Программа дисциплины "Музыкальная литература" для профессионально ориентированных детей ДМШ, ДШИ

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся, которым решением педагогического совета продлено пребывание в школе на один год с целью их подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. Базовый курс рассчитан на 1 год (31 академический час).

Программа в своей основе опирается на Примерную программу и методические рекомендации по учебной дисциплине “Музыкальная литература” для ДМШ и ДШИ, изданную Министерством культуры РФ, Научно-методическим центром по художественному образованию. М, 2002.

Назначение занятий по музыкальной литературе – содействовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта путём расширения и углубления знаний и умений, приобретённых при изучении основного курса, и в самостоятельном общении с музыкой.

Курс музыкальной литературы ставит своей целью подготовить выпускников школы к встрече с музыкальной классикой – той, что часто звучит в эфире, исполняется в концертах, распространяется через аудио и видеокассеты, компакт диски. Другое назначение дополнительного курса музыкальной литературы в ДШИ – облегчить будущим студентам музыкальных училищ изучение значительно более сложного и объёмного курса музыкальной литературы в среднем профессиональном учебном заведении.

Методические рекомендации

Из подбора и последовательности тем и произведений у обучающихся должно сложиться общее представление о музыкальном процессе в Европе XVIII-XX веков, основных жанрах музыки, художественных направлениях и национальных композиторских школах.

Накопленный учащимися опыт позволит обратиться к более сложным и объёмным произведениям, затронуть вопросы, отвечающие интересам взрослеющих школьников. Однако общее количество уроков (менее 30 на новый материал), требуя экономного расходования времени, ограничивает объём каждой темы рамками 1–3-х занятий. Построение темы при таком лимите времени исключает биографию и привычный разбор произведений.

Учитывая, что русская музыкальная классика XIX–XX веков (в лице её основных представителей) учащимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе была представлена лишь шестью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классикам европейской музыки. Не дублируя темы основного курса, необходимо познакомить учеников с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, входящими в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Выбор тем и произведений осуществляется преподавателем, исходя из своего опыта и условий учебного процесса (состав группы, наличие музыкальных записей, нот, пожелания учеников). Выбор музыкальных произведений, представленных в данной программе, обусловлен не только их местом в творчестве того или иного композитора, учебной целесообразностью, но и фондами нотной библиотеки и фонотеки школы, возможностью использования личных видеокассет и дисков преподавателя. Подбор произведений программы связан непосредственно и с учебной практикой преподавателя, в процессе которой были выявлены те произведения, которые более интересны и доступны восприятию и пониманию учеников ДШИ, ориентированных на музыкальную профессию.

Формы работы

Методику занятий музыкальной литературы можно представить в следующем виде.

Тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, и собирающее внимание учеников. Затем слово передаётся ученику, подготовившему сообщение по данной теме в пределах 5 – 10 минут (возможно, чтение написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора. При этом можно приводить наиболее значительные факты из жизни композитора. Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представляет для подростка определённую сложность, задача преподавателя – объяснить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить. Отсутствие школьного учебника по тематике года делает необходимым обращение к иным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, литература о музыке для школьников, возможно использование учебных пособий по музыкальной литературе для средних учебных заведений культуры и искусства).

Выступление школьника перед своими товарищами должно быть тактично прокомментировано преподавателем, его замечания и советы учтены будущими “докладчиками”. Количество выступлений каждого ученика зависит от численного состава группы. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и идёт в общий зачёт. Оценивать выступления в баллах нежелательно, – самостоятельность учащихся при подготовке выступления всегда относительна, и это неизбежно, в силу характера самого задания и отсутствия опыта. Обучающая направленность такого задания – в приобщении школьников к студенческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отобрать минимум необходимого. Распределение тем для сообщений можно осуществить как в начале четверти, полугодия, так и по ходу занятий.

Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходимым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения (возможен предварительный показ одной или нескольких основных тем на фортепиано). Обмен впечатлениями и краткое подведение итогов завершают урок.

Дополнительный год обучения должен содействовать проявлению творческой инициативы учащихся. Хорошо обсудить с ними в начале года общую тематику занятий. Выслушать и учесть пожелания учеников, объяснить назначение и содержание их сообщений, предусмотреть возможность исполнения музыки (в соответствии с тематикой занятий).

Обозревая европейскую классику трёх последних веков, необходимо только найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым её проблемам. Хорошим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), информация, содержащаяся в газетах и журналах по искусству. Своё место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов
1 Музыкальная культура Германии 18-начала 20 века. 1
2 Г.Гендель, К. Глюк. 2
3 Немецкие романтики 1-й половины 19 века: Вебер, Мендельсон, Шуман. 3
4 Австрийские и немецкие композиторы 19 – начала 20 века. И.Штраус, И. Брамс, Р.Вагнер, Г. Малер. 4
5 Музыкальная культура Италии 18-начала 20 века. А. Вивальди, Д.Скарлатти, Н. Паганини, Д.Россини, В. Беллини, Д.Верди. 5
6 Музыкальная культура Франции 19–20 века 1
7 Французские композиторы 19 века. Ж. Оффенбах. Ж. Бизе. К.Сен-Санс. Г.Берлиоз. 2
8 Французские импрессионисты: Дебюсси, Равель, Дюка 2
9 О. Мессиан и французская музыкальная культура 20 века 1
10 Музыкальная культура Венгрии, Норвегии, Чехии 19 века. Ф.Лист, Э. Григ А.Дворжак, Б. Сметана. 4
11 Музыкальная культура Англии 20 века. Б.Бриттен 1
12 Г. Гершвин и американская музыкальная культура 20 века. 1
13 Контрольные уроки (в конце 1-3 четвертей) 3
14 Итоговая контрольная работа (в конце года) 1

Всего

31

Содержание курса

1. Музыкальная культура Германии 18-начала 20 века (1 час).

Обзор искусства Германии периода 18-начала 20 века. Исторические сведения об указанном периоде. Творческие направления в музыкальном и других видах искусства, имена значительных композиторов, основные жанры в их творчестве, музыкальные произведения.

2. Г.Гендель, К. Глюк (2 часа).

Характеристика творчества Г.Ф. Генделя и его основных произведений. Роль вокально-ораториального жанра. Симфонические произведения Генделя. Concerto grosso g-moll.

Характеристика творчества К.В. Глюка. Оперная реформа Глюка. Фрагменты оперы “Орфей” (Хор друзей Эвридики, хор и пляска фурий, ария Орфея, сцена в полях Элизиума).

3. Немецкие романтики 1-й половины 19 века: Вебер, Мендельсон, Шуман (3 часа).

Краткая характеристика направления раннего романтизма в музыке, основные идеи, принципы, жанры.

К.М. Вебер. Характеристика творчества. Увертюра из оперы “Волшебный стрелок”.

Ф. Мендельсон. Характеристика творчества. “Песни без слов”. Свадебный марш из музыки к комедии “Сон в летнюю ночь”. Концерт для скрипки с оркестром ми минор.

Р. Шуман. Обзор творчества. “Карнавал”. Детские сцены (фрагменты).

4. Австрийские и немецкие композиторы 19– начала 20 века. И. Штраус. И. Брамс, Р.Вагнер, Г. Малер (4 часа).

Жанры и образы позднего романтизма. Особенности немецкой музыкальной культуры периода 19– начала 20 века.

  • И. Штраус. Характеристика творчества. Венские вальсы.
  • И. Брамс. Характеристика творчества. Венгерский танец фа -диез минор. Симфония №4.
  • Р. Вагнер. Характеристика творчества. Вступление к опере “Тристан и Изольда”. Полёт Валькирий из оперы “Валькирия”.
  • Г. Малер. Характеристика творчества. Траурный марш из Симфонии №5.

5. Музыкальная культура Италии 18-начала 20 века. А. Вивальди, Д.Скарлатти, Н. Паганини, Д.Россини, В.Беллини Д.Верди (5 часов).

  • Обзор искусства Италии 18-начала 20 века, с акцентом на музыкальную культуру.
  • А. Вивальди. Характеристика творчества. Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор.
  • Д. Скарлатти. Характеристика творчества. Клавирные сочинения (сонаты).
  • Н.Паганини. Характеристика творчества. 24 каприса (2-3 по выбору преподавателя).
  • Д.Россини. Краткая характеристика творчества. Увертюра, ария Фигаро из оперы “Севильский цирюльник”. В. Беллини. Ария Нормы “Casta Diva” из оперы “Норма”. Д.Верди. Вступление, застольная песня Альфреда из оперы “Травиата”, финал 2 действия оперы “Аида”.

6. Музыкальная культура Франции 19 – 20 века (1 час).

Обзор музыкальной культуры Франции периода 19 – 20 века. Стили, направления. Наиболее значимые события, имена великих людей искусства данного периода.

7. Французские композиторы 19 века.

Ж. Оффенбах. Ж. Бизе. К.Сен-Санс. Г.Берлиоз (2 часа).

  • Ж.Оффенбах. Характеристика творчества, основные произведения. Увертюра к оперетте “Парижская жизнь”.
  • Ж.Бизе. Характеристика творчества, основные произведения. Фрагменты оперы “Кармен” (Хабанера, Сегидилья Кармен, куплеты Торреадора).
  • К.Сен-Санс. Характеристика творчества, основные произведения.
  • Г.Берлиоз. Характеристика творчества, основные произведения. “Фантастическая симфония” (фрагменты 2, 5 частей).

8. Французские импрессионисты: Дебюсси, Равель, Дюка (2 часа).

  • К. Дебюссии. Характеристика творчества, основные произведения. “Детский уголок”, Ноктюрны “Облака”, “Празднества”.
  • М.Равель. Характеристика творчества, основные произведения. “Болеро”.
  • П.Дюка. Характеристика творчества, основные произведения. “Ученик чародея”.

9. О. Мессиан и французская музыкальная культура 20 века (1 часа).

Роль творчества О. Мессиана в музыкальной культуре Франции 20 века. Характеристика творчества, основные произведения. “Пробуждение птиц”. “Экзотические птицы”.

10. Музыкальная культура Венгрии, Норвегии, Чехии 19 века.

Ф.Лист, Э. Григ А.Дворжак, Б. Сметана (4 часа).

Обзор культуры Венгрии, Норвегии, Чехии 19 века. Имена великих композиторов этих стран. Характеристика творчества каждого из композиторов, их основные жанры и произведения. Ф.Лист. Этюд “Мазепа”, “Кампанелла”. Э.Григ. Лирические пьесы (3-4 пьесы на выбор). Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. А. Дворжак. Симфония №9 (фрагменты). Б.Сметана. Фрагменты оперы “Проданная невеста”.

11. Музыкальная культура Англии 20 века. Б.Бриттен (1 час).

Обзор музыкальной культуры Англии 20 века. Б.Бриттен. Характеристика творчества, основные произведения. Вариации и фуга на тему Г.Пёрселла (Путеводитель по симфоническому оркестру).

12. Г. Гершвин и американская музыкальная культура 20 века (1 час).

Обзор американской культуры 20 века. Джазовое направление в искусстве. Г. Гершвин. Обзор творчества. “Рапсодия в голубых тонах”. Кубинская увертюра. Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор.

Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти в учебное время, отведённое на изучение данного предмета. Контрольные уроки в I, II, III четвертях предусматривают ответы в устной и письменной форме (викторина по пройденным музыкальным произведениям). Оценка за четверть выставляется на основании оценок текущего учёта знаний и результатов контрольных уроков.

Для обучающихся, завершающих курс музыкальной литературы проводится итоговая аттестация в виде письменной итоговой контрольной работы. Она представляет собой викторину по пройденным в течение года музыкальным произведениям (15-20 номеров) в течение 45 минут (1 урок).

По окончании курса учащиеся должны знать: изучаемые музыкальные термины, краткие биографические сведения об изучаемых композиторах и их произведениях.

уметь: узнавать на слух пройденные музыкальные произведения.

Литература и материально-технические средства обучения

Материально-техническое обеспечение:

Для успешного прохождения предмета необходимо:

  • просторный класс для занятий, оборудованный в соответствие с нормами СанПиН;
  • фортепиано;
  • проигрыватель компакт-дисков, аудио– и видеомагнитофон, телевизор (DVD).
  • наличие нотных сборников и учебно-методической литературы.

Учебная и методическая литература

Основная

  1. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для 5 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2002. – 184 с.
  2. Григорович В. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Хрестоматия для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.
  3. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Выпуск II. Тесты по зарубежной музыке. – М.: Престо, 1998. – 24 с.
  4. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. -М.: Музыка, 1976.
  5. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. – М.: Музыка, 1975.
  6. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Составитель И. Прохорова. 4-е издание. – М.: Музыка, 1990. – 144 с.

Дополнительная

  1. Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. – М.: Знание, 1983. – 112 с.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. 8-е издание. – Л.: Музыка, 1986. – 216 с.
  3. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка: Словарь-справочник. – Л.: Музыка, 1974. – 144 с.
  4. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов: 8-е издание. – Л.: Музыка, 1987. – 200 с.
  5. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. – М.: Детская литература, 1986.– 192 с.
  6. Зильберквит М. Мир музыки: Очерк. – М.: Детская литература, 1988. – 335 с.
  7. Калинина Г. Музыкальная литература. Выпуск I. Вопросы, задания, тесты. – М.: Престо, 2001. – 32 с.
  8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1984. – 168 с.