Урок-исследование ""Толстый и тонкий": почему герои чеховского рассказа не имеют фамилий?"

Разделы: Литература


Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  • определить авторскую позицию и смысл названия произведения;
  • на основе анализа рассказа “ Толстый и тонкий” выяснить особенности чеховского юмора;
  • развивать навыки аналитической работы с текстом (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать);
  • развивать образное видение, творческие способности учащихся;
  • формировать навыки групповой и коллективной работы;
  • воспитывать высокие нравственные идеалы на примере личности писателя.

Оборудование: портрет писателя, выставка репродукций и рисунков к рассказу А.П. Чехова “Толстый и тонкий”, мультимедийный проектор для показа слайдов; задание для групп, карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.П. Чехова, юмористические рассказы которого мы читали в 5 классе и на уроках внеклассного чтения.

Большинство персонажей его юмористических произведений – мелкие чиновники со смешными, “говорящими” фамилиями: Пустяков, Червяков, Козявкин, Подзатылкин, Невыразимов.

У героев нашего сегодняшнего рассказа фамилий нет, есть только определения их внешности: “толстый” и “тонкий”. Случайно ли это? В чем суть авторского замысла?

Итак, тема нашего урока-исследования: “Толстый и тонкий”: почему герои чеховского рассказа не имеют фамилий?”, целью которого является: определить авторскую позицию и смысл названия произведения, а также выяснить особенности чеховского юмора.

II. Для того чтобы с задачей справиться, необходимо много знать о том времени, когда жил Чехов и герои его рассказов, знать особенности жизни и взглядов писателя.

Поможет нам в этом творческая группа, куда вошли ребята, интересующиеся историей и литературой. Они подготовили для вас слайды и сообщения.

Слово биографу, который расскажет нам об особенностях мировоззрения писателя, становлении его творчества (Приложение 1). (Показ слайдов, Приложение 1)

Герои рассказа “Толстый и тонкий” - чиновники. Расскажет о чиновничьей России 19 века архивист (Приложение 2). (Показ слайдов, Приложение 2)

Вопрос учителя. Что же помогли нам понять выступления ребят? (взгляды Чехова, о ком писал Чехов, понять канцелярские слова).

III. Постановка поисковой задачи. Обратимся к тексту рассказа. Сюжет прост: на Николаевской железной дороге (рисунок на доске) встретились два человека: и хотя мы уже со 2-го абзаца узнаем их имена, фамилий автор им не даёт и настойчиво называет “ толстый” и “тонкий”. Почему?

Ответ на вопрос готовим все вместе, работая в группах и анализируя текст рассказа.

У каждой группы вопросы для обсуждения на столе. Пользуясь текстом, дайте ответы на вопросы. Вопросы распределяет старший в группе и затем выступает, когда вы выполните задание. Во время ответа вы можете его дополнять, помогать ему.

Вопросы и задания группам

Блок № 1

Экспозиция

Сопоставьте толстого и тонкого в экспозиции рассказа по плану.

Толстый

1) Найдите описание толстого.

2) Выделите детали в описании его внешности.

3) Определите его внутреннее состояние.

4) Сделайте вывод о социальном положении.

Тонкий

1)Найдите описание тонкого.

2) Выделите детали в его описании.

3) Определите его внутренне состояние.

4) Сделайте вывод о социальном положении.

Какой художественный приём положен в основу сопоставления толстого и тонкого?

Блок № 2

Встреча приятелей

1.Кто первым бросается к другу? Как его называет?

2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах?

3. Оцените их внутренние состояние. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние.

4. Что мы узнаем из монолога тонкого? Оцените его монолог глаголами-характеристиками.

5. Каковы особенности речи героев? (Как говорит тонкий и как задает вопросы толстый?)

Блок № 3

Встреча чиновников

1. Какова причина перемены отношений?

2. Опишите изменения в поведении, внешности и речи тонкого? Какими средствами передает автор эти изменения?

3. Какие “вещные” детали, подчёркивают внутреннее состояние тонкого?

4. Как ведет себя толстый? Найдите ключевое слово, которым толстый пытается остановить тонкого?

5. Как простились друзья детства? Найдите ключевую фразу, довершающую превращение тонкого?

Блок № 4

1-я пара. Напишите монолог толстого. (О чем думает он при расставании?)

2-я пара. Напишите монолог тонкого. (О чем он думает при расставании?)

IV. Ответы групп.

Вопросы и задания учителя группам во время обсуждения.

1.1-я группа сопоставляла героев в экспозиции рассказа.

1) Каково их социальное положение, место в обществе? (богатый и бедный)

2) Какой прием положен в основу сопоставления? (антитеза, комическая пара)

3) Что же происходит дальше? (герои узнают друг друга)

2. О первых минутах встречи расскажет 2-я группа.

3. О неожиданном повороте событий расскажет третья группа. Почему отношения приятелей резко меняются?

Как теперь тонкий относится к толстому? Он по-прежнему для него друг детства? (он начальник, а тонкий подчинённый)

4. 4 группа. Внутренние монологи толстого и тонкого: о чем думают они при расставании?

V. Коллективная работа.

Фронтальный опрос

  1. Посмотрите на таблицу. Как читатель (т.е. мы с вами) воспринимает героев в начале рассказа (это друзья детства, поэтому при встрече они искренне рады, обнялись, прослезились)
  2. Думают ли они о том, какое положение в обществе занимают, равны ли они? (Да, они равны. Они вне чиновничьей лестницы.)
  3. Но вот становится известно, что толстый - тайный советник. Теперь перед нами друзья детства или чиновники? (Чиновники: тонкий - VIII кл., толстый - III кл.)
  4. Толстый унижает тонкого? (нет, не унижает)
  5. Тогда что же в тонком порождает страх? (высокий чин, высокое положение в обществе, неравенство)
  6. Как вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? (нет, он уверен, что так и нужно поступать, когда перед тобой начальник)
  7. Какие качества высмеивает Чехов в тонком? (Качества: трусость, лицемерие, чинопочитание, холопство, самоуничижение, подхалимство, заискивание, подобострастие, угодливость)
  8. Какой это смех: весёлый или грустный? Почему? ( Очень жалким выглядит человек, который добровольно унижается).
  9. А теперь прочитайте последнюю фразу рассказа. “Все трое” - это кто? (еще жена и сын). Какой пример подает отец сыну? Каким он вырастет? (трусом и лицемером).
  10. А теперь давайте подведем итог. Такие люди, как толстый, - это кто?
  • богатые
  • довольные жизнью
  • успешные

Такие, как тонкий, – это кто?

  • бедные
  • не уверенные в себе
  • трусы
  • подхалимы
  • лицемеры

Можем ли мы теперь ответить на вопрос: почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли фамилии? (Толстый представляет успешных, занимающих высокое положение, а “тонкие” – это все, кто готов унижаться добровольно. Фамилия не важна, важна сущность “тонких” и “толстых”).

Почему Чехов дал рассказу именно такое название? Как вы думаете, много ли таких толстых и тонких видел Чехов в жизни? (Да, в жизни очень много таких, как тонкий и таких, как толстый. В среде чиновников, когда подчиненные унижаются, - это привычное дело).

К чему же призывает Чехов со страниц рассказа? Каким нужно быть? (Надо всегда оставаться достойным человеком, с честью себя вести на любой должности, нельзя быть “тонким”). Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны, который любил людей и считал, что в человеке все должно быть прекрасно.

Мы прочитали несколько рассказов Чехова. Выделите элементы чеховского юмора.

VI. Домашнее задание.

Целью нашего урока был не только проблемный вопрос, но и подготовка к сочинению.

Д/З. написать сочинение на тему:

Сравнительная характеристика толстого и тонкого (план прилагается).

Сопоставьте героев по плану:

  1. Место, занимаемое героем в произведении.
  2. Положение героя в обществе.
  3. Портретная характеристика.
  4. Речевая характеристика.
  5. Черты характера.

Над чем смеется Чехов в рассказе “Толстый и тонкий”?

Верна ли пословица: “Дружба - дружбой, а служба - службой”. (Кто так думает в рассказе? Согласны ли вы с этим?)

VII. Итоги урока.