Урок литературы по теме "Мелочи жизни" в рассказе Н.С. Лескова "Старый гений"

Разделы: Литература


Цели урока.

1. Продолжить тему “Сатира на чиновничество”, выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и отметить их связь с современностью.

2. Обратить внимание учащихся на позицию Н. Лескова, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

3. Совершенствовать навыки выразительного чтения эпизода, чтения в лицах, пересказа, исследования текста.

4. Воспитывать правильное отношение к порокам общества, прививать интерес к изучению нравственных ценностей.

Оборудование.

1. Презентация.

2. Выставка книг Н.С.Лескова.

3. Портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Слово о писателе. Слайды 1-2. Презентация

Сегодня у нас урок на тему “Мелочи жизни” в рассказе Н.С. Лескова “Старый гений”. Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, можно ли их считать мелочами жизни, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор.

В конце урока попробуем свои силы в составлении синквейна по проблемам рассказа.

Николай Семёнович Лесков — самобытный и неповторимый писатель, признание которого только увеличивается с годами. А между тем через месяц мы будем отмечать 180 лет со дня рождения писателя. Чем чаще возникает беседа о загадочной и таинственной русской душе, тем чаще припоминается Лесков с его замечательными произведениями, в которых немало оригинальности. В них идеально изображен русский человек без прикрас, со всеми его духовными противоречиями.

Познакомимся с биографией писателя. Слайды 3-8 “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей”. Таким виделся Николай Семёнович Лесков современникам.

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала “Русской речи”, а потом “Северной пчелы”.

Город Орел - город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н.С.Лесков, "вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город".

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя,  были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле. Перед вами фотографии лесковских памятных мест в Орле, фрагменты памятника писателю с изображением его героев.

“Левша”, “Очарованный странник”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда, “Соборяне” - эти книги Николая Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы. В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. (Учитель обращает внимание на выставку книг писателя)

2. Актуализация знаний учащихся. Мини-викторина “Узнай произведение Лескова”

Какие страницы лесковских книг остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями? Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к “неправильностям” в языке Лескова, к его “некнижности”, а подчас и “нелитературности”?

Узнайте Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента его перу. В этом вам поможет наша недавняя поездка в музыкальный театр на пьесу по повести Лескова “Левша”.

(Учащимся предлагается карточка с отрывками из произведений писателей 19-20 веков, среди которых отрывки из повести “Левша”).

Назови отрывок из произведения Н.С.Лескова

1. “На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский”.

2. “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось <...> угрозой и предзнаменованием <...>. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить...”

3. “Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него - кому любо. Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

- Пойдет такое - берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет”.

4. “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше”.

5. “Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

Взахался ужасно. <...>

А Платов ... опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: “Это не отворяется”, а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде Туле”.

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

- Ох-де, мы маху дали.

А государь Платову грустно говорит:

- Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.

Сделаем выводы. Слайды 9-11

Н.С.Лесков говорил: “…там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”. Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

3. Работа со словарём урока. Слайд 12

Синквейн

Сюжет

Эпизод

Гений

Нравственный

Синквейн - пятистишие

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении

Эпизод - относительно самостоятельная часть худ. произведения

Гений

1. Высшая творческая способность.

2. Человек, обладающий такой способностью.

Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

4. Анализ произведения

Работа с эпиграфом

Прочитаем выразительно эпиграф к уроку: “Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”. Как вы понимаете эти слова?

Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

Мы с вами поговорим о рассказе “Старый гений”, вспомним сюжет, перечитаем яркие эпизоды. Начнём с рассказа о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Пересказ текста с элементами беседы

У маленькой старушки было “вопиющее дело”. Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

- Почему старушка поверила молодому человеку?

Порядочным людям свойственно верить в лучшее, они думают о людях хорошо, доверяют им.

- Есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

К сожалению, и в наше время нередки обман, ложь, непорядочность. Вспомним пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод? Слайд 13

“Доверяй, но проверяй”, “Добро – изнанка зла”, “Зло есть грубейшая форма невежества”, высказывание из трилогии Л.Н.Толстого “Детство” – “Самый худший человеческий порок – это неблагодарность”.

- Как шли дела у старушки вначале?

Хлопоты вначале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Выразительное чтение отрывка.

Чтение по ролям диалога чиновников и доброй старушки.

- Почему чиновники советуют доброй старушке не напоминать о себе великосветскому франту?

Значительные, имеющие деньги, не остановятся ни перед чем, чтобы избавиться от ненужных, мешающих им спокойно жить людей.

- О каких простых и дорогих каждому порядочному человеку нравственных ценностях говорит бедная старушка?

“Я бы гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим было хорошо”.

Беседа по главе 3

- С какими проблемами общества столкнулась старушка, обратившись в высшие инстанции?

Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: “Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Столкнулась с равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы простого, маленького человека (проведём параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя “Шинель”).

- Проведём параллель с современностью. Какие крылатые фразы с отрицательным содержанием встречаются в тексте 3 главы? Что может им противопоставить умный человек?

“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В России невозможности нет”. К сожалению, и в наше время для разрешения каких-то дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Какой вывод может сделать для себя умный человек? Для успешной жизни нужны знания, это большая сила. которая поможет решить многие проблемы в жизни.

- Каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем в тексте 3 главы, как автор описывает своего героя. О чём сожалеет автор и мы вместе с ним?

Он высокого роста с длинной бородой; хмурое лицо, умный взгляд, это чиновник низшего класса. Привлекают уверенность и чувство собственного достоинства этого человека. Жаль только, что его способности, талант, не находят применения в делах на благо общества в целом.

Чтение отрывка из рассказа (гл. 5)

“Гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки”. Сёйчас мы вспомним, как это произошло. Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку

(Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял задуманное).

- Какой художественный приём использовал Лесков при описании выполнения столь трудного дела?

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

- Как заканчивается рассказ?

Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

- Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И трудно не согласиться с этим мнением! Россия – страна талантов. Жаль, что талант и в этом случае не сопряжён с образованностью, широтой кругозора.

Наблюдение над языком рассказа. Слайд 14

Вам, наверное, будет интересно узнать, что одним из главных титулов Н.С. Лескова является титул “Кудесник языка”. Игорь Северянин восклицал:

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Давайте на миг погрузимся в упоительный мир живой русской речи и осознаем, что другого такого писателя у нас на Руси нет, писателя, тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту.

(Подготовленные ученики называют яркие афористичные фразы, позволяющие писателю сделать рассказ красочным, оригинальным, насыщенным, а его язык выпуклым, причудливым, искристым).

Гл.1 Слайды 15-16

Началась игра в кошку и мышку
Должник её был зверь травленый.

Гл.2

Тут и пошла закорюка
Ума к ней приложить было невозможно
Не вы первая, не вы и последняя
Он барин хороший, но только дурной платить
Да вот тут-то и точка с запятой.

Гл.3

Муж и жена – одна сатана
Сухая ложка рот дерёт
Чин на мне из четырнадцати овчин,
- какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.

Гл.4

Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор

Гл.5

Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок

5. Ответ на вопросы урока.

Вот такие “мелочи жизни” изображаются Н. С. Лесковым. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. Слайд 17

  • Неблагодарность – один из худших человеческих пороков
  • Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди
  • Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как “гений Иван Иванович”

- А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых людей, к “мелочам жизни”, из которых и складывается сама жизнь. От них и зависит, будет ли жизнь человека полноценной, счастливой, успешной, сможет ли он реализовать свои способности.

Предлагаю вам составить синквейн о русском человеке, о России или о писателе Лескове и его героях.

Ну, а в центре внимания писателя-гуманиста Н.С.Лескова обычный человек, немного чудаковатый, но всегда искренний и честный, загадочная и удивительная русская душа с духовной красотой и теплотой сердца. Лесков говорил, что знает русского человека “в самую его глубь”, поскольку он “не изучал народа”, а “вырос в народе”. Слайд 18

Дух вырос беспримерный у тихих окских волн,
Своим осмыслен временем наполовину он.
С неправдой социальной художник был в борьбе.
Когда Левшу писал он, писал он о себе.
Рассказчик очарованный, великий фантазёр,
Он и волшебник слова, и слов гипнотизёр.
А силы в нём такие, и в нём талант такой –
Талант любить Россию, любить народ родной. А.Бельский

6. Составление синквейна. Слайды 19-21

7. Домашнее задание

Чтение отрывка из романа М.Салтыкова-Щедрина “История одного города”.