"Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Причина этого заключается в том, что большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, постоянно находится в центре внимания. Есть и еще нравственный аспект данной профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.

В литературном процессе XIX-XX веков духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные искания самих писателей. В произведениях этого периода сформировался образ духовного наставника, человека с высокими моральными качествами.

Целесообразность отбора материала для урока по теме «Образ учителя в русской литературе» состоит в том, что он формирует и развивает литературно-художественные умения обучающихся как основу повышения эстетического постижения произведения, помогает накапливать опыт творческой деятельности, вызвать уважение к труду педагога.

Актуальность темы заключается в том, что при всей своей «изученности» литература «…живёт разной рецепционной жизнью в разные времена. Интерпретация обеспечивает постоянное воздействие произведения согласно его абсолютной художественной ценности независимо от изменчивости всей исторической ситуации…». Открывая для себя образ учителя в произведениях как одного, так и разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

Предлагаемый Вашему вниманию конспект урока литературы для 8 класса по теме «Образ учителя в русской литературе», где рассматривается произведение В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», опирается на изученные в 6 классе рассказы В.Г. Распутина «Уроки французского» и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», проводится пропедевтическая работа: а) на изучение в 8 классе повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши», б) на курс 10 класса, где обучающимся ещё предстоит изучать произведения А.П. Чехова «Человек в футляре», А.Платонова «Песчаная учительница», В.В. Быкова «Обелиск».

В начале урока звучит музыка как эмоциональный эпиграф.

Анализ эпизодов произведений помогает более глубоко раскрыть характеры героинь, подчеркнуть объединяющие их качества.

Урок по данной теме дает обучающимся представление об образе учителя и его влиянии на личность человека.

Работа с иллюстрациями не имеет обязательного значения и предлагается тем обучающимся, которые не показали глубины в постижении темы. Описание или защита иллюстрации даёт возможность повторить выводы, прозвучавшие в речи учителя и других учеников.

Домашнее задание является продолжением урока. Оно рассчитано на самостоятельную творческую работу.

Цель урока: выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (Слайд 2)

Виды учебной деятельности:

1) творческая:

  • выразительное чтение отрывков из литературных произведений,
  • написание творческой работы,

2) поисковая:

  • установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведениям,
  • комментированное чтение эпизодов,
  • подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме,

3) рецептивная:

  • чтение и полноценное восприятие текстов,

4) репродуктивная:

  • краткий пересказ эпизодов,
  • осмысление характеров,
  • ответы на вопросы по тексту произведений,

5) исследовательская:

  • сравнительный анализ образов,
  • анализ эпизодов,
  • сравнение описания и иллюстраций.

Результаты изучения:

Личностный результат:

  • воспитание уважительного отношения к нелегкому труду учителя.

Метапредметный результат:

  • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

  • понимание темы изучаемых произведений русской литературы,
  • умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений,

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

3) в коммуникативной сфере:

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие литературных произведений,
  • умение пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания,
  • написание сочинения на тему, связанную с тематикой изученных произведений,

4) в эстетической сфере:

  • эстетическое восприятие произведений литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, иллюстрации к произведениям на тему «Образ учителя», компьютерная презентация.

Опережающее домашнее задание (Слайд 3):

  1. Прочитать рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
  2. Выписать цитаты из рассказов В. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» по темам: «Портрет учителя», «Методы воспитания, используемые учителем».
  3. Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к произведениям В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

(Слайд 4) Эпиграф:

Нет на свете мудрее профессии
И нужней — для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, — учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, —
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам —
Вы остались посланцем Добра!
Игорь Ярцев

Ход урока представлен в Таблице.