Музыкально-литературный вечер "Музыка в картинах И.И. Шишкина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыкально-литературный вечер: “Музыка в картинах И.И. Шишкина”, посвященный 180-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), русского художника-пейзажиста, живописца, рисовальщика, гравера-аквафортиста.

Цель:

  • На примере картин И.И. Шишкина, музыки П.И. Чайковского и поэзии показать красоту времен года.
  • Показать, как различными художественными средствами передается образ времени года.
  • Развивать воображение, мышление, речь, художественный вкус.

Материал: презентация “Музыка в картинах И.И. Шишкина” (Приложение 1), биография И.И. Шишкина (Википендия), В.И. Даль “Старик-годовик”, музыка П.И. Чайковского “Времена года”, Григ “Утро” (“Пер Гюнт”).

Предварительная работа: знакомство с творчеством и биографией И.И. Шишкина, разучивание с детьми стихотворений о природе, наблюдения в природе, серия занятий из О.П. Радыновой “Природа и музыка”.

Музыкальный зал оформлен четырьмя временами года: белые ели, березка, летние дары, дуб и осенние дары; посередине экран, для просмотра картин.

Ход вечера

Ведущий (В.): Здравствуйте ребята, сегодняшний вечер мне бы хотелось начать со сказки Владимира Ивановича Даля “Старик-годовик”.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Чтение, вопросы.

В.: Вы верно сказали, Даль сравнивает времена года с птицами, и каждым временем года любуются и придумывают разные сравнения не только писатели и поэты. Но и художники свои чувства от разнообразия и красоты выражают в картинах, которые называются… пейзажами. Композиторы тоже не остаются равнодушными к красоте природы в разные времена года, они свои чувства выражают …в музыке.

И сегодня мы отправимся в удивительный мир красок, музыки и слов, которые показывают красоту каждого времени года.

Сегодня мы поговорим об одном из русских художников Иване Ивановиче Шишкине, которому в январе исполнилось бы 180 лет.

Слайд 1. Иван Ианович Шишкин.

В.: Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

В двенадцать лет был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, продолжал свое образование в Петербуржской Академии Художеств. Но не только в Академии он усердно рисовал, но и в свободное от учебы время выходил на природу, в окрестностях Петербурга и на острове Валааме он рисовал, рисовал и рисовал…. Поэтому, еще учась в академии, он был награжден двумя серебряными медалями.

Он всю жизнь рисовал красоты природы, поэтому И.И. Шишкина называют истинным “поэтом природы”. Лучшего определения ему трудно подыскать. Он действительно живет с нею одною жизнью, весь отдается ей, и она не имеет от своего истолкователя никаких тайн.

Слайд 2. “Первый снег”.

В.: Давайте же окунемся в прекрасный мир природы. Мы с вами долго ждали прихода красавицы-зимы, наблюдали, как падал первый снег, усыпая землю. И первая картина И.И. Шишкина так и называется “Первый снег”. Уже прошла золотая осень, бирюзовое небо заволокло серыми облаками. Холодно, грязно, последние птицы прощаются с родными краями и улетают в теплые страны. Леса стоят полупустые, “грустя по птичьим голосам”…

Любуясь картиной давайте послушаем музыку П.И. Чайковского Декабрь (из цикла “Времена года”).

Звучит фрагмент П.И. Чайковский. Декабрь (из цикла “Времена года”).

После прослушивания, по желанию, высказывания детей.

Слайд 3. “Зима”.

В.: Но вот пришла зима: снег укрыл своим покрывалом землю, деревья. Природа как будто заснула. Посмотрите, какое настроение навевает эта картина? Вспоминаются слова поэта Федора Тютчева, который в стихах передал зимнее настроение.

Ребенок читает стихотворение:

Чародейкою зимою...

Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Слайд 4. “На севере диком…”

Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова “На севере диком…”

Лермонтов М. Ю.

“На севере диком стоит одиноко”
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

В.: Свои впечатления от этого стихотворения И.И. Шишкин изобразил в этой картине: высоко на склоне, вся укутанная в снег стоит сосна. Синий цвет, холодные тона передают одиночество, грусть, холод.

Высказывания детей.

Слайд 5. “Лес весной”.

В.: Прошли морозы, природа начала просыпаться от глубокого сна и как бы ждет долгожданного тепла. Ранней весной зима еще дает о себе знать: напускает ветры, снежные метели, но весна побеждает, и тогда – все оживает, расцветает и радуется теплу. Наша земля прекрасна в любое время года, как бы говорит на этой картине И.И. Шишкин. Послушайте слово “весна” – ото “сна”. Само слово нежное, радостное! Хочется творить, радоваться жизни! Это чувство охватывает весной всех людей: поэты пишут стихи, композиторы музыку, художники – картины.

Рассматривание иллюстрации под музыку П.И. Чайковского. Апрель (из цикла “Времена года”).

Звучит фрагмент П.И. Чайковский. Апрель (из цикла “Времена года”).

После прослушивания, по желанию, высказывания детей.

Слайд 6. “Лесная поляна”.

В.: Но вот наступает лето: солнце, кругом много зелени, все в природе бурлит: насекомые летают с цветка на цветок, животные обустраивают жилища и воспитывают потомство. Жарко, хочется искупаться в реке.

Читает ведущий:

"Времена года" Антонио Вивальди

Стихотворение. Александр МАЙКАПАР

(http://maykapar.ru)

"Лето" (L'Estate)

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Высказывания детей.

Слайд 7. “Рожь”.

В.: В конце лета – зерновые созрели, началась горячая пора жатвы, начали собирать первые урожаи. Поля стоят золотые от созревших колосьев, при ветре шуршат и, словно, золотое море волнуется – бегут волны.

Звучит фрагмент П.И. Чайковский. Август. “Жатва” (из цикла “Времена года”).

После прослушивания, по желанию, высказывания детей.

Слайд 8. “Ранняя осень”.

В.: Есть время года, которое очень богато красками. В это время природа, словно в последний раз вспыхивает ярко, чтобы потом уснуть глубоким сном. И это время года…(осень).

Ребенок читает стихотворение:

Алексей Плещеев.

Листопад.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Слайд 9 . “Осень”.

В.: Давайте рассмотрим картину, и каждый увидит свою осень. Послушаем музыку.

Звучит фрагмент П.И. Чайковский. Октябрь (из цикла “Времена года”).

После прослушивания, по желанию, высказывания детей.

В.: И писатели, и поэты, и музыканты, и художники – разными средствами воспевают красоту каждого времени года, каждый своими средствами: кто цветом, кто линией, кто словами, а кто мелодией.

И.И. Шишкин очень любил природу, мы с вами говорили и рассматривали только часть его картин, но с уверенностью можем сказать, что не зря его называли поэтом природы.

Слайд 10. “Утро в сосновом лесу”.

Звучит музыка Грига “Утро”.

В.: А сейчас для вас сюрприз, кто знает эту картину?

Ответы детей.

В.: Чтобы нарисовать медведей, Шишкин специально ездил в Мюнхен, брал уроки живописи у лучших анималистов. Кто такие анималисты … (художники, рисующие животных)?

Посмотрите, какие веселые медвежата, туманным утром они играются в буреломе. Радостное ощущение веселья, игры, и, одновременно, свежесть утра, когда солнце только начинает пробиваться через лесную гущу своими тонкими лучиками.

Наш вечер подходит к концу. Вот мы и окунулись в мир прекрасного: картины И.И. Шишкина, прекрасная музыка П.И. Чайковского и стихотворения Федора Тютчева, Михаила Лермонтова, Алексея Плещеева.

Раздаются конфеты “Мишка косолапый”.