Урок русского языка "Знакомство с личными местоимениями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (659 кБ)


Оборудование:

  • интерактивная доска
  • персональные компьютеры для детей
  • мультимедийная авторская презентация
  • СD диск “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия”

Цели педагогической деятельности: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознать их в тексте, правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Предметные результаты: обучающиеся научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст из рассказа К.Паустовского), изменять местоимения по числам и падежам; выполнять задания в интерактивном режиме, т.е на персональных компьютерах с автоматической проверкой всех заданий.

Метапредметные результаты

  • Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
  • Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
  • Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
  • Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.

Ход урока

1. Организационный момент. Подготовительная работа (настрой на работу)- 1 слайд.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Самомассаж. Дыхательная гимнастика (под спокойную музыку):

- наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад;

- наклоните голову к правому плечу, пытаясь коснуться его ухом, а затем к левому плечу;

- поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам (как при умывании) и от нижней челюсти к ушам;

- растирайте подушечками пальцев точки на лбу, затем легко поколачивайте подушечками пальцев лоб от центра к вискам, верхнюю губу, нижнюю губу, подбородок (от середины в левую и правую стороны), щёки.

Пневмомассаж: вдох через рот, выдох через нос.

2. Введение в тему - 2 слайд.

- Отгадайте загадку:

Утром так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
(Е.Кач)

3. Работа в тетрадях – 3 слайд.

- Запишем слова – отгадки в тетрадь (в столбик).

4. “Открытие нового знания”.

- Что можете сказать об этих словах – отгадках? (небесные тела, имена существительные и т.д.)

- Это имена существительные. Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные. Грамматические признаки: род, число, падеж, в предложении является подлежащим, дополнением.)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (оно, он, она).

- Слова ОНО, ОН, ОНА в загадке заменили имена существительные, т.е. заняли их место. Как такие слова называются? (Местоимения).

5. Первичное закрепление – 4 слайд.

- На партах у вас лежат листочки, на которых написано стихотворение, которое поможет нам запомнить местоимения.

- Прочитайте стихотворение. (Один ученик вслух читает, концовку – дети хором.)

Вывод: Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). Слайд – схема 5.

6. Местоимения в речи – слайд 6.

- Местоимения в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные.

- Посмотрите, сколько много местоимений есть в русском языке.

7. Знакомство с личными местоимениями – слайд 7.

Самыми главными являются: личные местоимения, без которых мы с вами никак не можем обойтись.

- Рассмотрите таблицу, расскажите по ней о грамматических признаках личных местоимений. (По числам не изменяются, каждое местоимение употребляется только в форме ед.ч. или мн.ч., род только в 3 лице ед.ч.)

1) Включение 3 слайда из диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия” (прослушивание и просмотр).

Местоимения.

Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.

Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ).

Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника.

Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.

Местоимения 3-го лица ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят. Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком – то или о чем – то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.

2) Включение 7 слайда из диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия” (прослушивание и просмотр).

Личные местоимения всегда относятся к такому же роду и имеют такое же число, как и слова, которые они заменяют. Если существительное ХУДОЖНИК – единственного числа мужского рода, то и заменяющее его местоимение ОН – тоже будет единственного числа мужского рода.

Так же, как и существительные, местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.

8. Местоимения других разрядов - слайд 8.

9. Редактирование текста – слайд 9.

- А теперь отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее... (Лиса).

- Прочитайте текст.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).

- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. Вы – редакторы.

10. Игра “Четвертое лишнее” - слайд 10.

- Доказать, почему “лишнее” слово в каждой строчке.

- Записать в тетрадь все слова, кроме “лишних”.

11. Работа по учебнику – слайд 11.

12. Игра “Сколько местоимений?” - слайд 12.

- Сосчитать количество местоимений в тексте из рассказа К.Паустовского. Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений. (Текст читает учитель).

(Всего - 17 местоимений в тексте).

Физминутка “Буги-Вуги” (под музыку):

Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом – наоборот и немного потрясем.
Мы танцуем “Буги –Вуги”, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так: раз – два!

Припев: Буги-Вуги
О, кей! - 2 раза.

Ногу правую вперед, а потом ее назад,
А потом – наоборот и немного потрясем.
Мы танцуем “Буги-Вуги”, поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так: раз-два!

13. Работа на персональных компьютерах (выполнение заданий).

Дети самостоятельно выполняют слайды – №2, №4, №5, №12 CD-диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия”. (Один ученик на главном компьютере).

№2 – Угадай, о ком говорится в стихотворении. Введи ответ.

Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике,
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Звезды и кристаллики,
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!
(Е. Тараховская)

№4 Замени выделенные слова и словосочетания личными местоимениями там, где это возможно.

Хомячки и морские свинкиочень симпатичные домашние животные.

Хомячки и морские свинки быстро приручаются, легко дрессируются. Клетка ваших любимцев должна стоять в светлом месте, но не на солнце.

Клетка должна содержаться в чистоте.

Очень важно правильно выбрать домик для вашего маленького питомца.

Домик должен быть небольшим и удобным.

Для развлечений купите хомячку колесо.

Они Оно Он Она

Колесо нужно для того, чтобы зверек не скучал и больше двигался.

№5 “Рассели местоимения по квартирам”.

Личные местоимения.

Ед.ч Мн.ч.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

ОНО, ТЫ, ОНИ, ВЫ, ОН, ОНА

№12 Игра “В королевстве Шибкограма Первого”.

В этой игре тебя ждут приключения в королевстве Шибкограма Первого. Помоги королю и его помощнику Тожеграму разрушить чары Малограма – злого волшебника из соседнего королевства. Нажми на кнопку “Воспроизведение” и из анимации ты узнаешь, что произошло. Нажми на кнопку “Игра”, если хочешь начать игру сразу.

Физминутка.

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла. (Дети кладут головы на парты)

- Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включение записи пения птиц).

- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до 5. Когда скажу 5, вы откроете глаза.

14. Итог урока. Закончи предложения – слайд 13.

Самооценка.

- За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

- Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист.

Оценивание учителем всей работы на уроке.