Программа элективного курса "Что внутри детали?" 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по технологическому профилю с углубленным изучением инженерной графики.

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Прогнозируется, что около 60-70 % информации будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусматривать формирование знаний о методах графического предъявления и восприятия информации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе. Изучение графического языка как синтетического является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения.

Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которого тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждением ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Кроме того, в процессе овладения данной дисциплиной совершенствуется репродуктивное и продуктивное мышление, проявляющееся в создании объемных образов реального мира и построении новых образов.

Развитие пространственных представлений позволяет сформировать у школьников эффективные способы переработки информации – визуализации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически мгновенно трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления.

Элективный курс “Что внутри детали?” развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, обеспечивает политехническую и графическую грамотность, знакомит с началами проектирования и конструирования. Графическая культура школьника – совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.

Программа элективного курса состоит из трех разделов: простые разрезы, сложные разрезы, вырезы в аксонометрических проекциях. В разделе “Простые разрезы” рассматриваются следующие направления: фронтальный, профильный, горизонтальный разрезы, местный и наклонный разрезы, соединение части вида с частью разреза. В разделе “Сложные разрезы” изучаются ломаный и ступенчатый разрезы. Также отводится время на изучение алгоритма построения вырезов в аксонометрии деталей и знакомство с разрезами на сборочных чертежах.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Приоритетными методиками является упражнения, практические, графические работы и метод проектов. Интегрированный характер содержания программы электива предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с геометрией, алгеброй, физикой и техническим трудом, историей и искусством.

Цели курса.

1. Формирование интереса и положительной мотивации школьников к техническому профилю путем освоения способов деятельности, необходимых для успешного прохождения предпрофильного образования.

2. Изучение основ инженерной графики.

Курс носит межпредметный характер, познавательное направление и повышает вероятность осознанного выбора профиля в 10-м классе.

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся по теме “Разрезы”;
  • помочь ученику реализовать свой собственный интерес к предмету, помочь учащемуся разобраться в готовности и способности осваивать выбранное направление на более качественном уровне;
  • создать условия для самостоятельной и творческой работы учащегося, тем самым продемонстрировать практическое применение полученных знаний.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • самостоятельно анализировать предметы окружающего мира, видеть их формообразование и необходимость использования разрезов;
  • грамотно определять место необходимого разреза на чертежах машиностроительных деталей;
  • выполнять чертежи производственных деталей, правильно проставлять размеры, учитывая конструктивную форму детали;
  • использовать построение разрезов в практической деятельности;
  • обсуждать, доказывать свою точку зрения, конструировать и моделировать, создавать свои проекты, участвовать в дискуссиях.

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во
часов
1 Простые разрезы. Сравнение сечений и разрезов

1

2 Фронтальный разрез

1

3 Профильный разрез

1

4 Горизонтальный разрез

1

5 Алгоритм построения комплексного чертежа, содержащего разрез

1

6 Построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом

1

7 Построение наклонного разреза

1

8 Местный разрез. Особые случаи разрезов

1

9 Соединение половины вида и половины разреза, части вида и разреза

1

10 Выполнение чертежа детали с использованием соединения вида и разреза

1

11 Построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом

1

12 Вырез в аксонометрической проекции

1

13 Построение аксонометрии детали с вырезом

1

14 Сложные разрезы. Ступенчатый разрез

1

15 Сложные разрезы. Ломаный разрез

1

16 Выполнение чертежа детали со сложным разрезом

1

17 Разрезы на сборочных чертежах. Тест

1

  ИТОГО

17

Содержание программы

Тема № 1. Простые разрезы (11 часов)

Занятие 1. Простые разрезы. Сравнение сечений и разрезов. Решение теста на нахождение разрезов по чертежу. Практическая работа: выполнение чертежа детали с фронтальным разрезом.

Занятие 2. Фронтальный разрез. Практическая работа: построение чертежа детали с фронтальным разрезом.

Занятие 3. Профильный разрез. Алгоритм построения профильного разреза. Практическая работа: построение чертежа детали с профильным разрезом.

Занятие 4. Горизонтальный разрез. Алгоритм построения горизонтального разреза. Практическая работа: построение эскиза и чертежа детали с горизонтальным разрезом.

Занятие 5. Алгоритм построения комплексного чертежа, содержащего разрез. Практическая работа: выполнение чертежа детали с целесообразным разрезом.

Занятие 6. Практическая работа: построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом (продолжение работы).

Занятие 7. Способы построения наклонного разреза. Практическая работа: построение чертежа детали с наклонным разрезом.

Занятие 8. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Построение разреза детали, имеющей ребра жесткости. Практическая работа: построение эскиза детали с использованием местного разреза.

Занятие 9. Соединение половины вида и половины разреза, части вида и разреза. Алгоритм построения. Практическая работа: выполнение чертежа детали с исправлением ошибок в разрезе.

Занятие 10. Выполнение чертежа детали с использованием соединения вида и разреза. Практическая работа: выполнение эскиза детали с использованием соединения вида и разреза.

Занятие 11. Практическая работа: построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом.

Тема № 2. Вырезы в аксонометриях деталей (2 часа)

Занятие 12. Вырез в аксонометрической проекции. Практическая работа: выполнение технического рисунка детали с вырезом.

Занятие 13. Практическая работа: выполнение технического рисунка детали с вырезом.

Тема № 3. Сложные разрезы (3 часа)

Занятие 14. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Практическая работа: выполнение эскизов и чертежей деталей со сложными разрезами.

Занятие 15. Сложные разрезы. Ломаный разрез. Практическая работа: выполнение эскизов и чертежей деталей со сложными разрезами.

Занятие 16. Практическая работа: выполнение чертежа детали со сложным разрезом.

Тема № 4. Разрезы на сборочных чертежах изделий (1 час)

Занятие 17. Разрезы на сборочных чертежах. Практическая работа: чтение сборочных чертежей с разрезами решение теста по теме “Разрезы”.

Примерные темы творческих проектов.

  1. Применение разрезов в строительстве, архитектуре.
  2. Применение разрезов в автомобилестроении.
  3. Использование разрезов в дизайне интерьера.
  4. Использование разрезов в медицине.
  5. Использование разрезов в других науках: биологии (изображение строения клетки, растений, плодов и др. в разрезах), астрономии, химии, физике и др.
  6. Выполнение технического проекта изделия собственной конструкции с использованием основ дизайна.

Практические работы.

  1. Выполнение чертежей деталей с простыми разрезами.
  2. Выполнение чертежей деталей с использованием сложных разрезов.
  3. Выполнение чертежей деталей в аксонометрических проекциях с вырезами.
  4. Чтение сборочных чертежей, выполнение технических рисунков деталей с вырезами и эскизов деталей с разрезами.

Библиографический список

  1. Баранов Л.А. Основы черчения. – М.: Высшая школа, 1982.
  2. Боголюбов С.К. Черчение / С.К. Боголюбов А.И. Воинов. – М.: Машиностроение, 1981.
  3. Ботвинников А.Д. Черчение в средней школе: пособие для учителей / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Василенко Е.А. Карточки-задания по черчению / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Воротников И.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Гордиенко Н.А. Черчение: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Астрел, 2003.
  9. Кучукова Т.В. Разрезы: рабочая тетрадь по черчению. – М.: Вентана-Граф, 2000.
  10. Попова Г.Н. Условные обозначения на чертежах и в схемах по ЕСКД: справочное пособие / Г.Н. Попова, Б.А. Иванов. – Л.: Машиностроение, 1976.
  11. Пугачев А.С. Задачи-головоломки по черчению. – Л.: Судостроение, 1971.
  12. Хакимов Г.Ф. Эвристические задачи: в помощь учителю черчения / Г.Ф. Хакимов Р.Р. Вахитов. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  13. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Владос, 2003.
  14. Эйдельс Л.М. Элементы математики в черчении: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1986.