Библиотечный урок-презентация "Элементы книги". 5-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 5


Цель урока: формирование информационной культуры учащихся, пользователей школьной библиотеки.

Задачи урока:

  • закрепить ранее полученные знания о структуре книги;
  • дать знания детям об элементах книги;
  • научить применять полученные знания на практике для самостоятельного поиска информации;
  • воспитывать интерес, бережное отношение к книге.

Предварительная работа: составление презентации, изготовление закладок для образца, дидактического материала.

Оборудование:

Книги, проектор, ноутбук, экран.

На каждого ребёнка: раздаточный материал к игре “Как построена книга”, книга, ножницы, клей, белая и цветная бумага, карандаши цветные или фломастеры, клеёнка.

Оформление:

Плакат – эпиграф:

Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и переходящее из поколения в поколение.

Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду. (Аддисон Д)

Ход урока

1 слайд.

(Звучит песня “Читайте “в исполнении И.К.С. – Миссия и большого детского хора)

Добрый день, дорогие друзья. Мы вновь в “Школе юного читателя”. А это значит, что у нас опять встреча с книгой.

2 слайд. “Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и переходящее из поколения в поколение. Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду” – говорил Аддисон Джозе .

3 слайд.

И как же не поддержать слова этого знаменитого английского писателя (1672—1719). Ведь книга и учитель, и советчик, и собеседник. В книге можно найти ответы на любые вопросы. Но для этого нужно знать, как найти эти ответы и в какой книге они могут быть. Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся как можно больше узнать о книге, подробнее познакомимся с её элементами.

4 слайд.

  • переплёт;
  • обложка;
  • предисловие;
  • оглавление;
  • форзац;
  • фронтиспис;
  • титульный лист;
  • текст;
  • иллюстрация;
  • суперобложка;
  • книжный блок;
  • ляссе

Какие из этих слов вам знакомы? Давайте вспомним о них. Что они означают?

5 слайд.

Игра “Как построена книга” (раздаточный материал).

Цель: закрепление полученных знаний о структуре книги.

Правила: подобрать правильное определение к каждому элементу книги и цветными карандашами, соединив название и определение. (Приложение 1)

6 слайд.

Проверь себя.

Таблица

7 слайд.

А теперь давайте познакомимся с элементами книги, которые вы ещё не знаете, а о некоторых, уже знакомых, узнаете что-то новое.

Суперобложка.

Съёмная обложка из плотной или глянцевой бумаги, надеваемая на основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Служит не только средством защиты, оформления и рекламы книги, но и сообщает основные сведения.

Первые суперобложки появились примерно в середине XIX века. Служили они в основном для защиты переплёта от загрязнений во время перевозки и продажи, изготавливались из плотной бумаги немаркого цвета и не запечатывались. Было не принято хранить книгу в суперобложке, их выбрасывали.

Постепенно суперобложки стали полноценным элементом оформления книги, придававшим ей изящество и привлекательность, они расширяли возможности оформления, так как на переплёте из ткани (или ее заменителя) невозможно было отпечатать такие сложные многоцветные изображения, как на бумаге.

8 слайд.

Форзац.

В переводе с немецкого означает “идущий перед печатным текстом книги”. Он соединяет переплёт с книжным блоком и используется как элемент оформления. Иногда это просто цветной лист, но часто на нём бывает декоративное оформление, справочные сведения, карты, схемы, а на учебниках – правила, таблицы, формулы.

Задание: откройте книгу, лежащую у вас на столе и найдите форзац.

9 слайд.

Фронтиспис.

Слева от титульного листа может быть размещён фронтиспис– лист с портретом автора или главной иллюстрацией книги.

Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул — на третьей). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

Задание: найдите в своей книге фронтиспис если он есть и покажите нам.

10 слайд.

Титульный лист.

Это третья страница книги, где размещены основные выходные сведения — данные, характеризующие издание. Здесь указывают инициалы и фамилию автора, название книги, сведения о времени и месте выпуска книги в свет. Здесь же можно найти подзаголовочные и надзаголовочные данные, которые весьма разнообразны. Первые из них могут включать сведения о жанре произведения (роман, повесть, учебное пособие, инструкция), о читательском назначении (для школьников, для учителей и т.п.), о лицах, принимавших участие в подготовке издания (составители, редакторы). А над заголовком указывают название организации, в которой было подготовлено издание, название серий и т.д.

Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания размещались в колофоне, в конце книги.

Уже в 1463 году Петер Шеффер, ученик Гутенберга, напечатал название книги папы Пия II “Bulla cruticiata” на отдельном листе. Эта страница считается первым печатным титульным листом. Петеру Шефферу приписывают и другие нововведения в книгопечатании: датировку, издательскую марку и др.

Другой вехой в истории титульного листа стал календарь Региомонтана, напечатанный Эрхардом Ратдольдтом в 1476 году. Первую страницу с названием, годом издания и именем автора украсила ксилографическая рамка с листьями и вазами. Такая “композиция с рамкой” оказала большое влияние на последующее книгопечатание и историю титульного листа.

В русской книге титульный лист появляется в 1580 году, когда Иван Федоров печатает в Остроге Новый Завет и Библию. Для титульного листа “Острожской Библии” он использовал ту же ксилографию с триумфальной аркой, которая обрамляла фронтиспис в “Московском Апостоле” 1564 года.

11 слайд.

Ляссе.

Это шелковая ленточка, приклеенная под верхнюю тесьму на корешке книги — там, где скрепляются страницы. Раньше многие книги выпускались уже с такими закладками-ленточками, и называлась такая закладка — ЛЯССЕ.

Ляссе технически изготовляется следующим образом: к корешку головки книжного блока прикрепляется тесьма, так, чтобы оставшийся свободным конец мог вкладываться между листами и выступал за нижний обрез блока (см. рисунок слева).

Ляссе используется в других печатных продукциях. Например, в записных книжках.

(Демонстрация ежедневника с ляссе).

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в XVIIIи XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки.

Закладки. Ключевое место в книге можно было заложить множеством способов. Большинство из этих способов было изобретено в двенадцатом веке. К переднему обрезу книги в соответствующих местах прикреплялись “ушки” и плетеные полоски пергамена, иногда окрашенные. Закладками служили также ленты из льна, шелка или пергамена, пришитые к капиталам книги и вертикально пропущенные между страницами. На закладках иногда помещалась информация, помогающая в хронологических или астрономических вычислениях при чтении текстов соответствующего содержания. Цветы и другие прессованные материалы органического происхождения также могли использоваться в качестве закладок.

12 слайд.

Практическая работа. Изготовление закладок для книг. (во время самостоятельной работы детей звучит песня “Читайте” в исполнении И.К.С. – Миссия и большого детского хора)

13 слайд.

Домашнее задание: сделай и нарисуй суперобложку для своей любимой книги. Лучшие суперобложки будут помещены на выставку и отмечены сертификатами качества. А чтобы не забыли о том, что узнали сегодня на уроке, я подарю Вам закладки– памятки. (Приложение 2)

14 слайд.

До новых встреч в школе юного читателя.

Источники:

Презентация

Приложение 1

Приложение 2