Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» ориентирована на следующие направления: социальное и духовно-нравственное.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.

Кружковая работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем. [7]

Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.

Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу, в лес, поле, на озеро; встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа в школьном краеведческом музее, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по музею.

Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарий растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.

Данная программа предназначена для учащихся первого класса, рассчитана на 34 часа.

Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира.

Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

Задачи:

  • побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;
  • приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
  • познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
  • организовать познавательную деятельность младших школьников.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Юные краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Содержание курса.

Введение - 1 час.

Знакомство с целями и задачами кружка «Юные краеведы». Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

Раздел 1. «Я и моя семья» – 5 часов.

Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Кружковцы либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток). Семейные реликвии. Создание уголка старых вещей в школьном краеведческом музее. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек). Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры). Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».

Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, друзья» – 4 часа.

Бережное отношение к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Приглашение родителей для совместного с детьми решения, что можно сделать во дворе своими руками (помочь посадить цветы, расчистить снег, построить горку и т.д.). Взаимоотношения с соседями, друзьями.

Раздел 3. «Наша школа» – 5 часов.

Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. Проводятся экскурсия по школе, экскурсия в зал Боевой славы, в школьный краеведческий музей. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество.

Раздел 4. «Село, в котором я живу – 8 часов.

Знакомство учащихся с историей села. Обращается внимание на название села, его значение. Географическое положение села. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их село стало ещё лучше. Рассказы о людях, прославивших наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства. Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего села (выставки). Бытовая экология. Занятие посвящено природе и интересным природным объектам: лес, животные, деревья, травы. Зимующие и перелётные птицы (ремонт и обновление кормушек). Экологические проблемы нашего посёлка. Возможна экскурсия-прогулка по селу.

Раздел 5. «Деятели культуры моего края» – 2 часа.

Выяснение того, кто из деятелей культуры был связан с родным краем. Знакомство с творчеством поэтов-земляков, с творчеством заслуженного артиста-односельчанина.

Раздел 6. «Мой край в годы войны с фашистами» – 3 часа.

Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории села. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в комнату Боевой Славы и к мемориалу.

Раздел 7. «Моя Родина» – 6 часов. [7]

На занятиях рассматривается название нашей страны, её размеры, историческая роль. Следует обратить внимание на то, что не все дети различают понятия «страна» и «город». Целесообразно использовать впечатления детей, которые с родителями бывали в других городах страны. Это позволит постепенно расширить круг представлений о Родине. Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Изучается символика нашего государства. Конкурс рисунков «Моя малая родина».

Литература.

  1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.
  3. Культура Омского Прииртышья: Литература Омского Прииртышья: хрестоматия: в 2 ч..; ч.1./сост. Ю.П. Зародова и др.– Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
  4. Культура Омского Прииртышья: Язык и речь жителей Омского Прииртышья: хрестоматия /сост. М.А. Булавина, З.И. Рудакова.– Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
  5. Культура Омского Прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство: хрестоматия /авт.-сост. И.Н. Макарова, О.М. Предит и др.; Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
  6. Культура Омского Прииртышья: Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья: хрестоматия /авт.-сост. Л.А. Банкет и др.– Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
  7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов /сост. Р. В. Назарова и др. – Москва «Просвещение», 1988, с. 31-35.
  8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4). М., «Просвещение», 1990.
  9. Учебная хрестоматия по народной культуре для начальной школы (в рамках реализации регионального компонента «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья») /автор-составитель Кучегура Л.А. – Омск: Изд-во ООИПКРО, 2004.

Приложение 1