Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Задачи.

  • Обучающая - показать, что героиня Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой деятельной любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
  • Развивающая - продолжить наблюдение за характером обработки Некрасовым фольклорных текстов.
  • Воспитательная - воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.

Домашнее задание к уроку. Прочитать “Крестьянку” до конца. Выбрать наиболее драматические эпизоды из жизни героини, подготовить их краткий пересказ или чтение отдельных строф.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, тексты с произведением “Кому на Руси жить хорошо”, портрет Матрёны Тимофеевны, проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент 3 минуты

2. Систематизация знаний по теме 35 минут

3. Подведение итогов 2 минут

Ход урока

1.Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь
Н.А.Некрасов.

Учитель. Фольклорный материал, использованный в поэме, раскрывает душевное богатство героини. Её восприятие поступков других людей всегда искренне, идёт от глубины переживания. Страстную силу чувств запечатлели песни из главы “Дёмушка”, где Матрёна Тимофеевна рассказывает о гибели сына, о пережитом отчаянии, взрыве протеста против чиновников (“Из тонкой из пелёночки повыкатила Дёмушку...”). К словам “Злодеи! Палачи!” Некрасов сделал примечание: “Взято почти буквально из народного причитания”.

Беде за бедой переживает Матрёна Тимофеевна (слушаются рассказы по главам 4-6).

- Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Карточка № 1. Песня “На горе стоит ёлочка”

Задание. Это одна из немногих народных песен, включённых Некрасовым в текст поэмы без всяких переработок. Как вы думаете, чем она привлекла поэта? Готовя ответ, перечитайте песню несколько раз, вслушивайтесь в её напев. О чём она? Это свадебная песня; с кем ассоциируется образ ёлочки? Внимательно перечитайте строки, в которых Матрёна Тимофеевна вспоминает ту трудную в своей жизни ночь, когда она услышала эту песню.

На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька.
Приходил к ней батюшка,
Будил её, побуживал:
Ты, Машенька, пойдём домой,
Ты, Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет...
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходила к ней матушка,
Будила, побуживала:
Машенька, пойдём домой!
Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет...
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходит к ней Пётр,
Петр сударь Петрович,
Будил её, побуживал:
Машенька, пойдём домой!
Душа Ефимовна, пойдём домой!
Я иду, сударь, и слушаю:
Ночь светла и месячна,
Реки тихи, перевозы есть,
Леса темны, караулы есть.

- Какой момент в душевном состоянии девушки передаёт песню? Для чего использован трёхкратный повтор одной и той же ситуации? Для чего употребляется так много слов с уменьшительными суффиксами?

Нежно и ласково передаёт песня важнейший момент в жизни девушки – расставание с любимым отцом и матерью. Не переставая их любить и уважать, дочь решается уйти в новую жизнь, к суженому.

Обратим внимание, что “Песня введена в текст поэмы своеобразно: Матрёна, отправляясь в трудный путь (чтобы спасти мужа), не поёт эту песню, а лишь слышит её. Благодаря такому приёму любовное чувство Матрёны (с которым перекликается содержание песни) как бы приобретает оттенок полувысказанности, особенной нежности.

Карточка № 2.

Молитва Матрёны Тимофеевны (Глава “Губернаторша”.)

Задание. Познакомьтесь с высказыванием Г.Федотова, философа, исследователя русских духовных стихов. “Вся тоска страдающего человека, всё умиления перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь... Она...остаётся в отличие от Христа, связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей”. Что дают слова исследователя для понимания молитвенного обращения Матрёны Тимофеевны к Богоматери?

Текст молитвы сложился у поэта не сразу. При этом наброски очень отличаются от окончательного текста. Сравните.

Из черновых вариантов Окончательный текст
Против Деминой могилушки,
Против белой церкви Божией,
На колени стала я.
Владычица,
Будь заступница моя!
Очисти Матерь Божия
До города дороженьку,
Введи меня, Владычица,
В чертоги неприступные
Земного судии,
Своей нетленной ризою
Покрой меня, Владычица.
------------------------------
Вложи в уста несмелые
Слова неотразимые,
Вложи в уста мои,
Смягчи его, Владычица...(V,466)
“Открой мне, Матерь Божия,
Чем Бога прогневила я?
Владычица! Во мне
Нет косточки не ломаной,
Нет жилочки нетянутой,
Кровинки нет непорченой, -
Терплю и не ропщю!
Всю силу, Богом данную,
В работе полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Ты видишь всё, Владычица
Ты можешь всё, Заступница!
Спаси, Рабу свою!”
---------------------
Молиться в ночь морозную
Под звёздным небом Божиим
Люблю я с той поры (V, 177)

- Как изменился характер просьбы Матрёны Тимофеевны, обращённой к Богородице? Какие слова в окончательном тексте молитвы нашёл Некрасов для выражения главной жизненной позиции героини, её понимания содержания и смысла своей жизни? Как это её характеризует? Почему Некрасов изменил место, где молится героиня?

Карточка № 3. Песня “Хорошо, светло...”

Задание. Перечитайте песню “Хорошо, светло...”. Её фольклорные источники не найдены. Она составлена поэтом. По звучанию и содержанию стихи близки ко многим народным песням. Какие чувства выражены в песне? Почему Некрасов так подробно называет всё, что радует Матрёну и её мужа – леса, поля, воды вешние, жаворонков... Какие слова точнее передадут характеристику героини: “Она радуется”, “У неё хорошее настроение” или “Проявляется жизнелюбие героини”? Какое качество героини обнаруживается в многократном величании губернаторши? Возвращаясь в семью, где ей приходится выносить столько обид и несправедливостей, Матрёна фактически прощает недобрых к ней людей (“Вы садитесь-ка, Вы не кланяйтесь...”).

- Сила или слабость человека проявляется в умении прощать? Почему Некрасов несколько раз говорит об этом качестве Матрёны (вспомните прощение деда Савелия)?

Карточка № 4. “Бабья притча”.

Задание. В черновых набросках к главе “Бабья притча” сохранился некрасовский пересказ легенды о золотых ключах, которую прочитал у Барсова. Эту народную легенду, тоже исполнявшуюся Федосовой, он значительно переработал. Сначала для себя он составил её письменный пересказ. Сравните текст легенды, с которым работал поэт, с той притчей, которую рассказывает Матрёна Тимофеевн (от слов “...ключи от счастья женского...”).

- Какой главный мотив и какие образы заимствованы поэтом?

Некрасов работал с легендой, названной “Происхождение горя общественного” Как бы вы назвали ту легенду, которую сочинил он?

- Для чего же всё-таки Некрасов положил в основу своих стихов народную легенду?

Сравните свои размышления с выводом учёного: “ По содержанию притча напоминает одну из фольклористических записей Некрасова, но центральный образ ключей от счастья женского создан самим поэтом. Всё же в этой притче ощущается ориентация на фольклор (на народное причитание), которая выполняет важную роль: она даёт понять, что это глубокое раздумье о судьбах человеческих, эта своеобразная житейская философия – относится к народному типу мышления”.

Творческое задание на уроке: составьте рассказ: “Как Некрасов писал “Ключи от счастья женского...”

Текст легенды в пересказе Некрасова

Происхождение горя общественного (читает учитель)

Случилось ловцам изловить в океане рыбу – хвост у рыбы будто лебединый; голова козлиная; распороли рыбу: множество песку ею проглочено. Да ещё сглонуты ключи позолоченные: прилагали ключи к Божиим церквам и к торговым лавочкам, но они приладились только к тюрьмам заключённых. Не поспели отпереть двери как:

С подземелья злое горе разом бросилось...
...Поедать стало удалых добрых молодцев,
Много прибрало семейных головушек
Овдовило честных мужних молодних жён
Осиротило малых детушек
С того мор пошёл на скотинушку
Зябель на хлебушки
Смерть и горе на добрых людей (V, 397-398)

(пунктуация авторская)

Учитель. Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера. Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны. Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашняя работа. Сочинение.

Список литературы.

  1. Русская литература 19 века. Вторая половина. Москва, Олма- Пресс, 2002 г.
  2. К.И.Чуковский Мастерство Некрасова. Москва, 1971 г.
  3. Учебник литературы 10 класс. Лебедев Ю.В. в двух частях.
  4. И.В.Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века.

Презентация.