Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа дополнительного образования для учащихся младшего школьного возраста "Аппликация"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом как фон.

Понятие “Аппликация” включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения прикрепляются к фону различными видами клея. Ткани, кожа, мех обычно пришиваются. Тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация - простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в оформительских целях, в создании картин, панно, орнаментов.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.

Организация и планирование занятий

Элективный курс “ Аппликация” в соответствии с программой планируется на один учебный год. Годовая нагрузка составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть закончена в домашней обстановке.

Содержание программы построено по видам аппликаций. Учащиеся могут использовать предложенные рекомендации для самостоятельной работы дома в промежутках между занятиями в классе.

Рекомендуется несколько работ выполнить по группам, заранее поделив класс на команды по 3-5 человек. Групповая работа - одна из форм эстетического воспитания. Работая в группах, учащиеся совершенствуют навыки по выполнению аппликации, соревнуясь в изготовлении различных изделий.

В процессе изготовления изделий, допустима замена одного материала другим, равнозначным по своему учебному и художественному содержанию.

Материал в программе расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности: от вырезания простых и симметричных форм, до сложных сюжетных композиций.

В программе разработан тематический план на учебный год (Приложение 1) и поурочный план занятий (Приложение 2).

Цель программы.

Значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Задачи программы.

Обучающие

  • Обучить конкретным трудовым навыкам;
  • Углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
  • Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • Воспитывать нравственные качества;
  • Воспитывать способность к взаимопомощи.

Развивающие

  • Развивать образное мышление, творческие способности;
  • Формировать эстетический и художественный вкус;
  • Развивать чувство цвета.

Перечень знаний и умений, формируемые у учащихся

Учащиеся должны знать:

o историю возникновения аппликации;

o виды материалов, используемые в аппликации;

o инструменты для работы, используемые в аппликации;

o роль цвета в аппликации;

o условные обозначения на схемах;

o терминологию;

o правила безопасности труда при работе;

o основные приёмы в аппликации.

Учащиеся должны уметь:

o пользоваться инструментами и приспособлениями при работе;

o начинать и заканчивать работу;

o пользоваться схемами и переводить их;

o оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);

o подбирать цвета в изделии.

Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ и ПБ (1 час).

Теоретические сведения. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с ножницами.

Тема 2. Понятие об аппликации (1 час).

Теоретические сведения. Способы создания аппликации. Основные признаки. История возникновения.

Тема 3 . Материалы и оборудование (1 час).

Теоретические сведения. Основные материалы и инструменты для работы. История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Правила использования клея.

Тема 4 . Виды аппликаций из бумаги (1 час).

Теоретические сведения. Предметная, декоративная, сюжетная аппликация.

Тема 5 . Предметная аппликация (3 часа).

Теоретические сведения. Понятие о симметрии, стилизации, силуэтном характере изображений. ТБ при работе.

Практическая работа. Вырезание листьев простой формы. Композиция из листьев на полосе, круге, квадрате. Вырезание листьев сложной формы.

Тема 6. Декоративная аппликация (2 часа).

Теоретические сведения. Понятие о декоративности. Способы декоративного оформления. ТБ при работе.

Практическая работа. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Национальные орнаменты в декоративной аппликации.

Тема 7. Сюжетная аппликация (3 часа).

Теоретические сведения. Требования к подбору сюжета. Способы отбора сюжета для аппликации. ТБ при работе.

Практическая работа. Мозаика из бумаги. Аппликация из бумаги в оформительских работах. Оформление аппликацией праздничных дней.

Тема 8. Аппликация из ткани (2 часа).

Теоретические сведения. Характер оформления. Праздничная символика. Способы разработки эскиза. ТБ при работе.

Практическая работа. Простые швы для выполнения аппликации из ткани. Изготовление игольницы “Матрёшка”.

Тема 9. Аппликация из природных материалов (1 час).

Теоретические сведения. Солома как поделочный материал. Тонировка соломы. Холодный и горячий способы получения соломенных лент.

Тема 10. Аппликация из соломы (3 часа).

Теоретические сведения. Технология выполнения аппликации из соломы. ТБ при работе.

Практическая работа. Аппликация из природных материалов. Подготовка соломы для изготовления поделок. Подготовка фона и клея для аппликации из соломы. Изготовление сюжетной аппликации из соломы “Звезда”.

Тема 11. Аппликация из засушенных растений (4 часа).

Теоретические сведения. Технология засушивания растений. ТБ при работе.

Практическая работа. Заготовка природного материала. Аппликация из засушенных растений “Колобок”. Аппликация из засушенных растений “Цыплёнок”.

Тема 12. Аппликация из целых форм растений (2 часа).

Теоретические сведения. Технология составления аппликационных композиций из целых форм растений. ТБ при работе.

Практическая работа. Составление миниатюр из целых форм и частей растения. Вырезание миниатюры из засушенных растений и других природных материалов.

Тема 13. Аппликация из тополиного пуха (3 часа).

Теоретические сведения. Технология работы с тополиным пухом. ТБ при работе.

Практическая работа. Подготовка тополиного пуха к работе. Последовательность выполнения аппликации из тополиного пуха. Окантовка картины.

Тема 14. Термины. Значение терминов.

Теоретические сведения. Значение терминов по словарю под редакцией С.И. Ожегова.

Тема 15. Подготовка работ к выставке. Выставка. ТБ.

Практическая работа. Оформление выставки, с учетом средств композиции.

Тема 16. Экскурсия на природу (1 час).

Практическая работа. Экскурсия на природу с целью сбора и заготовки природного материала. Правила ТБ и дорожного движения во время экскурсии.

Тема 17. Диагностика, тренинги, мониторинг ЗУН (2 часа).

Теоретические сведения. В конце обучения проводится диагностика интересов учащихся к конкретной творческой деятельности.

Практическая работа. Тренинг на развитие воображения. Анкетирование учащихся.

Тема 13. Заключительные занятия (2 часа).

Теоретические сведения. Анализ работы детского творчества за год.

Практическая работа. Награждение учащихся по итогам года.

Список литературы

  1. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. Москва: Просвещение.
  2. Аланина А. Ножницы – художницы: аппликация из бумаги. - Москва: Просвещение.
  3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - Москва: Просвещение.
  4. Гурьянова О.И. Об искусстве вырезания. - Москва: Просвещение.
  5. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - Москва: Просвещение.
  6. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. - Москва: Просвещение.
  7. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение.
  8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. Самара: корпорация “Федоров”
  9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса. - Самара: корпорация “Федоров”. Издательство “Учебная литература”.
  10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. - Самара: корпорация “Федоров”. Издательство “Учебная литература”.
  11. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Учебник для 4 класса. - Самара: корпорация “Федоров”. Издательство “Учебная литература”.