Урок литературы по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!" "Пленные – предатели или герои?"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством К.Д. Воробьева, раскрыть своеобразие его таланта, определить место и роль писателя в литературе о Великой Отечественной войне;
  • проанализировать произведение Воробьева К.Д. и попытаться понять, кем были пленные для своей страны; проследить все тяготы военного времени;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре и истории своего народа.

Тип урока: анализ художественного текста.

Ход урока

Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою,
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?...

С. Щипачев

 

1. Актуализация темы

(Слово учителя)

Около семи десятков лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас людей, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Плакат того времени “Родина-мать зовет” стал главным символом для всех советских людей, в едином порыве добровольцы шли защищать своих детей, матерей, Родину. Шли на смерть во имя жизни.

– Очень часто мы слышим фразу: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Нужно ли помнить о той войне?

– Будут ли эти слова услышаны нашими детьми, внуками, правнуками через десятки лет?

(Ответы)

2. Работа по проблеме урока

– Сегодня на занятии мы будем вспоминать события Великой Отечественной войны и в этом нам поможет произведение Константина Дмитриевича Воробьева “Это мы, Господи!”.

– Мы еще многого не знаем о войне 1941-1945. Произведение Воробьева рисует такие события того времени, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. Я говорю о пленных. (Слайд )

– Что в вашем понимании значит слово “плен”?

– Обратимся к словарю Ожегова.

– Что вы слышали от своих близких или читали о пленных во время ВОв?

– Как вы относитесь к людям, пережившим плен?

Промежуточный итог

(В плену были разные люди. Одни находили силы бороться, устраивали побеги, другие покорились и ждали своей участи. Известно огромное количество случаев, когда после гитлеровских лагерей пленные попадали в советские лагеря, где их считали дезертирами и предателями)

Отношение к пленным всегда волновало писателя Воробьёва. “Сыромуков, герой К. Воробьёва 70-х говорит, что за мучения плена надо было давать орден, а его оппонент, Яночкин, с яростью отвечает: “Да, орден – “Блудный сын”– получай и носи без права снятия”.

– И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

Пленные – герои или предатели Родины?

– О чём повесть Воробьёва? Кратко перескажите.

Это произведение не оставляет равнодушным, волнует любого читателя.

– Зачитайте эпизоды из произведения, которые заставили вас переживать, произвели сильное впечатление. Объясните, почему?

– Меня больше всего поразил вот этот эпизод (с матерью. (Читает учитель)

А сейчас предлагаю прослушать отрывок из повести, в исполнении артиста Амурского молодёжного театра Юрия Бондаренко. (Отрывок с убитой лошадью в лагере)

Пауза

– Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы думаете, почему этот эпизод описывает автор так подробно?

– Слушать, представлять страшно. А каково пережить? Автор К.Д Воробьёв знал, о чём писал.

Биография (слайды)

Русский писатель Константин Д. Воробьёв родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу затем учился в Москве. Будучи кремлёвским курсантом Воробьёв осенью 1941 г. попадает на фронт, защищает Москву, осенью 1941 г. попадает в плен. Саласпилсский и Шяуляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьёву, когда, вынужденный с другими товарищами уйти в подполье, он стал писать о том, что ещё совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Под повестью “Это мы, Господи!” Должны стоять три даты: 1943-1946-1986 г. (на доску цифры) В сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный экземпляр был предложен случайно журналу “Наш современник” женой Воробьёва и опубликован только 1986году.

– Не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, нечеловеческих ещё никто так не писал. Он хотел, чтобы о них все узнали.

– Что скрыто в названии повести? Какую мысль несёт заглавие?

– Когда человек обращается к Богу? (в минуты наивысшей радости, и в моменты безмерного горя. В названии звучит мысль о безмерном страдании, о том, что в обличье полуживых существ трудно узнать самих себя, мы прошли все трудности, но не потеряли в себе человеческое).

– А какому Богу поклонялись немцы? (Слайд)

– Какие слова использует автор для изображения немецких солдат?  (Глава 6, глава 7)

(Жестокие, нарисованы как серая масса, нет индивидуальности.)

– Но, даже находясь в таких нечеловеческих условиях, русские люди не теряли веру в победу, человечность.

Таким мы видим и главного героя повести Сергея Кострова.

Вспомните, какие мысли были у главного героя Сергея в тот момент, когда он попал в плен. Зачитайте (глава 1)

– Благодаря чему смог выстоять. Каким словом автор назвал это качество. (Глава 6)

– Какие люди окружали Сергея? Кого автор выделяет особенно? Почему?

– НИКИФОРОВИЧ

– НИКОЛАЕВ

– ВАНЮША

– Какие качества присущи этим людям? Найдите слова, которые наиболее точно характеризуют героев, которые помогают нам представить, понять их.

– Скажите, что этих людей притягивает к Сергею.

– Кого люди видели в нём? (люди видят в нём опору, он находит единомышленников).

Промежуточный итог: Несмотря на то, что люди в лагерях разного возраста, разные по внутренней прочности, но у всех одна цель– выжить в нечеловеческих условиях, не сломаться духовно.

– Какие чувства испытывает человек, когда понимает, что уже ничего нельзя сделать? (отчаяние, тоска, безразличие) Сергею эти чувства присущи? Почему? (Нет, так у него всегда есть надежда!

– Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия

Люди, находящие в плену – ГЕРОИ ИЛИ ПРЕДАТЕЛИ?

– Осуждает ли их автор? Докажите. (Нет ни одного слова, где мы могли бы услышать осуждение, только сочувствие, сострадание, понимание)

– Какое ещё очень яркое событие, описанное в повести, подчеркивает отношения литовских рабочих к военнопленным?

ЧИТАЮ ОТРЫВОК (Шел март…)

– Можем ли мы забыть, какой ценой досталось победа. Что будет, если не останется этих слов

“Никто не забыт, ничто не забыто”.

– Чистый лист, значит… всё может повториться опять.

3. Подведение итогов

– Итак, ребята подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам в течение 2 минут записать, а потом озвучить продолжение фразы:

“Повесть Воробьёва “Это мы, господи! – это повесть о …

(Это призыв быть гражданином, об уважении к прошлому)

Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: (слайд)

“Повесть Воробьева – это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать”…

Наше занятие я хотела бы закончить словами маленького героя из повести Альберта Лиханова “Последние холода”

ДА, ВОЙНЫ КОНЧАЮТСЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО.
НО СЛЁЗЫ ДОЛГО НЕ ВЫСЫХАЮТ.
МЫ-ТО ЭТО ПОМНИМ.
НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ! ТАК МНЕ ВЕЛЕЛА УЧИТЕЛЬНИЦА
АННА НИКОЛАЕВНА
ЭТО ВСЕ ПРАВДА. ВСЁ ЭТО БЫЛО. ПОМНИТЕ…

Презентация