Художественное творчество в развитии детей с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


ХХ век приучил нас пользоваться стандартной фабричной продукцией. Однотипные одежда и обувь, игрушки, мебель и даже аксессуары стали выпускаться огромными партиями. Однако всегда находились мастерицы, которые создавали оригинальные вещи. Новое столетие ввело моду на hand- made, то есть «ручную работу». Самодельные изделия необычно востребованы, так как выполняются по желанию, с любовью... Это и изделия из шелковых лент, украшения из шерсти, поделки из глины, папье-маше, отливание фигурок из гипса, картины и объёмные изделия из полосок цветной бумаги (квиллинг), украшение декупажем, и...

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогики и решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей, художественное творчество.

В процессе художественного творчества ребёнок:

  • испытывает разнообразные чувства радуется красивому изображению, которое он создавал сам, огорчается, если что-то не получается;
  • создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире;
  • в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали;
  • начинает овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать;
  • развивает пространственную ориентировку, тактильно-кинестетическое восприятие, мелкую моторику, умение обследовать, умение анализировать основные признаки, цветовосприятие.

Художественное творчество взаимодействует со всеми сферами деятельности ребёнка, например:

Умственное развитие:

  • расширяется познавательная сфера, дети знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами изучают саму жизнь;
  • художественное творчество сопряжено с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук, а это в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности;
  • занимаясь, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать, размышлять, продумывать этапы своей работы, фантазировать.

Нравственное воспитание:

  • ребёнок начинает оценивать свой труд, старается доставить удовольствие своей работой близких, донести до окружающих красоту своей работы (подарить её кому-нибудь, поздравить, поблагодарить);
  • многие качества личности ( сопереживание, взаимопомощь, порядочность, ответственность и др.), формирующихся на занятиях художественным творчеством, помогают ребёнку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

Трудовое воспитание:

  • дети полностью поглощены своим творческим процессом, они учатся организовывать своё рабочее место, держать его в чистоте и порядке( менять вовремя воду и салфетки, убирать мусор, мыть орудия, использованные при работе с материалом ...)

Дети моей группы имеют разные зрительные диагнозы, но в основном – косоглазие, амблиопию разной степени, низкую остроту зрения. Для того, чтобы разнообразить продуктивную деятельность детей, привлечь их к занятиям со мной в изготовлении чего-нибудь интересного, я стала использовать все виды прикладного творчества. Организовала кружок «Делаем сами своими руками» и посещают его все дети моей группы. На кружковых встречах мы мастерим:

1. Объёмные фигуры и картины из узких цветных полосок (техника квиллинг). Это очень успешно развивает мелкую моторику, цветовосприятие.

 
Рисунок 1   Рисунок 2

2. Выливаем фигуры из гипса (присутствует приём исследовательской деятельности: гипс разводим водой, заливаем в латексные формы – фигурки животных, гипс застывает, затем извлекаем фигурки из латексной формы, высушиваем и затем раскрашиваем гуашью. Когда дети уходят домой, я эти фигурки покрываю лаком.) Получаются прекрасные подарки для близких людей.

 
Рисунок 3   Рисунок 4

3. Знакомя детей с архитектурой города, рассматривая здания, жилые дома, мы с детьми решили сделать из гипса (предварительно закрасить его нужный цвет гуашью) кирпичики, высушить их и построить дома, конюшню, собачью будку.

 
Рисунок 5   Рисунок 6

4. Солёное тесто – прекрасный материал для творчества. Вместе с детьми готовим хлебобулочные изделия для проведения тематической недели «Хлеб – всему голова, картины «Денежное дерева», «Птица Феникс» «Фрукты», «Клумба с цветами», «Грибы на полянке», фигурки на ёлку.

 
Рисунок 7   Рисунок 8

5. Развивает тактильно-кинестетическое ощущение, мелкую моторику и работа с шерстью, т.е. мокрое валяние. Мы с детками смастерили картины и объёмные игрушки «Цветы», «Кисть винограда», «Бусы», «Петушок».

 
Рисунок 9   Рисунок 10
 
Рисунок 11   Рисунок 12

Развитие детей через художественную деятельность не просто, но очень интересно и результативно. Повторяюсь – это развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев, ловкость, гибкость, помогает сформировать многие необходимые личностные качества. Занятия художественным творчеством успешно сочетаются с музыкотерапией, сказкотерапией, что не только осуществляет психологическую и интеллектуальную коррекцию нарушений детей со зрительной патологией, не только позволяет стимулировать художественное развитие, но и служит мощным средством для решения задач по развитию зрительных функций.