - отступление наполеоновских войск из Москвы, контрнаступление русской армии, разгром и изгнание остатков войск Наполеона из России (октябрь – декабрь 1812 г.).

Русская армия состояла из 3-х частей и была рассредоточена вдоль западной границы.

I Западная армия генерала Барклая-де-Толли М.Б. была расположена в Литве и прикрывала Петербургское направление.

II Западная армия генерала Багратиона П.И. прикрывала Московское направление и дислоцировалась в Белоруссии.

III Западная армия генерала Тормасова А.П. располагалась в Украине и защищала Киевское направление.

Армии Багратиона и Барклая-де-Толли с боями отступали вглубь страны. Лишь в конце июля армиям удалось соединиться в г. Смоленске. Так был сорван план Наполеона разбить 2 армии поодиночке и принудить Россию к капитуляции. Отступление русских войск, вызывало растущее недовольство в армии и народе. Начались разговоры об измене в армии (командующий Барклай-де-Толли был шотландцем по происхождению). Требовали назначить главнокомандующим генерала от инфантерии (пехоты) М.И.Кутузова. Но любимцем царя Кутузов не был. Александр не мог простить ему его самостоятельности, популярности в народе и поражения под Аустерлицем. Несмотря на это, Александр I, вопреки своему желанию, был вынужден в августе подписать указ о назначении Кутузова главнокомандующим.

Приезд Кутузова в армию вызвал общее ликование. Солдаты говорили “Пришёл Кутузов бить французов”. Кутузов одобрил действия Барклая-де-Толли и продолжил отступление ещё ближе к Москве. От него ждали генерального сражения. В 124 км от древней столицы, у села Бородино, Кутузов решил дать сражение Наполеону.

Силы сторон перед битвой были примерно равны: русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 135 тыс. человек и 587 орудий.

Цели сторон в этой битве были следующими: Наполеон хотел разгромить русскую армию и взять Москву. Кутузов хотел подорвать наступательный порыв французов, сделать дальнейшее наступление невозможным и перейти в контрнаступление.

Бородинское сражение началось 26 августа (7 сентября н.ст.) 1812 г. Оно включает в себя несколько этапов: Раннее утро – главный удар французов по левому флангу русских войск под командованием Багратиона, где были вырыты земляные укрепления – флеши. Багратион в бою был смертельно ранен. Утро (до 12 час.) - удар французов против центра русских войск в районе батареи Раевского. День – действия русской кавалерии генерала Уварова и казаков атамана Платова на левом фланге для помощи центру русских войск. Вечер (до 18 час.) – безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.

Потери во время Бородинской битвы: у французов убиты 59 тыс. солдат и офицеров (58% кавалерии и 44 % пехоты). У русских убиты и ранены 39 тыс. солдат и офицеров, в том числе П.Багратион, Н.Тучков, А.Кутайсов.

Наполеон, оценивая эту битву, позднее сказал: “Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”. Бородино стало политической и моральной победой русских, была ослаблена французская армия. Кутузов так писал жене после битвы: “Я, слава Богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартием”.

Кутузов, не получив резервов, возобновил отход русской армии. Встал вопрос о судьбе Москвы. Несмотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов, получивший накануне чин генерал-фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Кутузов сказал на Совете: “С потерей Москвы не потеряна ещё Россия”.

Русская армия, отойдя от Москвы, совершила оригинальный замысел - Тарутинский марш-манёвр: сначала она двигалась по Рязанской дороге, а потом скрытно перешла на Калужскую дорогу и развернула лагерь у села Тарутино.

Наполеон вошёл в Москву 3 сентября и отдал её на разграбление своей армии. Город уже был оставлен её жителями (беспрецедентный случай в истории!). В соборах Кремля были устроены конюшни. В Архангельском соборе были разворованы захоронения русских царей. Начались пожары, которые уничтожили две трети (6500) домов в Москве. Французская армия морально разлагалась, постепенно превращаясь в сборище грабителей и мародёров. Было разграблено множество церквей: золотые и серебряные предметы старины и утвари переплавлялись в слитки для удобства.

Кутузов в течение месяца “Тарутинского стояния” увеличил численность русской армии в 2 раза, в 4 раза увеличилась конница, в армию поступило 620 новых пушек. Армия Наполеона потеряла за это же время 30 тыс. человек (из 100-тысячной армии). Кутузов этот период называл “малой войной” и избегал генерального сражения. Кроме того, Кутузов своей армией перекрыл возможность Наполеону двинуться на Тулу с её оружейными заводами и на Калугу, где были склады продовольствия и оружия. Кроме того, французы надолго потеряли противника из вида.

С первых дней война носила отечественный, всенародный характер: формировалось ополчение, шёл сбор пожертвований в пользу армии, началось партизанское движение. Армейский “летучий” отряд партизан возглавил Денис Давыдов, адъютант П.Багратиона, другой отряд возглавил Александр Фигнер. Крепостной крестьянин Герасим Курин организовал партизанский отряд под Москвой численностью 5,5 тыс. человек. В Смоленской губернии успешно действовал отряд, возглавляемый крестьянкой Василисой Кожиной. Её отряд уничтожил 1700 и взял в плен около 1000 французских солдат и офицеров.

Тем временем приближалась зима, и маршалы указывали Наполеону на невозможность оставаться дальше в сожжённой Москве, без продовольствия и фуража. Разложение армии было настолько сильным, что у Наполеона было 2 выхода: немедленно подписать мир, или начать отступление. Наполеон безуспешно ждал от Александра I ключи от города. Трижды он пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма от русского императора он так и не получил.

19 октября французы покинули Москву, пытаясь выйти к Калуге к продовольственным и оружейным складам русских, закрепиться там до весны 1813 года, а потом начать новую кампанию против России. Кутузов поставил перед русским войском задачу: заставить французов свернуть на разорённую ими Смоленскую дорогу, окружить армию Наполеона и разгромить её окончательно.

В районе Тарутино произошло 1-е сражение, после которого Кутузов писал: “Французы первый раз бежали, как зайцы”. С этого сражения начались активные наступательные действия русской армии. Следующее крупное сражение произошло под Малоярославцем.

В итоге, Наполеону пришлось отступать по ими же разорённой Смоленской дороге. Началось преследование неприятеля. Русская армия наступала фронтом 60-70 км, постоянно нанося удары по флангам и тылу отступающих французов. Произошло несколько крупных сражений. В одном из них, при городе Красном, участвовал сам Наполеон, который сказал: “Довольно мне разыгрывать императора, пора снова стать генералом”. Несмотря на участие Наполеона в этом сражении, французы были разбиты. Среди трофеев оказались маршальский жезл Даву и штабные карты Малой Азии и Индии, которые Наполеон мечтал покорить после похода на Россию. В ходе этих сражений, с 19 октября по 19 ноября, были убиты и ранены 90 тыс. французских солдат и офицеров, захвачено 500 пушек.

Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить остатки своей “Великой армии” через реку Березину. В итоге, Наполеон бросил армию, артиллерию, обозы, не успевшие переправиться на правый берег реки, и поджёг мост, чтобы оторваться от преследования. За 5 дней переправы его армия потеряла убитыми, ранеными, утонувшими, пленными около 50 тыс. человек. Наполеон тайно бежал в Париж. На вопрос приближённых, где же его армия, он вынужден был ответить: “Армии больше нет!”.

В конце декабря 1812 г. Кутузов докладывал в Петербург: “Война окончилась за полным истреблением неприятеля”. 6 января по н.ст.1813 г. Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны.

Характер войны со стороны России был справедливый, освободительный, народный. Победа в Отечественной войне имела большое значение для русского народа:

Удалось отстоять национальную независимость, целостность, государственную самостоятельность России.

Началось освобождение покорённых Наполеоном народов Европы в ходе заграничного похода русской армии.

II. ИГРА-ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА”

В игре принимают участие все классы. В начале учитель истории рассказывает о войне. Сама игра предполагает несколько этапов. Каждый этап имеет своё название и свои вопросы. Каждый класс проходит все этапы, отвечает на 1 простой вопрос и 1 сложный вопрос. Засчитываются только абсолютно правильные вопросы.

Кроме того, учащиеся должны выполнить спортивное упражнение на каждом этапе: бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и затем сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т.п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап и затем проводится награждение победителей.

Примерные вопросы для участников игры приводятся только для 1-го этапа ввиду ограниченного объёма данной статьи.

ЭТАПЫ ИГРЫ:

  1. Вильно. Начало войны.
  2. Витебск. Планы сторон.
  3. Смоленск. Смоленское сражение.
  4. Вязьма. Исторические портреты полководцев.
  5. Бородино. Бородинское сражение. Совет в Филях. Оставление Москвы.
  6. Тарутино. Тарутинский манёвр. Гибель “Великой армии”.
  7. Малоярославец. Партизанское движение.
  8. Березина. Итоги Отечественной войны и её значение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

1-й этап. Вильно. Начало войны. Примерные “Простые вопросы”:

1. В связи с каким событием в России говорили о нашествии “двунадесяти языков”:

а) в связи с эмиграцией дворянства из революционной Франции

б) в связи с прибытием в Россию посольства из Персии

в) в связи с войной с Наполеоном в 1812 г.

2. Кто был главнокомандующим русской армией в первый период войны:

а) Барклай-де-Толли

б) Кутузов

в) Багратион

3. Какое соотношение сил было у русской и французской армий накануне вторжения Наполеона в Россию:

а) численность армий была равной

б) французская армия превосходила русскую армию в 3 раза

в) численность русской армии была больше, чем у Наполеона

4. Кому принадлежат эти строки: “Зима двенадцатого года настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?”:

а) А.Пушкину

б) М.Лермонтову

в) А.Грибоедову

5. Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812 г.:

а) М.Ней

б) Е.Богарнэ

в) И.Мюрат

6. Во время войны 1812 г. в среде русского дворянства возросла потребность в преподавателях этой дисциплины:

а) верховой езды

б) фехтования

в) русского языка

7. Расположите в хронологической последовательность события войны 1812 года:

а) Тарутинский манёвр

б) Совет в Филях

в) Смоленское сражение

г) Пожар Москвы

1_______

2______

3______

4______

8. Расшифруйте названия населённых пунктов, связанных с войной 1812 года (в каждом названии есть 1 лишняя буква):

а) ИБФИЛ ________________

б) ОАСКМВО _____________

в) НТРТАУИОН ___________

Вопросы сложного уровня

1. Кто это сказал: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце”:

а) Наполеон

б) Мюрат

в) Нэй

2. О ком идёт речь в этих фрагментах: “Властолюбив, склонен к тщеславию. Это накладывало отпечаток на все его проекты, затрагивающие интересы самодержавия, а значит, его личную власть. А.С.Пушкин написал о нём:

“Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда”.

П.Вяземский сказал о нём: “Сфинкс, не разгаданный до гроба”.

а) Павел I

б) Александр I

в) Николай I

3. Расположите эти фрагменты в хронологическом порядке:

а) Покрылась пепелом Москва!
Дымятся терема, святыни;
До облак взорваны твердыни”. (В.Капнист)

б) “Желая овладеть вселенной,
Он шёл Россию покорить” (К.Рылеев)

в) Но Бог помог – стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей” (А.С.Пушкин)

г) “И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!” (М.Лермонтов)

1)________

2)________

3)________

4)________

4. Об этом полководце после его смерти на Бородинском поле в журнале “Московский вестник” были написаны такие строчки:

“Когда всё русское за родину стремилось,
Он двинулся с мечом – и пал – и стихнул гром.
Герой! Отечество в тебе одном
Сто тысячи сынов лишилось!”

а) Багратион

б) Барклай-де-Толли

в) Кутузов

5. О каком главнокомандующем русской армии в период Отечественной войны 1812 г. идёт речь в этих воспоминаниях: С.Глинка: “Назначение его главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе”. Сегюр: “В нём было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасёнными”.

а) Багратион

б) Барклай-де-Толли

в) Кутузов

6. О каком главнокомандующем русской армии в период Отечественной войны 1812 г. идёт речь в этих воспоминаниях:

А.Ермолов: “Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский”.

И.Жиркевич: “Но какая злость и негодование были у каждого на него в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!”.

а) Багратион

б) Барклай-де-Толли

в) Кутузов

7. Великий русский полководец А.В.Суворов говорил: “Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень…”:

а) “никто уже не пройдёт”

б) “всё равно пройдёт русский солдат”

в) “только птица пролетит”

8. Этот российский полководец с отчеством ИВАНОВИЧ из грузинских князей царского рода был участником походов А.Суворова, войн с Францией, в Отечественную войну 1812 года смертельно ранен в Бородинском сражении:

а) Барклай-де-Толли

б) Багратион

в) Давыдов

9. Кто это сказал: “Зная этого человека, я вначале противился его назначению, но когда письмом от 5 августа 1812 года сообщил мне, что вся Москвы желает, чтобы командовал Кутузов… мне оставалось только уступить единодушному желанию и я назначил Кутузова…”:

а) Александр I

б) Павел I

в) Николай I

10. О каком сражении Отечественной войны 1812 г. идёт речь в воспоминаниях его участника Никиты Муравьёва:

“Таким образом, кончилось главное побоище, в котором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000...Во всей России отслужили благодарственные молебствия...”.

а) Смоленское сражение

б) Бородинская битва

в) Битва при Малоярославце

11. О каком русском полководце идёт речь в этом фрагменте: “Но какая злость и негодование были у каждого на него в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!”

а) Барклай-де-Толли

б) Багратион

в) Давыдов

12. Какой полководец на совете в Филях сказал так: “Чтобы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией”

а) Барклай-де-Толли

б) Багратион

в) Кутузов

13. О каком русском полководце идёт речь в этом описании: “Знал 6 иностранных языков. До войны 1812 года прославился на дипломатическом поприще. Был послом в Османской империи. Прославленный полководец войны 1812 года, после Бородинского сражения получил чин генерал-фельдмаршала”:

а) Барклай-де-Толли

б) М.Кутузов

в) Д.Давыдов

Список использованной литературы

  1. Агеева И. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. М.,2007.
  2. Балязин В. Занимательная история России. 1801-1825 годы. М.,2003.
  3. Данилов А., Косулина Л. История России. XIX век. 8 класс. М., 2011.
  4. Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. Субботина М., Горячева И. и др. М.,2003.
  5. Кириллов В., Чернова М. История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки. и сценарии уроков. Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Кишенкова О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. История России. Основная школа. М.,2006.
  7. Колганова Е., Сумакова Н. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. М.,2005.
  8. Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 кл. Сост. К.Волкова. М.,2011.