Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Актуальность

В настоящее время наука логопедия уже дала ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. Данное направление работы является актуальным на сегодняшний момент в связи с тем, что неуклонно повышается количество детей дошкольного возраста с речевой патологией, что впоследствии ведет к специфическим ошибкам чтения и письма в начальной и средней школе.

Цель

Разработать оптимальные пути и эффективные приемы коррекции недоразвития лексико-грамматического строя речи и профилактика нарушений письма у детей с ОНР и апробировать через коррекционно-развивающие занятия.

Задачи

  1. Изучить специальную литературу по данной теме.
  2. Обследовать ЛГСР у дошкольников с ОНР на начало учебного года.
  3. Спланировать оптимальные пути по развитию ЛГСР у детей дошкольного возраста с ОНР.
  4. Провести коррекционно-развивающие занятия в соответствии с годовым перспективным планом работы.
  5. Обобщить результаты коррекционно-развивающей работы (через диагностическое обследование в конце учебного года).
  6. Разработать методические рекомендации для воспитателей по преодолению лексико-грамматических нарушений детей с ОНР.
  7.  Предоставить практический материал из опыта работы в методическую копилку ГБОУ.

Обобщая теоретические данные отечественных ученых о формировании ЛГСР у дошкольников с ОНР можно выделить следующие характерные особенности:

  • Ограниченность словарного запаса.
  • Расхождение объема активного и пассивного словаря.
  • Неточное употребление слов.
  • Вербальные парафазии.
  • Несформированность семантических полей.
  • Трудности актуализации словаря.

На основании этих данных мною была составлена схема (Приложение 1), в которой представлены:

  1. Главные составляющие ЛГСР.
  2. Основные характерные особенности формирования ЛГСР у детей с ОНР.
  3. Разделы работы по устранению выявленных недостатков.

Мною были отобраны и систематизированы коррекционно-развивающие игры и упражнения для практического усвоения ЛГСР (Приложение 2, приложение 3). Использование данных заданий улучшило качественные и количественные показатели формирования ЛГСР в подготовительной логопедической группе.

Выводы:

  1. Нарушения речи у детей с ОНР носят системный характер. Формирование ЛГСР детей с отклонениями в развитии происходит с опозданием, его уровень ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
  2. Развитие ЛГСР необходимо проводить на тщательно спланированных занятиях логопеда. Занятия должны носить системный, ступенчатый, комплексный характер, а также в повседневной жизни (через основную ведущую деятельность – игру).
  3. Работа над формированием ЛГСР должна осуществляться по следующим направлениям:
  • Уточнение лексического и грамматического значения слова;
  • Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
  • Формирование парадигмы словоизменения и словообразования;
  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  1. На основании проведенной диагностики мы имеем следующие результаты:

Уровни развития речи

Начало уч.года

Середина уч.года

Конец уч.года

Высокий уровень

1

4

57

Выше среднего уровень

4

22

24

Средний уровень

27

33

18

Ниже среднего уровень

30

35

0

Низкий уровень

38

2

0

Список литературы:

  1. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / Учебно-методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч./ О.А.Безрукова. - М.: Каисса, 2007.
  2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей/ О.А.Новиковская. – СПб: Корона -принт, 2004.
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет.