Групповая и парная форма работы на уроках математики

Разделы: Начальная школа


У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли” (слайд 5). Презентация

Эти слова очень актуальны и в наше время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И поднять интерес к обучению - наша задача. В нашей школе большое внимание уделяется групповой работе как одной из форм взаимодействия детей на уроке.

Как научить ребят сотрудничать в ходе поставленной задачи?

Какие приёмы работы можно использовать учителю для этого на уроке?

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению{1}

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

(Слайд 6) С введением новых стандартов, многие учителя в нашей начальной школе стали использовать новую форму организации учебного процесса - групповую.

Данной проблемой в педагогике занимаются Давыдов В.В., Цукерман Г.А., Танцоров С.Г.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

(слайд 7) Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:

- взаимообогащение,

- воспитание коммуникативной культуры учащихся,

- воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей

- приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.

– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

(Слайд 8 ) Известный русский дидакт МА Данилов писал: “...работая в составе группы…, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования” {2}

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Итак: результаты применения групповой формы работы -

  • растет самокритичность ребенка,
  • возрастает глубина изучаемого материала,
  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
  • возрастает сплоченность класса,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
  • учатся делать выводы по предметному содержанию,
  • формируется терминологическая речь.

(Слайд 9) Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Примерные правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

(Слайд 10) Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

(Слайд 11) Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Так, при закреплении и повторении (слайд 12, слайд 13) я использую комплект дидактических учебных пособий “Спектра”: математические кораблики, раздаточные бусы, магнитный плакат “Числовая прямая”, развивающе-обучающие игры “Палитра” и мозаику “Пирамида”, а также мини лаборатории.

Математическая мозаика “Пирамида” – это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в “пирамиду”, нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.

Комплект пособий “Спектра” – эффективное средство, с помощью которого учитель вводит новые темы, выявляет вместе с учащимися возникающие проблемы в понимании материала и совместно с детьми ищет их решения. В результате использования новых дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика.

(Слайд 14, 15, 16, 17, 18) В классе всегда есть дети, которые хотят работать индивидуально, но и они вносят свой вклад в общую работу. Трудное задании всегда легче выполнять вместе. А если работать группой - тогда любое задание по плечу. На одном из уроков учащиеся закрепляли приёмы вычитания.

Некоторым детям вычитание даётся с трудом, т.к. приёмы вычислений разные. Они их путают. А в группе такая работа даёт хороший результат.

Ведь в процессе вычислений дети делятся друг с другом своими знаниями.

Результат – собранная пирамида!

(Слайд 19 , 20, 21) Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.

(Слайд 22,23) С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений также использую групповую работу. Для этого применяю, например, игры: “математическая эстафета”. Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 4- 6 команд. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписываются на доске и заготавливаются на каждую команду отдельно. причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

(Слайд 24, 25) При знакомстве со сложением и вычитанием в пределах 100 составляем алгоритм поразрядного сложения чисел. В spectra есть пособия, которые обозначают отдельные единицы, десятки, сотни и т.д. Работая с большим интересом, ученики освоили способ действий, дополняя число до ближайшего, оканчивающегося нулём, а потом прибавляли оставшиеся единицы и аналогично выполняли вычитание.

(Слайд 26) Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов.

(Слайд 27, 28) В начальной школе на уроках математики велика роль текстовых задач. Решая их, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе решения  учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность. При обучении решению задач целесообразно использовать групповую форму работы с помощью рабочей карты, в которой изложен план действий, направленный на организацию процесса ответа на вопрос задачи. Составляем “ Правила работы в группе над задачей”.

(Слайд 29,30) В соответствии с этим делю детей на группы по 4 человека и распределяет роли (А - аналитик; КМ - конструктор модели; П – плановик; О – оформитель; В - выступающий (если в группе 4 человека, то ученики сами решают, кому быть выступающим. Далее ученикам раздаётся карта, на которой расписан процесс решения задачи группой, в которой чётко указана деятельность каждого. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильным. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах.

(Слайд 31, 32) Завершить урок можно, применив такие методы, как игра. Например, “Ромашка”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на лепестках. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ученики усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь позволяет учителю скорректировать последующую работу.

(Слайд 33) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Идёт развитие коммуникативных компетенций; развитие оценки и самооценки; развитие умения слушать и слышать товарищей; развитие уверенности в своих знаниях, но не самоуверенности. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

(Слайд 34) Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

- трудности комплектования групп и организации работы в них;

- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

- некоторые дети отмалчиваются, теряются;

- необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель

- объективность оценки за работу иногда нарушается.

(Слайд 35) Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Используемая литература и ресурсы

1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.

2. Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

4. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.

1. http://www.profistart.ru/ps/blog/28008.html

2. http://xreferat.ru/71/2884-1-primenenie-metoda-proektov-v-nachal-noiy-shkole.html

3. Экспериментальная разработка “Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики)” Ткаченко Римма Анатольевна

4. http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578