Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе. Тема: "Кто что ест". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка

Несколько тысяч уроков – вот сколько приходится на долю школьника за годы учёбы. И если все они проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя .

Начальная школа – новый этап в жизни ребенка.

Современные ученики – уже не те, что были, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Дети мало читают. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Наряду с ростом группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска – детей “интеллектуально пассивных”, “ часто болеющих”, детей “ с трудностями обучения”, и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – "интерактивное обучение". На современном этапе развития общества возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Не так-то часто можно проводить уроки нетрадиционной формы, а вот использовать нетрадиционные формы на некоторых этапах урока необходимо каждый день.

1 .Организационный момент провести в виде энергизирующей разминки.

(Пример:

Здравствуйте солнышки!
Здравствуйте лучики!
Здравствуйте дети мои!
Вы самые лучшие!
Я на урок вам удачи желаю,
А теперь всем, всем предлагаю:
“Вы в классе друга быстрее найдите
И пожелайте всего, что хотите!”) (см. Приложение 2)

2. Самостоятельная постановка детьми цели и задач урока, определение темы.

3. Изучение нового материала проводить в виде работы пар сменного и постоянного составов, работа групп и т.д.

4. Повторение пройденного проходит также в виде работы групп разных составов (Игры “Карусель”, “Идём в гости”и т.д.) Дифференцированные задания, тесты, задания с использованием различных сказочных персонажей например “Чудо-рюкзачок” (Для уроков литературного чтения – составление сказок; по математике, русскому языку – Игра “Комплименты”и т.д.; рефлексии)

5. Рефлексия (Оценить свою работу на уроке учащиеся могут с помощью смайликов, карточками различного цвета, лесенкой успеха и т.д.)

Нельзя не вспомнить, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи. Использование игры способствует изменение мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения.

Тема: “Кто что ест”

Цель: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками; 3) формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего; 2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; 3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога а также в группах в режиме интерактивного обучения; 4)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их; 3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; 4) развитие умения уч-ся делать выводы по изученному материалу.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

I. Актуализация знаний учащихся.

Введение в тему урока, эмоциональный настрой на урок.

Загадки о животных

(Приложение 1, 1 и 2 слайд)

Определение темы урока

(Сегодня мы поговорим о животных)

Познавательные:

Общеучебные

Личностные: учебно-познавательная мотивация

II. Целеполагание.

Фронтальная работа с учащимися.

Подумайте, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке? Какие задачи поставим на урок?

(Подготовлены карточки с опорными словами)

1) Повторим…(на какие группы делятся животные)

2) Узнаем, чем они…(питаются)

3) Будем группировать животных по… (типу питания)

4) Рассмотрим как связаны… (между собой животные и растения)

Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу

III. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.

Организация групповой работы.

Задание на классификацию животных по группам

Интерактивная игра “Суета”

Уч-ся объединяются в группы: птицы (снегирь, ворона); звери (заяц, кабан);

насекомые (божья коровка, бабочка); паукообразные (паук, скорпион); пресмыкающиеся (ящерица, змея)

Называют оставшиеся группы животных, проверяют по слайдам.

Познавательные: логические:

классификация объектов

Коммуникативные: умение договариваться и работать в паре; умение обосновывать и доказывать собственное мнение

IV. Организация взаимодействия по теме урока.

1) Удержание цели урока.

Вернёмся к поставленным целям урока. На какой вопрос будем готовиться отвечать?

Для этого прослушаем сообщения учащихся, а затем поработаем в парах.

Проверка парной работы уч-ся.

1) Сообщения уч-ся о бобре и кабане

2) Парная работа по памятке:

Прочитайте текст, расскажите друг другу, чем питаются рысь и медведь.

(1 вар-т: учебный текст о медведе, 2 вар-т: о рыси)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы Познавательные: общеучебные: отбирать информацию

Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга

Итак, чем питаются бобры, кабаны, рыси, медведи? Ответы: бобры – ивовыми прутьями, корой деревьев;

кабан – желудями, червями корневищами, насекомыми, даже мышами, рысь – мелкими животными, медведь – хищник, но и поедает злаки, корни ягоды и орехи, мёд.

Познавательные: общеучебные:

Осознанное построение речевого высказывания

2) Подведение к обобщению.

Сделайте вывод, чем могут питаться животные?

Ответы: растениями, насекомыми, другими животными Познавательные: общеучебные: владение навыком построения логических суждений
3) Задание на классификацию животных по типу питания.

(слайд)

Дают названия групп животных: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные Познавательные: общеучебные:

подведение под понятие; классификация объектов

4) Работа с моделями.

(Объясните схему на слайде)

Доказывают, что волки – хищники, зубры – растительноядные, ежи – всеядные Познавательные: общеучебные: построение устных высказываний; доказательство
5) Удержание учебной задачи.

Какую ещё задачу мы поставили себе на урок?

Выясним, как животные связаны между собой по питанию. Регулятивные: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве
6) Организация парной работы по инструкции.

(Выясним, как связаны животные между собой по типу питания, поработаем в парах.)

Парная работа по инструкции:

1) Прочитайте отрывок из сказки Н. Сладкова.

2) Работая в паре, ответьте на вопросы, поочерёдно задавая их друг другу

3) Составьте цепочку из карточек: трава, улитка, лягушка, ёж

Познавательные: общеучебные: работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

7) Итоги парной работы. Обобщение ответов уч-ся.

(Таким образом, мы выстроили цепь питания.)

С чего она начинается? Как сказать в общем? Почему с растений?

Какое животное улитка по типу питания?

А лягушка? Ёж?

Ответы: Только растения способны создавать питательные вещества (сахар и крахмал) под действием солнечного света, которые необходимы всему живому.

Растительноядное.

Насекомоядное, всеяденое

Отвечают на вопросы слайдов:

С чего начинаются цепи питания? Назовите их основные звенья.

Что такое цепи питания?

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Познавательные: общеучебные: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; анализ цепей питания

8) Подготовка групповой работы.

(Предлагаю групповую работу по маршрутам: лес, поле, море.)

Групповая работа.

Составление “цепей питания”, выделение лишнего объекта.

Лес: осина, заяц, волк (дятел)

Поле: пшеница, мышь, сова (коза)

Море: водоросли, рыба, белый медведь (волк)

Проверка по слайдам.

Регулятивные: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные: готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение

Познавательные: общеучебные: владение навыком построения логических рассуждений

9) Постановка проблемного вопроса: Что произойдёт, если из цепи питания выпадет какое-либо звено?

Учитель обобщает выводы уч-ся, как важно сохранять экологическое равновесие в природе.

(Показ слайдов.)

Мозговой штурм: дают объяснение по своей цепи в каждой группе, делают общий вывод: нельзя нарушать цепи, нужно бережно относиться ко всему живому. Познавательные: общеучебные: владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог,

вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

V. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке при помощи листов самооценки Заполняют лист самооценки. Регулятивные: оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов

да нет частично
1) Активно работал в группе
2) Выступал перед классом
3) Отвечал на вопросы учителя
4) Узнал новое на уроке
5) Мне было интересно

VI. Домашнее задание
Дифференцированное по уровням сложности.

1) Низкий уровень Если у вас есть какие-либо затруднения на уроке и тема показалась сложной, то возьмите карточку зелёного цвета, задание будет несложным. (на карточке указаны страницы учебника, задание: прочитать, ответить на вопросы “Проверь себя” Стр. 96 – 99, вопросы № 1-4
2) Средний уровень Если вам было всё понятно на уроке, возьмите карточку жёлтого цвета, это задание среднего уровня сложности Подготовить рассказ о животном по выбору уч-ся по плану
3) Высокий уровень Если для вас новая тема лёгкая и интересная, и вы много читаете о жизни животных, то выберите карточку красного цвета. Это задание повышенной сложности. Найдите ответы в дополнительной литературе на вопросы викторины “Животные”.

Используемая литература:

  1. Энциклопедия образовательных технологий, Г.Н. Селевко.
  2. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 148-153
  3. http://kukmor-agrokolledg.ru/download/prepod/prepod21.pdf
  4. https://urok.1sept.ru/articles/587916/
  5. http://xreferat.ru/71/4437-2-netradicionnye-uroki-v-nachal-noiy-shkole.html.
  6. Романовская М.Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
  7. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
  8. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
  9. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
  10. Лакоценина М.П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.