Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  • исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
  • проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
  • выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов.

Тип урока: интегрированный урок по литературе и истории.

План урока.

  1. Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.
  2. Социальный состав российского (московского) общества.
  3. Служба Отечеству или карьера?
  4. Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.
  5. Неизбежный 1825 год.

Ход урока

Презентация. Слайд 1

Учитель литературы. Сегодня тему нашего урока мы определили так: Социальный облик “послепожарной” Москвы. (по страницам комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”). Почему?

Вся художественная литература XIX века имеет исторический фон. Вспомните литературные произведения, иллюстрирующие к исторические факты, события? “Слово о полку Игореве”, “Тарас Бульба” Гоголя Н.В., “Капитанская дочка” Пушкина А.С. и др. (“Дубровский” Пушкина А.С., “Смерть Ермака” Рылеева К.Ф.).

Слайд 2. А какие цели мы определим сегодня? Сегодня на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” мы:

  • исследуем историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”;
  • проследим на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года;
  • выявим причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов

Учитель истории. На примере художественных произведений мы можем проследить причины возникновения тех или иных исторических событий. На примере данного произведения выявим причины восстания декабристов 1825 года.

Слайд 3. Учитель истории. Перед вами инструктивная карта, которая будет вести вас по уроку. В карте есть ПЛАН урока. Зачитаем. И вспомним основные даты и понятия к теме урока:

Слайд 4

  • 1812 – Отечественная война с Наполеоном; пожар Москвы.
  • 1813-1814 – заграничный поход русской армии в Европу.
  • 4-7 октября 1813 – сражение под Лейпцигом “Битва народов” (Скалозуб: В тринадцатом году мы отличились с братом.)
  • 1808-1809 – война со Швецией, присоединение Финляндии (Скалозуб: Я с восемьсот девятого служу.)
  • 14 декабря 1825 – восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

Слайд 5

  • Социальный строй – система общественного устройства, характеризующаяся определенными общественными отношениями и политической системой.
  • Социум – общество.
  • Сословия – большие группы людей с правами и обязанностями, передающимися по наследству.
  • Крепостничество – наиболее жесткая форма феодальной зависимости крестьянина с максимальным ограничением его политических и гражданских прав.
  • Тайные общества – это формы социальной организации, не вписывающиеся в господствующую (официальную) социальную структуру.

Слайд 6

  • Карьера – быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.
  • Служба – это работа, профессиональная деятельность: военная, государственная, общественная.

Слайд 7. Учитель литературы.

  • Конфликт художественный – противоречие между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство характеров, идей.
  • Персонаж – действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений.

Учитель литературы. Давайте уточним время написания комедии. Критическая литература точно не называет дату написания. Дело в том, что комедия писалась на протяжении нескольких лет. Задумана была комедия еще в 1816 г. В 1825 году готовую пьесу читает Пушкин А.С. Рамки написания – 10 лет.

Написана после 1812 года, написана о современниках, поэтому на примере героев комедии мы можем судить, изменились ли нравы или остались прежними.

Учитель истории. Обратимся к 1 пункту плана.

1. Историко-архитектурный облик “послепожарной” Москвы.

Слайды 8–16. Выполним задания по инструктивной карте:

1-е задание: просмотрите слайды.

Какая была Москва? (Здания – деревянные, улицы – немощеные, грязные.) Произошли изменения благодаря пожару Москвы. Это произошло в 1812 году. Как Москва изменилась, в какую сторону? (Каменные здания, широкие мощеные улицы.)

Согласны ли вы с утверждением Скалозуба: “Пожар способствовал ей много украшенью”?

2-е задание. Запишите названия памятников архитектуры, которые вы увидели.

Вывод: Москва внешне изменилась.

Учитель истории. Выполним небольшую исследовательскую работу.

Слайд 17

2. Социальный состав российского (московского) общества.

Вы должны заполнить правую колонку.

1-е задание. На основании материала комедии заполните таблицу:

Учитель литературы. Вспомните какие сословия упоминаются на страницах пьесы. Впишите их.

Российское общество 1800–1824 Московское общество в комедии “Горе от ума”
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)
Духовенство
Купечество 1, 2, 3 гильдии
Мещане (горожане)
Казачество
Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы)
 

2-е задание. Произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? (Нет духовенства, купечества.) Главные сословия в комедии представлены.

Российское общество 1800–1824 Московское общество в комедии “Горе от ума”
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)
Духовенство
Купечество 1, 2, 3 гильдии
Мещане (горожане)
Казачество
Крестьянство (государственные, помещичьи, вольные хлебопашцы)
Благородное сословие: дворянство (военные, чиновники)


 

Крепостные

Учитель истории. Вывод из таблицы: произошли ли серьезные изменения в структуре московского общества после войны 1812 года? – нет.

Учитель истории. Но может что-то изменилось в духовно-нравственном облике героев?

Следуем дальше по плану.

3. Служба Отечеству или карьера?

Слайд 18. Учитель истории. 1-е задание. Что такое карьера?

Слайд 19. 2-е задание. Кем и когда определен порядок прохождения военной и гражданской службы? (вспомним “Табель о рангах” Петра I 1722 г. Табель существовала вплоть до 1917 года).

Слайд 20. 3-е задание. Приведите примеры бескорыстного служения Отечеству.

Учитель истории. Вспомните имена героев Отечественной войны.

Учитель литературы. Слайд 21.

В доме Фамусова, важного чиновника, много говорят о службе и карьере.

4-е задание. Как делается карьера на страницах комедии? Приведите примеры. Работа с таблицей устно. Возьмем основных персонажей: Фамусова, Молчалина, Чацкого и Скалозуба.

Слайд 22–23.

Фамусов 2:2, стр. 105 Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи.

2:5, стр. 111 При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Чацкий 2:2, стр. 106 Служить бы рад, прислуживаться тошно.

стр. 107 У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

стр. 108 Кто служит делу, а не лицам.

Молчалин 3:2, стр. 132 Умеренность и аккуратность.

стр. 133 Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.

стр. 135 В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий 3:2, стр. 132 Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Чацкий 3:13, стр. 147 Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

В нем Загорецкий не умрет…

О Загорецком Платон Мих. 3:9, стр. 143

Молчалин 4:12, стр. 173 Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья, –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья.
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Репетилов 4:5, стр. 166 Барон фон Клоц в министры метил,

А я – к нему в зятья…
Боялся, видишь, он упреку
За слабость будто бы к родне!

Слайд 24. 5-е задание. Проследите карьеру Скалозуба: 2:5, стр. 111; 2:5, стр. 112; 2:5, стр. 113

стр. 111. В тринадцатом году мы отличились с братом.

стр. 112. Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты.

Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.

стр. 113 Да, чтоб чины достать, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.

Ему дали чины за ум? Храбрость?

Много ли пользы от такого “служения” Отечеству?

У Репетилова и Молчалина не получилось сделать карьеру через женитьбу на дочери важного человека. Почему? (Время изменилось, требуются другие люди.) Что выбирает большинство героев комедии службу или карьеру?

Слайд 25. Вывод. Изменилось ли мировоззрение дворянства? Словами какого героя комедии можно сделать вывод? (2:5, стр. 115) Дома новы, но предрассудки стары.

4. Духовно-нравственные изменения передовой части дворянства.

Слайд 26. Учитель истории. 1-е задание. Вспомните из истории: какой увидели Европу русские солдаты во время заграничного похода 1813–1814 гг.

Для чего мы останавливаемся подробно на этой дате? Для того, чтобы понять дальнейшую судьбу прогрессивного дворянства и выяснить, какие события истории способствовали изменению взглядов на жизнь, службу, образование и как эти события и изменения отразились в комедии.

Итак, заграничный поход русской армии в Европу. Что увидели российские воины за границей?

Крепостное право в Европе было отменено еще в XV веке. Солдаты Наполеона были свободны. А русские чудо-богатыри? Крепостные крестьяне, рекруты на 25 лет, возвращались в Россию в крепостное ярмо. (Задание 1, 2, 3)

2-е задание. Что чувствовал русский солдат-победитель, оставаясь рабом-крепостным?

3-е задание. Что думали и чувствовали передовые офицеры-дворяне, видя свободную Европу?

Слайд 26. Учитель литературы. 4-е задание. Как в комедии Чацкий характеризовал российское крепостничество? Как он к нему относился? 2:5, стр. 116 Обобщите:

Учитель литературы. Изменилось ли отношение к существующему общественному строю среди передовых русских дворян-офицеров? Откуда у Чацкого такие мысли, скажите, зная историческую обстановку. Где он был в течение 3-х лет? (1:9, стр. 103 Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли.)

Слайд 27. Учитель литературы. Какое мнение о Чацком сложилось в Москве? Фамусов, Графиня бабушка и другие представители знати – не желают изменений. Как только они слышат прогрессивные речи – обвиняют Чацкого в инакомыслии.

5-е задание. Как называют Чацкого представители московского общества и почему? (2:2, стр. 107 Фамусов; 4:20, стр. 152 Графиня бабушка) В результате кем объявляют Чацкого?

Слайд 28. Учитель литературы. Упоминаются ли в комедии другие “безумцы”, подобные Чацкому?

Посмотрим примеры на страницах комедии:

2:4, стр. 112 Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. (Скалозуб о двоюродном брате)

3:21, стр. 154 Он химик, он ботаник князь Федор, мой племянник. (Княгиня)

Почему их называют безумцами? Какой можем сделать вывод?

Вывод: дворянство поделилось на два лагеря: прогрессивную молодежь, стремящуюся к обновлению строя, и дворян, не желающих слушать о нововведениях и изменениях.

Слайд 29. Учитель истории. Что делать? Прогрессивные молодые дворяне создают тайные общества с целью борьбы с самодержавным строем. Обращаемся к пункту 5.

5. Неизбежный 1825 год.

1-е задание. Молодых, прогрессивных дворян, подобных Чацкому в России было не так много, но это были яркие личности, готовые к борьбе с существующим строем. Они объединялись в революционные организации – союзы. Назовите их:

Вспомним их названия: 1821 “Северное общество” в Петербурге, Рылеев; 1821 “Южное общество” в Тульчине на Украине, П. Пестель. Они планируют свое выступление в 1826 году.

Слайд 30. Учитель литературы. Грибоедов не обошел вниманием тайные движения и упомянул об одном из них. 2-е задание. В комедии также упоминается тайное общество. О нем болтает Репетилов (4:4, стр. 163). Что нам становится известным? Какой фразой характеризует деятельность данного общества А.С. Грибоедов?

Но как относится к этому обществу Грибоедов? Через Репетилова он показывает несерьезность данных попыток. И Чацкий бежит от Репетилова и его революционных предложений.

3-е задание. Мог ли Чацкий вступить в это общество?

Слайд 31. Учитель литературы. Пока Чацкий не готов вступить в тайное общество. Что он делает? – бежит (4:14, стр. 178 “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!”)

Учитель истории. А куда побежит герой комедии? Возможно в круг декабристов. И место свободомыслящему Чацкому на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Слайд 32. 4-е задание. Вспомните о событии 14 декабря 1825 года и его значении в истории России.

Вывод. Когда будет реализована одна из важнейших задач тайных обществ?

Слайд 33. Учитель литературы. Какие мы можем сделать выводы на основании изученного материала? Для того, чтобы сформулировать выводы, обратимся к целям урока.

Помочь вопросами.

  • Исследовать историческую обстановку действия комедии “Горе от ума”. (На каком фоне развивалась.)
  • Проследить на примерах литературных персонажей, какие изменения произошли в социальном составе, в мировоззрении московского общества после войны 1812 года. (Появились новые взгляды.)
  • Выявить причины этих изменений и их последствия на основе исторических фактов. (Заграничный поход – причина, последствие – отмена крепостного права.)

Учитель литературы. Зная историческую обстановку, проще понимать задумку автора и направленность произведения.

В художественной литературе тем или иным способом отражается историческая действительность.

Литературные герои – обобщенные персонажи. Поэтому глядя на них, мы можем проследить какие изменения произошли в облике “послепожарной” Москвы, ее социальном составе, в настроениях населения.

Учитель истории. Изменения начинают зарождаться. Молодое, прогрессивное дворянство стремится к изменениям. Это произойдет в 1861 году.

Д/з Подготовиться к сочинению на тему “Причины изменения мировоззрения московского дворянства”, “Дальнейший путь прогрессивной молодежи”: найти материалы, составить план.

Приложение.

Литература:

  • Хрестоматия по литературе для 9 класса средней школы. Часть 1. Редактор-составитель Назаренко Л.В. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 1996.