Опыт прочтения произведений малой солженицынской прозы ("Крохотки")

Разделы: Литература


Книги Солженицына - это не только история страны, но и история души человека. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровитость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям. Не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать “о времени и о себе”.

Творчество Солженицына многопланово: романы, эпопеи, рассказы, повести, миниатюры. Вершиной малой Солженицынской прозы являются “Крохотки”. Это мало изучаемые произведения, произведения, мало обращаемые на себя внимание.

Данные произведения интересны уже самим названием жанра - “Крохотки”: произведения крошечных размеров: от одной страницы до десяти предложений, предложений, включающих в себя проблемы вселенского масштаба. При знакомстве с самими произведениями поражает их лиризм. Когда слышишь фамилию Солженицына, возникает образ политического, общественного деятеля, революция, ГУЛАГи. Во время чтения “Крохоток” видишь ранимую душу, израненное сердце, человека, безгранично любящего родную природу; ему до всего есть дело: до маленького утенка, до тоскующего по воле щенка, до колокола в церкви, до маленького муравья…

Солженицын опирается на традиции русской литературы : А.Радищева, И.Тургенева, М.Пришвина, К.Паустовского и других.

Миниатюры: “Дыхание”, “Утёнок”, “Шарик”, “Костёр и муравьи”, “Лиственница”, “Молния” - созвучны зарисовкам К.Паустовского, М. Пришвина.

“Как не поймут до сих пор, - писал М.М.Пришвин, - что глядеть в природу – это значит глядеть в зеркало, где отражен человек, и не такой, каким мы его видим в меру свою и на той глубине, как видим себя, а весь человек во всей его глубине и высоте от земли и до неба. Мы его не видим, он за нашей спиной и когда оглянешься – исчезает. Но перед нами в природе он весь и по нем бродит, узнавая себя, наше Я. Вот когда встречается наше Я с тем родным, что там отражено, то вдруг эта мелочь со стороны для себя становится целым открытием. Всю жизнь я мечтаю о том, чтобы найти какой-нибудь метод для таких открытий и всю естественную историю написать, как она нам открывается в отражениях самого человека”.

Лирико-философские миниатюры Пришвина представляют собой единство изображения природы и изображения человеческих отношений. Только сложное движение эмоциональной мысли, преобразуясь в целостную форму, развертывается не по одинаковой синтаксической форме, как в народной поэзии, а по форме, похожей на сонетную: тема, развитие, сравнение, смысловое афористическое обобщение. Это позволяет назвать лирические миниатюры Пришвина сонетами в прозе. Вошедшим в образный мир писателя откроется многое впервые, многое окажется родным и созвучным, оживут молчавшие прежде листы и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами, и человек будет дышать вместе с ними, потому что художник силой своего дарования и любви к людям становится радостным творцом всеобщей жизни.

“Дыхание”

Движению жизни ничто не сможет помешать. Природа - часть жизни. Её дыхание - дыхание цветущей яблони. Герой измучен серыми лагерными буднями. Душа устала. Огромное желание обрести свободу приводит героя в “крохотный” садик, где он перестаёт слышать лагерный шум - его сознание, легкие обретают свободу. “Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней - можно ещё и пожить” - источник силы для человека, принцип выживания.

“Костёр и муравьи”

В этой миниатюре всего 6 предложений. Но в них заключена мысль огромной значимости: любовь к родине. Для человека родина - место, где он родился, рос, познал добро и зло, испытал любовь и дружбу, постиг философские вопросы бытия. Для одних это высотные дома с железной подземной дорогой, для других это тихий уголок деревенской природы.

Для муравья - это гнилое брёвнышко. Но это его родина, место, милое его сердцу. Как и человек, эта кроха способна на чувство любви к своей малой родине, на чувство защиты от всех, кто посягает на его святыню. Солженицын, как внимательный, чуткий наблюдатель основ жизненных устоев, поражён тем, что чувство патриотизма ведомо всем существам, живущим на этой земле.

В костёр брошено гнилое брёвнышко. Из него вывалили муравьи. Путник пожалел муравьёв и откатил бревно. Но муравьи не убегали, не спасались. “Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружили и - какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…”

В миниатюре “Гроза в горах” А.И.Солженицын формулирует мысль о человеке как частице большого, стихийного мира космоса, а само описание перекликается с картинками природы в ранних рассказах М.Горького.

Отличительные черты романтических образов ранней Горьковской прозы – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая уму нередко дороже самой жизни. В рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

“Гроза в горах”

Вся это миниатюра сконцентрирована на одном природном мгновении - вспышка молнии. Молния делит жизнь на два мира: мир темноты, хаоса в восприятии мира (“Все было - тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта”) и мир света, жизни, спокойствия, основы (“И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твёрдая земля…”)

Мрак, ночь составляет большую часть времени. И лишь на мгновение наступает прояснение, мгновение, в котором “отделялась тьма от света, выступали исполины гор… и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы”.

И в этом мире страха, темноты появляется сила, способная противопоставить себя стихии природы, - сила жажды жизни , максималистское стремление к свободе - это горная река.

Бессильна стихия перед жизнью: молнии “дробились в змейки, в струйки”.

Приходит осознание того, что страх - это “капля морская”.

В этот момент, когда мы побеждаем свой страх, мы становимся “ничтожной и благодарной частицей этого мира, этого мира, в первый раз создавшегося сегодня - на наших глазах”.

Особую группу “Крохоток” составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки, К ним принадлежат “Озеро Сегдан”, “Город на Неве”, “Прах поэта” и “На родине Есенина”. В таком жанре Солженицын сходен с А.Радищевым.

Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни русской действительности. Российская действительность представляется исключительно глазами “чувственного” путешественника – мыслителя, философа, который устал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, с удовольствием пил кофе, грустил, страдал и смеялся сквозь слезы, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который “любопытствует” узнать истории всех, кого он встречает на своем пути.

А.Радищев полагал, что человек по природе своей не добр и не зол и что его бытие зависит от условий среды и жизненных обстоятельств; в этом случае, однако, не исчезает индивидуальность. Долг писателя – помочь людям познать истину, научить “взирать прямо”, т.е. видеть действительные причины зла.

“На родине Есенина”

В программе пребывания Александра Исаевича осенью 1994 предусматривалось, в частности, посещение села Константинова. Программу, однако, пришлось сократить. Ее составитель Владимир Крылов рассказывает: “От поездки в Константиново гость отказался, мотивируя тем, что он не хочет разрушать сегодняшними реалиями села свои впечатления от родины С.Есенина 50-х годов”.

Боль писателя за то, что не ценим мы то, что имеем. Человечеству в дар дано огромное богатство. Но человек ведёт себя не как рачительный, а как расточительный - и не хочется говорить слово “хозяин”.

Хозяин должен быть хозяином: хранить, преумножать, оберегать, блюсти. Миниатюра “На родине Есенина” относится к “велосипедному” жанру – путевые записки. Писатель побывал на родине этого “слитка таланта”, который “метнул Творец сюда”. Через творчество Есенина мы учимся любить, по-новому смотреть на окружающую нас действительность, видеть поэзию в обыденном, испытываем потребность увидеть своими глазами все то, что с таким жаром воспевал поэт. Но стоило путнику, ищущему красоты и вдохновения, увидеть есенинские края в настоящем их проявлении, он удивляется, потрясённый: откуда “нашёл столькое для красоты - у печи, в хлеву, на гумне, за околицей,- красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..”

Так и хочется крикнуть вслед за Солженицыным: “Люди, увидьте красоту, окружающую вас, храните её. Она окрыляет человека, придаёт силы, силы жить и творить”.

После Тургенева естественно назвать миниатюры Солженицына “стихотворениями в прозе”. И Тургенев, и Солженицын отдали дань и регулярным стихам, но после хозяйского освоения в мире суровой прозы, с её природной пластичностью и нестеснённым дыханием, пришли к свободным прозаическим этюдам- раздумьям.

“Способ двигаться”

Образ жизни мы, люди, вольны выбирать сами. Но каков он, наш выбор? Не утрачиваем ли мы нечто важное в этой жизни? Вот способ передвигаться. Был конь - “рубящий копытами, с разметанной гривой, с разумным горячим глазом”.

Был верблюд - “двугорбый лебедь, медлительный мудрец”.

Был ишачок - “с терпеливой твёрдостью, живыми ласковыми ушами”.

А мы избрали “безобразнейшее из творений Земли”, “с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатым железным ящиком. Оно не проржёт о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину”.

Выбор есть у всех. Мы вольны в своём выборе. Но не приведёт ли этот выбор к мертвости, тупости, горбатости, бездушности, бездуховности.

Философ заключает: “каковы мы - таков и наш способ двигаться: хочется добавить: двигаться по жизни.

“Озеро Сегдан”

Огромна тревога писателя о Родине. Возникает такое чувство, будто написано это произведение не в пятидесятые годы и даже не вчера, а сегодня. Настолько злободневна проблема, вскрытая Солженицыным в этой “Крохотке”. Теперь понимаешь, почему писатель был закрыт в те не так далекие пятидесятые-шестидесятые годы XX века. Об этом и сейчас говорить не мед, а в ту пору и подавно.

Жемчужина русской природы – озеро Сегдан затерялось в нетронутых российских лесах (лесное озеро в окрестностях Солотчи – поселка в получасе езды от Рязани. Рязанцы называют Солотчу воротами в Мещер) . Все здесь мило сердцу: лес ровен, дерево, вода ровная – ровная, прозрачная, белая, белое дно. “Ещё не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век”. “Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилось бы, и текли бы чистые глубокие мысли”.

Но нельзя. “Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его”.

Называет писатель хозяина “злодеем косоглазым”, а команду его – “злоденятами”. Злоденят порождают злодеи, порождают себя подобных, не способных открыто и прямо смотреть на мир; свою силу, власть они утверждают захватом, противопоставлением себя всему миру.

Первый цикл “Крохоток” создавался в 1958–1960 годах, и только “Молитва” написана в 1963 году.

Второй цикл писался Солженицыным по возвращению писателя из изгнания - 1996-1999 году. Четырнадцать миниатюр – размышлений о том, что такое человек, кто он такой. Если в первом цикле основными темами и мотивами являются жажда свободы, преклонение перед сущностью мироздания, любовь к жизни, родине. Второй цикл более философского содержания: состояние души (“Утро”), ответственность каждого за прошлое страны (“Позор”), радость от прожитого дня не за зря, “полный день” (“Завеса”). Во втором цикле большая часть миниатюр объединена тем, что нашу душу, тело окутывает мрак, “ночные мысли”. “А твоё” устояние, твоё достоинство – не отдаться вихрям, но овладеть потоком тёмным и направить его к тому, что здоровит”. “..уметь такой стержень, спасительный Божий луч, найти, или даже знать его себе наперёд – и за него держаться”.

“Крохотки” образуют два цикла, каждый из которых завершён “Молитвой”. От молитвы о себе к молитве о России – таков дипазон авторских тревог, забот и заклинаний.

Здесь мы видим боль и в то же время гордость Солженицына-гражданина за свой народ. Писатель не просит за себя. Он пришёл к истине, пониманию её. Он просит за тех, кто ещё блуждает во тьме

Литература:

1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Письмо вождям Советского Союза; Жить не по лжи! Речь в Гарварде; Темилоновская лекция; Публицистика: В 3 Т. Ярославль, 1995 г. т.1.

2. Рассказы и Крохотки. А.И.Солженицын. – М.: АСТ: Астрель, 2006. - 702, (2) с.

3. Солженицын А.И. о своих книгах и о себе за рубежом – 1989 год. - №31 - страница 23.