Элементы риторики в развитии произношения речи у младших школьников

Разделы: Логопедия


От того, в каком состоянии голос, как он звучит, насколько гибок, благозвучен, силён, во многом зависит восприятие высказывания.

Известно, что у младших школьников, имеющих нарушения произносительной стороны речи, речевой аппарат несовершенен (нет силы звучания, тембральной окраски, высоты тона).

О серьезной работе над так называемой постановкой голоса, пока не пройден период мутации, говорить не приходится. Но помочь услышать свой голос, оценить его качества, научить управлять им – одна из задач учителя-логопеда.

Прислушиваясь к звучанию голоса, можно почерпнуть сверх того, что составляет содержание речи, а значит, научиться лучше понимать собеседника.

Таким образом, развитие произносительных навыков у учащихся, развивает и коммуникативную функцию речи.

В логопедические занятия предлагаю включать специальные задания в виде разыгрывания мини-сюжетов.

На первом этапе работы можно использовать известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры – докучные сказки и кричалки (учитывая индивидуальные особенности произносительной стороны речи каждого ребёнка).

Содержание работы включает в себя:

  • знакомство с терминологией (самостоятельно или с помощью взрослого);
  • итоговое обобщение поиска;
  • выбор предложенных текстов или составление своих;
  • отработка дыхания и интонации;
  • заучивание текстов наизусть;
  • разыгрывание мини-сюжетов.

Замечено, что один и тот же текст, прочитанный в разной обстановке, звучит по-разному. Если ребёнок рассказывает докучную сказку сидя за партой, голос теряет тембральную окраску. Поэтому мы разыгрываем мини-сюжеты. Один ребёнок садится в кресло, другой – рядом на стульчик и медленно и монотонно рассказывает докучную сказку. (Приложение 1)

Меняясь местами и изменяя темп голоса на быстрый и четкий, другой ребёнок рассказывает похожую докучную сказку. (Приложение 2)

Докучные сказки можно разыгрывать в паре в форме диалога.(Приложение 3)

Для развития громкости детского голоса можно использовать кричалки.

Однако следует соблюдать осторожность. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикулярными упражнениями, сразу «включать» максимальную громкость. Голосовой аппарат надо «разогреть»: произнести с закрытым ртом звук [м] сначала тихо, затем громче; повторить упражнение с гласными [а-о-э-у-ы] с закрытым, затем с открытым ртом.

Кричалки можно разыгрывать парами.

Двое учащихся расходятся друг от друга на значительное расстояние, кричат, машут руками. (Приложение 4–5)

Кричалки можно разыгрывать и индивидуально. Минимум атрибутов (картинка, флажок и т.д.) и перед нами веселый, быстрый, громкий паровозик. (Приложение 6)

На втором этапе работы предлагаю использовать жанр объявления. Работа ведётся по двум направлениям.

Первое направление связано с историческими персонажами русской ярмарки – глашатаями и зазывалами.

Содержание работы включает в себя:

  • ознакомление с исторической справкой о глашатаях и зазывалах;
  • чтение закличек и уговоров;
  • выбор предложенных текстов или придумывание своих;
  • отработка дыхания и интонации;
  • заучивание наизусть;
  • создание поделок (товаров);
  • разыгрывание мини-сюжетов «Ярмарка».

Тексты закличек и уговоров отрабатываются по схеме:

  • подчёркивание гласных;
  • выделение ударных гласных;
  • расстановка пауз;
  • отработка глубокого вдоха и ровного выдоха на каждом смысловом отрезке текста.

Развитие глубокого вдоха и длительного ровного выхода достигается специальными упражнениями: счет от 1 до 10 с увеличением и замедлением темпа; «Ножницы» («разрезание» длинной полоски с произнесением звукосочетания «Чик»); «Насекомые»; «Язык птиц»; «В лесу» (длительное произношение различных звуков или звукосочетаний с увеличением темпа, усилением силы голоса, с замедлением и затиханием голосового аппарата).

Мини-сюжеты «Ярмарка» разыгрываются с использованием несложных атрибутов: платочек, кепка, лента, поделки (товары).

Становясь глашатаями и зазывалами, ребята быстро входят в роль, проявляют артистизм, находчивость, учатся управлять своим голосом. (Приложение 7–8–9)

Второе направление работы связано с объявлениями, которые дети встречают (видят и слышат) повсюду: объявления-предложения, объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-запреты и т.д.

Целесообразно обратить внимание детей на то, что объявления не возникают сами по себе, а создаются людьми, то есть пишутся и произносятся.

Содержание работы включает в себя:

  • чтение объявлений различных видов;
  • письменное составление и оформление на предложенную или выбранную тему разного вида объявлений;
  • редактирование составленных объявлений;
  • выбор места представления объявлений;
  • отработка дыхания и интонации;
  • заучивание наизусть;
  • разыгрывание мини-сюжетов «Доска объявлений».

После длительной предварительной работы объявления вывешиваются на «Доске объявлений». Ребёнок выбирает любое объявление, берёт в руки микрофон и начинаются превращения. Это может быть диктор телевидения и радио; диспетчер метрополитена, железнодорожного вокзала, аэропорта; конферансье, объявляющий выход артиста; реклама товаров, услуг и т.д. (Приложение 10)

Использование предлагаемой формы работы формирует правильное речевое дыхание, которое является основой речи. Развивает произносительные навыки: умение говорить чётко и распевно, громко и тихо, интонировано и монотонно в различном темпе; слышать свои и чужие недостатки в речи, а также способствует развитию коммуникативной функции речи.

В данной работе использованы темы из учебного пособия по школьной риторике для общеобразовательных учебных заведений для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской. Материал систематизирован, дополнен и адаптирован для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения произносительной стороны речи.