Природные богатства нашей родины. "Планета – наш общий дом". Охрана богатств природы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

- Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства)

В своё царство приглашает нас.

- Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы)

- Чему будет посвящен наш урок?

- При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

- А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите? (показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы)

Что объединяет их? (Сельское хозяйство)

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия)

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учитель). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания)

- Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

- Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

- Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам ... (показ - лист бумаги, карандаши, стул)? (Деревом, лес. Лесные богатства)

- Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

- Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

- А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь ... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Слайд 14.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Слайд 15.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без ...(ВОДЫ)

- Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

- Как человек использует течение реки? (показ электростанции)

-(показ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

Слайд 16.

- О какой силе природы сказано: “...ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

- Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли)

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

- Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества)

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции. Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Слайд 17.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце) - показ

- Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

- показ - Как человек стал использовать солнечный свет?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи, которые меньше всего загрязняют природу.

- Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза).

Назовите группу. Растения.

- Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка ( двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

?! Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

- Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

- А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

- Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

- Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

- Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

- Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

- Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1.

- Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

!? Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

- Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

- Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

- Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

- Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

- Что такое природные богатства?

- Что случится, если природные богатства исчезнут?

- Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Слайд 31.

- Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

- Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором. Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

- В чем ценность этих растений? (лекарственные).

- Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

- Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

Слайд 34.

- По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и ... (показ вырубок и пожара).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины, от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

- Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Слайд 36.

- Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Слайд 37.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

- Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

Слайд 38.

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Слайд 39.

- Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат .... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем ... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество” по теме: “Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”.

Продолжение работы по теме в курсе “Мое жизнетворчество”

“Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”

Цель: формирование экологической культуры учащихся

1. Побуждение детей к бережному отношению ко всему живому.

Прослушивание и анализ сказки “Мой друг – дерево” (страница 80, методических рекомендаций)

2. Работа в тетради, задание 1, страница 18

- Кто живет на нашей планете?

- Как вы думаете, есть ли хозяин в этом доме?

- Кто он?

- Как чувствуют себя крошечные обитатели планеты Земля?

Слайд 41. Раскрась картинку и расскажи, кто ещё населяет нашу планету.

3. Творческая разминка. Игра “Волшебные слова”.

Дети говорят волшебные слова, с помощью которых они могут превратиться в крошечных существ.

- Чтобы вы чувствовали, став крошечными?

- О чём бы думали?

- Чего боялись?

4. Зарядка для глаз

Слайд 42. “Цветик - семицветик”.

Слайд 44. “Аквариум”.

Слайд 46. “Облака”.

5. Работа в тетради, задание 1, страница 18

а) - Какие взаимоотношения должны быть между членами одной семьи?

- Можно ли эти принципы взаимоотношений применять по отношению к жителям Земли?

- Можем ли мы доверять растениям, животным, Земле?

- А они нам?

- Могут ли деревья разговаривать?

- Почему деревья болеют?

- Всегда ли люди справедливы по отношению к своим домашним питомцам? Почему?

б) Дети размышляют и выполняют задания № 2 – 3.

Задание № 2. Слайд 43.

Рассмотри на картинке самое ценное, что есть на Земле: человек, воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые. Что забыли перечислить. Раскрась.

Задание № 3. Слайд 45.

- Нарисуй и расскажи, как ты будешь беречь эти ценности.

В задании № 3 следует обратить внимание на доступность предложенных детьми способов сохранения природы.

Итог. Слайд. 47