Эпистолярное путешествие "Весточка с фронта – весточка жизни"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Действующие лица

  • Библиотекарь
  • Девушка-почтальон
  • Чтец-девушка
  • Чтец-юноша
  • Боец
  • ученица

(стучит метроном, на экране репродукция картины А.Мыльникова “Прощание”)

 Ведущий: Чем дальше от нас отдаляется время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические и мужественные, надежные и добрые лица того времени. Тем больше у нас, сегодняшних, права и долга вспомнить их, пройти вместе с ними дорогу той страшной и жестокой войны. Наше путешествие будет несколько необычным: мы не будем говорить о великих битвах, героях, мы поговорим и вспомнить тех, чьи письма с фронта дощли до наших дней.

(звучит песня “Прощание” муз. Т.Хренникова, сл. Ф.Кравченко; на экране показ слайда: 2+ песня “Прщание”- по щелчку)

Библиотекарь: Эти голоса с фронта донесли до нас письма. Простые, маленькие солдатские письма – треугольнички с лиловым штампом – “Проверено цензурой”. Сегодня вы услышите голоса тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, голоса, пришедшие с “того света”, требующие от нас Памяти о них, завоевавших для нас ЖИЗНЬ. Весточки с фронта – весточки жизни.

(на экране слайд: 3+ песня “Почтальонка” )

Чтец-юноша:

Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте – жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же,
Что внутри там! Был в окруженьи?
Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам, в первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берет всех судеб удары,
Радость чью-то и смерть кого-то

(звучит песня “Почтальонка” муз. С.Никитина, сл.Д.Сухарева; в это время выходит девушка-почтальонка “Почтальонка” - по щелчку на слайде 3)

Девушка-почтальонка: Ждут, ждут меня с нетерпением мои измученные ожиданием адресаты. Кроме писем у меня с собой пузырек с нашатырным спиртом (показывает), иначе никак, не знаю, что несу я им: горе или радость? Четыре письма в этот дом: в четырех радость, а вот в пятом – похоронка. “Ваш сын младший лейтенант Углев Семен Павлович в бою за Родину, верный сын воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 26 января 1945 года...” Но здесь нет моей вины, это все она – война, война.... Пойду, ждут они, тревожатся... (уходит)

 Библиотекарь: Вот так и шли они в каждый дом, не зная, с чем постучатся в двери, что принесут. Пряча глаза от людей, глотая слезы, они утешали и радовались с теми, к кому приходили с письмом. Фронтовые письма шли не в конвертах, на них не было марки, сложены в треугольник, подписаны чернильным карандашом. Они были проникновенны и искренны, часто в них слышалась забота о тех, кто остался дома: о женах, детях, матерях. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. На открытках и письмах ставились специальные штемпели: “Проверено цензурой”. Эти письма согревали и тех, кто был на передовой и тех, кто ковал Победу в тылу.

(звучит Ф.Шуберт “Аве Мария”, чтец читает стихотворение И.Уткина “Ты пишешь письмо мне...”, на экране слайд 4)

Чтец-девушка:

На улице полночь. Свет догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
И в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем.

Библиотекарь: Но не все дождались этого дня, когда можно было перечесть эти письма, прижаться друг другу плечом. Не все вернулись с Победой домой. Но их письма, пришедшие к адресатам, хоть на некоторое время оттягивали момент другого письма – похоронки. С нетерпением ждали этих писем, пришло письмо – солдат жив. Вот эти письма фронтовиков: “...Шлю сердечный привет дорогой жене и своим детям, всем по низкому поклону, пропишите, прошу вас, как дочка вспоминает отца и ждет домой...”, а вот еще строки “...С Новым годом, мои родные, папка, мама и жена Шура! Желаю вам успехов в работе и жизни в новом, 1942 году. Я обещаю бить немцев до тех пор, пока хоть один из них будет на нашей родной земле ...”, - это написал Николай Потапов, погибший в 1943 году, не вернувшись с боевого вылета. Писали с фронта, на фронт.... Это была единственная возможность услышать друг друга за тысячи километров.... Сегодня мы тоже слышим эти голоса, донесшиеся до нас через столько лет.

Приходили такие треугольники и в наш сибирский городок Ачинск. Здесь тоже, как и везде, с нетерпением ждали весточек с фронта.

Боец: (на экране слайд 5, чтец-юноша читает) “...Я был призван в Красную Армию в ноябре 1941 года. Воевал на передовой с марта 1942. 24 июня 1944-го умело организовал форсирование реки Западная Двина, и наша рота захватила плацдарм у деревни Лабейки Витебской области. А 25 июня погиб в бою. 22 июля 1944 года присвоено звание героя посмертно. Мои письма хранятся в музее г. Ачинска. Прочтите, услышьте, почувствуйте...”

Чтец-юноша: “2/II. 1943 года, г. Ярославль Привет от Владимира Даниловича!!! Здравствуйте, дорогая и любимая мама, бабушка и дорогие братишки Миша и Саша. С горячим приветом к вам ваш Володя.....хочу сообщить, что жив и здоров, чувствую себя хорошо....от Вас писем я не получаю с 19/I 1943 года...Вам я пишу часто...дорогая мама, пишите, как ваше здоровье?...обо всем подробнее....Пройдет время, настанет пора – встретимся.... ”,

Боец: Им не суждено было встретиться.

Боец (читает стихотворение):

Нам идти в разведку этой ночью,
Все готово. Только дать сигнал.
Второпях тебе десяток строчек
Я на всякий случай написал.
Вот сейчас письмо в конверт вложу я,
Старшине отдам его, и пусть
Он снесет на почту полевую,
Если я обратно не вернусь.
Если смерть обрушится лавиной
И со всех сторон обступит тьма,
О своей беде непоправимой
Все тогда узнаешь из письма.
Если же (да будет так!) из боя
Невредимый выйду я опять,
То у нас условие такое:
Он письмо не будет отправлять.
И любви моей большая сила
Вся теперь в единственной мольбе:
Я хочу, чтоб ты не получила
Этих строк, написанных тебе...

Библиотекарь: Проходят годы, но солдатские треугольники времен Великой войны остаются в истории страны, в летописях и домашних архивах, как последние весточки...

С болью и скорбью читаем мы историю жизни Николая Фомина (слайд 6). В 1937 году его, как прораба строительства поселка речников, арестовали, Прошло время – его отпустили через несколько месяцев. Вырос поселок Подтесово, началась интересная, рабочая жизнь, но тут опять беда! Теперь уже беда всей страны – грянула война! Добровольцем на фронт просился и Николай Фомин, вспоминает его дочь:

Чтец: (девушка) “У меня сохранилась копия заявлений на фронт, но на них отец получал отказ – бронь не снимается. Лишь в мае 1942 года мы проводили отца на фронт. ...В Красноярске были сформированы два добровольческих отряда, отец был записан во второй – саперный. Как мы все ждали от него писем, этих треугольников, написанных химическим карандашом.... Весной 1944 года отец написал, что дали ему пулемет, что жив..... Больше писем от него не было, лишь после запросов командование ответило, что погиб он геройски, и указано место, где похоронен...”

Библиотекарь: Не суждено Николаю Фомину было увидеть, как в поселке начнут строиться новые каменные дома, как одним из мощных заводов в стране станет судоремонтный завод, но котором он работал до войны.... Его имя значится на обелиске погибших воинов среди 69-ти фамилий односельчан, не вернувшихся с войны...

Не суждено было вернуться домой и Михаилу Кузнецову, но его письма остались в наследство его детям и внукам. Вспоминает Галина Кузнецова:

Чтец: (девушка) “...передо мной пожелтевшие странички писем моего свекра, погибшего в 1943 году. О тяготах военной поры он не писал, лишь однажды: “...за несколько дней пережил столько, сколько не переживал за всю прежнюю жизнь...”, - больше все заботился о своих родных, писал, что тоскует, писал, что “мне ничего здесь не надо, все у меня есть. Лучше сыночку купи катаночки, чтобы он носил и вспоминал папку...”. Сыну его тогда было шесть лет всего, когда похоронка пришла, а свекровь так и ждала мужа, всю жизнь... ”

(звучит “Лунная соната” Бетховена и на фоне этой музыки чтец читает стихотворение М.Капитановой “Письмо с фронта”, на экране слайд 7 )

Чтец-юноша:

Письмо – солдатский треугольник,
В нем номер почты полевой.
Читает с болью правнук – школьник,
О чем солдат писал домой.
А он писал жене и детям,
Что шлет привет с передовой,
Что взяли города на рассвете,
Что очень хочется домой...
Май сорок пятого. Победа.
Но до нее он не дожил –
В чужом краю чужое лето
Своею жизнью защитил.
Не обнял дочь, жену и брата
И не вернулся он домой.
...Все, что осталось от солдата –
Лишь номер почты полевой...
Его письмо на полке-нише
Хранят потомки много лет.
Хранят как память о погибшем,
Как дней тех огненных привет...

Библиотекарь: Шли письма с фронта, шли они и ответом на фронт. Особой заботой для ачинцев в годы войны была подготовка и отправка писем и посылок на фронт. Газета “Ленинский путь” из номера в номер пишет о сборе средств в фонд победы. На заработанные деньги готовили на фронт подарки, сопровождая их письмами: “Бейте фашистов насмерть! Возвращайтесь с Победой. Мы вас ждем!” В январе 1942 года ачинцам прислал письмо с передовой бывший военрук первой школы, младший лейтенант Талахов, среди писем земляков имена врача Чугуевской, политрука Карамышева, красноармейца Бояркина, Щеголихина, Стародубцева, Авдеенко. В их письмах рассказы о боевых делах и призывы ковать победу над врагом в тылу. Им в ответ писали и коллективы, и отдельные труженики Ачинска. Писали работники мелькомбината, марганцевого рудника. Женщины и дети собирали грибы, ягоды, перерабатывали и отправляли на фронт. Пять посылок по сто килограммов каждая, ушли на фронт от женщин мелькомбината, более десяти от работниц швейной фабрики. А 12-летняя Лена Прокопьева собрала 82 килограмма грибов, заработанные средства передала бойцам на подарки , к которым приложила свое письмо, где писала о том, что хорошо учится и, как все дети Ачинска, мечтает о том, чтобы скорее кончилась война и чтоб ни одного фашиста не осталось на нашей земле. Многие наши земляки не вернулись домой, оставив нам в память о себе свои письма. Одним из них был Александр Назаров. Саша с семьей переехал в наш город в 1927 году из Назарово. Здесь он учился, сюда позднее присылал свои письма-треугольники. Политрук Назаров был направлен в гаубичный артполк, а в Ачинск стали приходить письма, вот одно из них, написанное в июне 1945 года:

Чтец: (юноша) “С радостью читаю ваши письма. Фашисты бегут, гоним их с нашей земли. Скоро увидимся. Крепко обнимаю...”

Ведущий: Это было одно из последних писем Александра Назарова родным. Вскоре он погиб в бою, так и не дожив до Победы..., майор политотдела 43-ей армии 1-го Прибалтийского фронта Александр Петрович Назаров при форсировании Западной Двины в районе поселка Шумилино Витебской области. Пуля сразила его во время переправы реки, под вражеским огнем, 25 июня 1945 года. Звание героя ему было присвоено посмертно. В Ачинске есть улица, названная в честь Героя Советского Союза А.П.Назарова.

Библиотекарь: Солдатские письма... Как много в них: жизнь, любовь, подвиг, память...Теперь это история, реликвия, “ниточка”, связующая нас, тех кто не нюхал пороха, не знал голода и бомбежек, и тех, кто уже никогда не переступит порог родного дома, но кто навечно в памяти народной... Почему-то сегодня сохранились в своем большинстве письма тех, кого уже нет. Может потому что они стали голосом памяти, голосом скорби о них... Они стали призывом для нас, наших детей и внуков: “Читайте, помните, берегите друг друга и мир, который мы завоевали такой страшной ценой – ЖИЗНЬЮ!” Эти письма должны жить, говорить, их надо читать и беречь, как самое дорогое сокровище, потому что не будет уже без них той правды о войне, не будет тех голосов, той нити памяти...

(звучит стихотворение С.Кочуровой. г. Набережные Челны, слайд 8)

Ученица:

Письма... Простые солдатские письма...
Сколько тепла в них, любви, романтизма,
Сколько в них веры в страну и в народ,
Веры в Победу, что скоро придет!
Веры, что враг будет все же разбит,
Что армия выстоит и победит!
В письмах вопросы: о детях, жене,
Все ли здоровы, сыты, в тепле...
В письмах писали: “Скоро придем!
Как только фашистов в Берлине добьем!..”
Письма от времени так пожелтели –
Трудно прочесть, разберешь еле-еле.
Но знает их бабушка все наизусть,
Ведь в каждом из них было: “Вернусь!..”
Ждет до сих пор! А его нет и нет...
Где-то потерян дедушкин след...
И в День Победы бабушка ждет:
Может, с войны он вернется, придет?
Вновь в День Победы сидит у окна...
А за окошком бушует весна!

Библиотекарь: Пусть прозвучавшие сегодня письма не оставят вас равнодушными, пусть они станут для вас цепочкой в памяти о войне, в памяти о погибших, вспомним наших ачинцев, не вернувшихся с фронта, прошу всех встать и почтить память о погибших минутой молчания. (все встают, стучит метроном, на экране слайд 9.)

По прошествие минуты молчания, библиотекарь благодарит всех за внимание, звучит тихая мелодия, все расходятся.

Список литературы.

1 “В строчках писем – судьба солдата” [Текст]: 65 лет Победе, письма солдата / Новая причулымка. – 2010. – №13. – с. 9.

2. Кочурова, С. Солдатские письма [Текст] / С. Кочурова // Чем развлечь гостей. – 2010. – №2. – с.85

3. Поэзия на Енисее [Текст]: ежегодник/ Красноярск. – Изд-во “Буква”, 2004. – 223с

4. Использована музыка:

  • Шуберт “Аве Мария”
  • Бетховен “Лунная соната”
  • песня “Прощание” муз. Т.Хренникова, сл. Ф.Кравченко;
  • песня “Почтальонка” муз. С.Никитина, сл.Д.Сухарева;

5. Презентация “Письма с фронта” (слайды меняет библиотекарь по щелчку)