Ваши старые знакомые: орфографические ошибки

Разделы: Русский язык


Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
А. П. Сумароков

Цель: актуализировать знания об орфографической ошибке, приобрести способность находить и исправлять орфографические ошибки.

Задачи:

  • Способность ставить учебную задачу.
  • Организовать коммуникацию при решении учебной задачи;
  • Выяснить причины и последствия ошибок;
  • Способность создавать сочинение-миниатюру, использовать разные типы текста (описание, повествование, рассуждение).

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Вероника Вольдемаровна. Сегодня у нас урок русского языка. Вы, конечно, знаете, что в современном мире очень важно знать язык. Вы пишете друг другу записки, смс и общаетесь в чатах. Порой не задумываетесь, как и что написали, есть какие-то ошибки в словах или нет. Мы посмотрим эпизод из мультфильма, а вы подумайте, какая тема сегодня на уроке. Попробуйте ее сформулировать, а начало я вам подскажу.

Фрагмент мультфильма: “В стране невыученных уроков” 2 мин. 22 сек. (13.49–15.07, 15.44–16.08).

1. Учитель: Кто может сформулировать тему? Итак, предлагаю начало: Ваши старые знакомые …

Ваши версии?

Ученики: Ошибки.

Учитель: Какие ошибки?

Могут молчать.

Учитель: Ваши старые знакомые – орфографические ошибки.

Учитель: Какая у нас сегодня учебная задача? Что необходимо сделать, чтобы раскрыть тему?

Ученики: Надо хорошо учиться…

Учитель: Конечно, правильно, но вы уже знаете, что бывают разные типы ошибок: речевые, которые определяются в контексте (например, неоправданный повтор слов в сочинении), грамматические ошибки в структуре слов ,например, едь, вместо поезжай, орфоэпические в постановке ударения (красИвее)? Какие ошибки на занятии будут интересовать нас? Что необходимо научиться делать с орфографическими ошибками?

Учебная задача: Научиться находить и исправлять орфографические ошибки.

Учитель: Зачем нам находить и исправлять орфографические ошибки?

Ученики: Быть грамотными, хорошо учиться по русскому языку.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. В 18 веке написаны эти слова, но актуальность не потеряли. Как вы понимаете эпиграф?

Ученики: Не всем нужно быть поэтами, но грамотными необходимо быть всем.

Учитель: Обратите внимание на устаревшее слово потребно. В “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимира Даля, над которым он в одиночку трудился всю свою жизнь. Потребный, надобный, нужный, необходимый; должный или полезный, добрый, благой. Вдумайтесь сколько смысла в этом слове.

2. Учитель: А что будет, если писать с орфографическими ошибками? Просто так: написал, как слышишь.

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик. Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку:

Ушол Щасвирнус занит К. Р.

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадачена и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. “Он “обалдевает” знаниями”,– сообщил ослик Иа– Иа.

Учитель: Как будет выглядеть записка мальчика, овладевшего знаниями по орфографии?

Напишите. Проверьте.

Ушел. Сейчас вернусь. Занят. К. Р.

Учитель: Что за ошибки допустил мальчик, который написал такую странную записку?

Ученики: Это орфографические ошибки.

Учитель: Что такое орфографическая ошибка? Как вы или учитель ее определяете?

Ученики: Когда тетради проверяют, тогда и находят. Ошибка в слове.

Учитель: Из сказанного вами можно понять, что орфографическая ошибка-это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме в слабой позиции. Какова слабая позиция для гласных и согласных?

Ученики: Для гласных – в безударном положении, для согласных на конце слова или перед другими звонкими или глухими согласными.

Учитель: Для чего нужно уметь писать грамотно и не делать орфографических ошибок? К чему они могут привести?

Ученики: Если делать орфографические ошибки, то можно не понять слова и это может быть смешным.

Учитель: А сейчас я расскажу историю, когда орфографическая ошибка может привести к трагическим последствиям.

3. Учитель: Л. Успенский в своей книге “Слово о словах” повествует о такой истории:

“В дни Великой Отечественной войны стоял столб возле дороги, на столбе стрела и странная надпись: “Оптека”.

Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно “аптека”– дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было нужно. Если же “оптика”– так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.

“И как только грамотный человек может такое написать?”– ворчал майор.

4. Попробуйте себя в роли редактора. Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте. Запишите исправленный вариант. Определите какие это ошибки:

Сестра любит братца за всякую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.

Ученики: Сестра любит браться за всякую работу. Ей сегодня не спится. Выходной переносится на пятницу.

Учитель: Как вы думаете, почему Лентяйкин допустил эти ошибки? Что он не знал? Какое правило забыл?

Ученики: Это орфографические ошибки. Лентяйкин забыл, что в глаголах слышится -ца, а пишется -тся или -ться, зависит от вопроса.

Учитель: Можем ли мы сказать, что нарушение орфографической нормы приведет к трагическим последствиям? Какой эффект достигается, когда читаем такие ошибки?

Ученики: Нет. Смешно.

Учитель: Да, орфографическая ошибка может привести как к трагическим последствиям, как со словом аптека, так и юмористическому эффекту. Мало кому приятно, когда высмеивают. Постараемся не быть Лентяйкиными. Какие орфографические ошибки допускаете вы?

Ученики: Безударная гласная в слове, корни с чередованием…

5. Учитель: Мы только что разобрали современные орфографические ошибки. Оказывается, есть ошибки, которые люди совершили давно, они прижились, и мы их воспринимаем как норму. Сейчас вы попробуете себя в роли “историков”, вам нужно в группе, используя знания, логику, смекалку, определить историю слова и тип ошибки, которую совершили люди в древнерусском языке. Задания для групп:

  • Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?
  • Как доказать, что правильным написанием должно было бы быть сваТьба, а не сваДьба?
  • Можно ли назвать слово калач, судя по его написанию, “не помнящим родства”?

Подсказки:

  • Что такое ведать?
  • Подберите однокоренные слова к слову свадьба.
  • Какой формы калач? Подберите слова, обозначающие эту форму.

Ответы:

1. В книге Ю. В. Откупщикова “К истокам слова” (М., 1986) рассказывается об истории русских слов, в том числе о слове свидетель: древнерусское слово свьдьтель было образовано от глагола вьдьти (“знать”) и означало человека, который что-то знает. В настоящее время мы связываем это слово с глаголом видеть, воспринимая в значении “очевидец”

2. В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного (т) перед звонким (д). Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.

3. Можно. Калач – круглый пшеничный хлеб, а образовано это слово от забытого корня коло– “круг”. В написании отразилось аканье. Колобок, околица, околачиваться…

Учитель: Все эти ошибки орфографические для древнерусского языка. Со временем законы московского произношения, которое легло в основу литературного языка (аканье, иканье) и озвончение закрепились на письме в некоторых словах, и это стало нормой. Что мы делали, решая учебную задачу, поставленную в самом начале урока?

Ученики: Орфографические ошибки люди совершали всегда, они приводят к непониманию смысла слова. К правописанию нужно относиться серьезно. Мы тренировались находить и исправлять орфографические ошибки.

6. Домашнее задание.

Учитель: Сегодня на уроке вы были внимательными слушателями, способными вступать в диалог, редакторами, историками языка, а сейчас попробуйте быть художниками слова. Очень часто ребята грамотно пишут диктанты, но когда создают творческие работы, забывают об орфографических нормах, а как мы сегодня убедились, этого делать нельзя.

Посмотрите на картину Ильи Машкова “Снедь московская. Хлебы”.

Создайте текст, сочинение-миниатюру, то есть несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих законченную развернутую мысль. Обратите внимание на орфограммы. Помните о последствиях орфографической ошибки.

1-й ряд создает сочинение-описание. Ответьте себе на вопрос: “Какие перед вами калачи?” Опишите так, чтобы тот, кто не видел картину, смог представить ее.

2-й ряд создает рассказ или сказку о калаче, что с ним происходило в разных ситуациях.

3-й ряд создает рассуждение о пользе или вреде калача.

Презентация.

Литература:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. (78,79с.).
  2. Шкатова Л. А. Задачник по русскому языку: Учебное пособие для учащихся 5–9-х классов средних школ. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство,1996. – 128 с. (с. 30, 43, 45).
  3. Предметные недели в школе: Русский язык и литература, составитель Л. И. Косивцева. – Волгоград: “Учитель”, 2002. – 92 с. (с.6).