История деревянной ложки

Разделы: Внеклассная работа


Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Ведущий: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Ученик:

Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!

Ведущий: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки”

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

Ведущий:

Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками” Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

Включается аудиозапись песни “Антошка”

Стук в дверь.

Ведущий:

- Ой, кто это к нам в гости пришел? Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка!!!

Антошка:

- Здравствуйте!!!! Я тут встретил одну девочку, и она сказала, что вы умеете делать красивые ложки, а у меня как раз любимая ложка испортились.

Ведущий:

- А что стало с твоей ложкой Антошка???

Антошка: (виновато и грустно):

- Я всегда ходил со своей любимой ложкой. Я люблю кушать везде где меня угощают. Ем я своей любимой ложкой. И вот она сломалась, а я ничего не умею и не люблю делать, и не могу починить свою ложку.

Ведущий:

- Ребята! Так как хитрый Антошка ничего не любит делать, кроме как есть, давайте подарим ему много красивых ложек, и он перестанет грустить.

Вот видите, у нас есть нераскрашенные ложки, и я вам предлагаю украсить эти ложки для Антошки с помощью кистей и красок.

(Показывает образцы ложек с разными орнаментами и узорами).

- Посмотрите, какие красивые ложки, какие на них узоры, давайте мы с вами нарисуем цветочки на наших ложках, а Антошка посидит и посмотрит как мы умеем это делать!

Ученик: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

Ведущий: Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Ведущий: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу.

Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки.

Ведущий: На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками: “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони” (дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути)

Антошка:

- Ой, ну когда же ребята сделают мне красивую ложку? Пойду –ка я поищу, может найду какую- нибудь другую ложку. Вот, для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Ведущий:

- Антошка, а зачем ты наши ложки забрал?

Антошка:

- А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Ведущий:

- Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

- А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Ведущий:

- Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

Сейчас я расскажу вам о возникновении русской ложки.

Просмотр презентации “История возникновения ложки”

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ведущий:

- Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)

Антошка:

- Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно), какие - то ложки у меня неправильные!

Ведущий:

- Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Ученик:

Была березовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два.
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Чечетку даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Ученик:

Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, же – говори, заиграем ложкари.

(Группа детей показывает игру на ложках под мелодию “Посею лебеду”)

Ведущий:

- Посмотри, Антошка, какие ложки получились у ребят! Вон теперь сколько их.

Антошка: - Вот молодцы ребята, какая красота! Спасибо вам ребятки, теперь у меня много ложек красивых!

Ведущий:

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Ученик: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

- Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Ведущий: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, мы увидели, как появилась русская деревянная ложка.

А на прощание давайте с вами построим “Пирамиду желаний” (дети озвучивают свои пожелания).