Логопедический компьютерный практикум. Тема: "В гостях у Тигренка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш], букв "с, ш" в слогах, словах, предложениях"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Тип занятия: логопедический компьютерный практикум.

Группа обучающихся (2 ученика) 4 класса

Технологии:

1. Образовательные:

  • технология групповой деятельности;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология.

2. Педагогические:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология индивидуального обучения.

3. Информационные технологии:

  • компьютерный продукт на базе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере": «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе" (авторы: Варченко В.И., Клетнов Л.И., Ларина О.Б., Назарова Г.А.., г. Калининград, 2005, www.logozavr.ru)
  • специализированная компьютерная технология коррекции речи «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова, г. Пермь, 2004)
  • Интернет-ресурсы: «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр www.logozavr.ru; viki.rdf.ru.

Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цели:

  1. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков [с], [ш]; дать характеристику звуков [с], [ш] с опорой на артикуляционный уклад; закрепить правильное произношения звуков[с], [ш] в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навыки дифференциации букв с, ш в письменной речи..
  2. Развивать фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся (умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы);
  3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече-двигательного через выполнение заданий и упражнений;
  4. Воспитывать деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность

Оборудование: карточки с пословицами, плакат – «ракета» с мордочками тигрёнка и дракончика, карточки со стрелками, маршрутные листы от Логоши, мячик, картинки (мишка – миска, кашка – каска), шуточные удостоверения о прохождении логопедического компьютерного курса «В гостях у Тигрёнка и Логоши», аудиозапись звуков [с] (сдувание шарика), звука [ш] (шипение змеи), карандаши синего, зелёного цвета, слоговые таблицы, карточки с названиями «согласный», «глухой».

ИКТ – оборудование:

  • компьютер;
  • колонки, наушники, микрофон;
  • ноутбук.

Подготовительная работа: сочинения по теме «Моя семья», фотографии семей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Пение песенки-чистоговорки «Кто хочет разговаривать».

Кто хочет разговаривать,   Мы будем разговаривать,
Тот должен выговаривать   И будем выговаривать
Все правильно и внятно,   Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.   Чтоб было всем понятно.

 

II. Новый материал.

1. Объявление темы урока.

Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы в гостях у наших друзей –Тигрёнка и дракончика, которого зовут Логоша. Они помогут нам провести логопедический компьютерный практикум. С помощью Тигрёнка и Логоши мы будем учиться различать звуки [с], [ш], читать слоги, слова, предложения с буквами с, ш.

2. Анализ артикуляции звуков [с], [ш] (работа у большого зеркала).Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно знать, какое положение принимают губы и язык.

Произнесите звук [с]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «сдувание шарика»)

Какое положение принимают губы и язык? (губы принимают положение «улыбки», язык за нижними зубами, занимает положение «горочки», воздушная струя холодная).

Произнесите звук [ш]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «шипение змеи»)

Что можно сказать об артикуляции звука ш? (губы вытянуты вперед,, занимают положение «трубочки», язычок находится вверху, в виде «чашечки», воздушная струя теплая.

Проверяем работу голосовых связок.

Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

Итак, чем отличаются артикуляции этих звуков? (положением губ, языка)

Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание), “Маляр”, “Лошадки”.

3. Дифференциация звуков [с], [ш]. Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».

Мы замечательно поработали над артикуляцией звуков, поэтому идём в гости к Тигрёнку с его волшебным микрофоном.

Дети переходят к компьютеру, на котором установлена логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «просодика».

  • Упражнение «Ветерок» – на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы закрутилась мельница;
  • «Кораблики» – на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы кораблики переплыли озеро;
  • «Одуванчики» – коротким выдыхом сдуть парашютики с каждого одуванчика, поочерёдно произнося звуки [с], [ш].

Тигрёнок приготовил вам задания:

1) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение языка). Стрелочка вверх – звук [Ш], стрелочка вниз – звук [С].

2) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение губ).

«Улыбка» – звук [С], « кружок» – звук [Ш].

III. Музыкальная ритмическая пауза (координация речи с движением с элементами психогимнастики).

Музыкальная скороговорка

(пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)

У оленя дом большой (Дети показывают рога оленя)
Он глядит в своё оконце (Дети на уровне головы показывают «оконце»)
Зайка по лесу бежит, (Ладошки приставляют к голове – «заячьи ушки»)
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, дверь открой (Имитируют стук в дверь)
Там бежит охотник злой (Изображают злого охотника с ружьём)
Зайка, зайка, забегай! (Машут ладошкой, приглашая войти)
Лапку подавай. (Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую )

А теперь мы отправляемся в гости к другу Тигрёнка –Логоше ( на доске –плакат –«ракета», в которой в иллюминаторах видны мордочки тигрёнка и дракончика).

IV. Логопедический практикум.

Программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"

Дети садятся за парты с ноутбуками.

1. Анализ характеристики звуков.

Давайте расскажем Логоше, что мы знаем о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?( Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык)

Звуки [С], [Ш] звонкие или глухие? (глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают)

Что мы знаем о твёрдости – мягкости звуков [С], [Ш]? (звук [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый).

2. Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбивалочка».

Сейчас мы с вами поиграем в « выбивалочку».

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком [С] или [Ш]. А вы должны вернуть мяч, меняя звук [С] на звук [Ш], или наоборот.

Крыса –крыша, миска – мишка, кашка – каска, каша – касса, нас – наш.

 
кры…а – кры…а   ми…ка– ми…ка

Вывод: от одной буквы может зависеть значение слова..

Логоша засчитывает ваши ответы и выдаёт каждому из вас маршрутный лист, который допускает вас к полёту в ракете.

3. Развитие фонематического слуха.

  • 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам:

распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик – со звуком [Ш], 2 столбик – со звуком [С].

[Ш] [С]
чашка
машина
лягушка
шар
карандаш
шишки
аист
кактус
оса
лиса
автобус
лист

4. Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

  • 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24. Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).
  • 3 задание «Выбери», № 39. Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.

Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.

Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.

4 задание: чтение слоговых таблиц.

Прочитайте слоги по табличкам: ша-са, са-ша, аш-ас, яш-яс, ос-ош, ис-иш, шо-со, со-шо, ош-ос, иш-ис, ус-уш, ес-еш, шу-су, су-шу, уш-ус, еш-ес, ыс-ыш, яс-яш

  • 5 задание «Мостик», № 32. Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
  • 6 задание «Стыковка», № 78. Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
шу но
фо ба
как шок
сти ки
шиш тус
страш кус
  • 7 задание «Соедини», № 63. Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка

Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

  • 8 задание. Покажи картинку. (Сюрприз от Дракоши :Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтения слов и указанием соответствующей картинки).Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

1 ученик – №1(8 слов из 3-4 букв);

2 ученик – №16 (16 слов из 4-8 букв)

  • 9 задание: 1 ученику: «Секретные материалы», №39. Составить рассказ о семье.
Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники – (?) родители – (?) дети – (?). Обязанности каждого члена семьи – (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи. забота
люди
любящие
живущие
братья и сёстры
взаимопомощь
бабушки и дедушки
папа и мама
Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи – взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи.

Задание 2 ученику;

Восстановление пословиц по их началу и концу (работа по карточкам)

Логоша приготовил вам задание: соединить части предложений так, чтобы получились пословицы.

  • Делу – время, а потехе – час.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.

Задание: записать в тетрадь пословицы по теме «Семья». Обвести зелёным кружком согласный звук [сь] мягкий, синим цветом – согласные звуки [с], [ш] твёрдые.

Обучающиеся на нашем занятии – мальчики из многодетных семей. В семье Артёма – 7 детей, в семье Максима – 6 детей. Дети читают сочинения «Моя семья».

V. Итог занятия.

Мы и побывали в гостях у Тигрёнка и у Логоши.

Над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

Тигрёнок с Логошей благодарят вас за отличную работу и награждают удостоверением о том, что вы успешно прошли логопедический компьютерный практикум «В гостях у Тигры и Логоши». Логоша приглашает продолжить знакомство в интернете на сайте «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр www.logozavr.ru/

Какая пословица подходит к концу занятия? «Делу – время, а потехе – час».

Закончим наше занятие песенкой-чистоговоркой «Кто хочет разговаривать»

Кто хочет разговаривать,   Мы будем разговаривать,
Тот должен выговаривать   И будем выговаривать
Все правильно и внятно,   Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.   Чтоб было всем понятно.