Урок окружающего мира по теме "Как человек воспринимает окружающий мир". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить учащихся с органами чувств.

Задачи.

Образовательная.

1) Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

2) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

3) Познакомить со строением и функциями органов чувств.

Воспитывающая.

Воспитывать:

- воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- ориентацию на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Развивающая.

Развитие регулятивных УУД:

(базовый уровень)

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила планирования и контроля способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве.

(повышенный уровень)

- на основе результатов решения практических задач развивать теоретические выводы об изучаемом объекте в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Развитие познавательных УУД:

(базовый уровень)

- пользоваться знаками, символами;

- строить сообщения в устной форме;

- находить ответы на заданные вопросы;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

(повышенный уровень)

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию), указанную учителем информацию об окружающем мире.

Развитие коммуникативных УУД:

(базовый уровень)

Развитие умения

- договариваться;

- приходить к общему решению;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы, адекватные в данной ситуации, позволяющие оценить в процессе общения;

(повышенный уровень)

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позиции партнёра в общении и взаимодействии.

Оборудование.

  1. Окружающий мир: 4 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Кроссворды для групп (5 шт.)
  3. Карточки с названиями органов чувств
  4. Карточки с заданиями для групп (5 шт.)
  5. Карточки с методами исследования
  6. Презентер, проектор, ноутбук

Технологическая карта урока

Этапы урока Содержание этапа Задачи этапа Методы и формы обучения
I. Оргмомент - Сегодня урок окружающего мира пройдёт у нас в форме коллективно-творческой деятельности. Создать психологическую готовность к деятельности на уроке.  
II. Актуализация знаний - Для начала я предлагаю проверить как мы готовы к изучению новой темы.

1) “Цифровой диктант”. (Слайд)

1 вар.   2 вар.т
1 Нервная система 6
2 Опорно-двиг. система 5
3 Пищев. система 4
4 Дыхательная система 3
5 Кровеносная система 2
6 Выдел. система 1

1. Главный орган этой системы – почки. У человека их две. В какой системе нашего организма они расположены? (Выделительная система)

2. Этот орган нашего тела самый тяжёлый. У взрослого он весит примерно 1,5 кг и играет роль фильтра: очищает кровь от вредных веществ. В какой системе находится этот орган? (Пищеварительная система)

3. Кости и мышцы являются опорой нашего организма, защищают внутренние органы от повреждений, позволяют совершать различные движения. Какую систему организма они составляют? (Опорно-двигательная система)

4. Все органы нашего организма действуют согласованно и никогда “не ошибаются”. Почему за вздохом следует выдох, поддерживается постоянная температура тела, сердце сокращается и расслабляется? Почему мы можем совершать различные движения и решать сложные задачи? Всем этим “руководит” эта система. Какая? (Нервная система)

5. Они состоят из миллионов крошечных пузырьков с тонкими стенками. Кислород свободно проникает внутрь пузырьков, а углекислый газ выбрасывается из них в воздух. В каком органе это происходит? В какой системе нашего организма этот орган? (Дыхательная система)

6. Вены, артерии, капилляры и, конечно же, сердце составляют эту систему организма. (Кровеносная система)

Самопроверка.

Ответы: (слайд)

1 вариант: 6, 3, 2, 1, 4, 5.

2 вариант: 1, 4, 5, 6, 3, 2.

2) Все органы человека можно разделить на две группы – внутренние и наружные.

- Назовите внутренние органы человека. (Легкие, желудок, сердце, почки, печень, мозг, кишечник.)

- Назовите наружные органы человека. (Руки, ноги – конечности, шея, голова, туловище, спина, живот.)

- Есть ещё органы, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. Вы, конечно, все их знаете. А чтобы в этом убедиться, давайте отгадаем кроссворд.

3) Формирование рабочих групп.

Но для начала давайте сядем в группы и распределим роли для работы. Посовещайтесь. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

Отгадывание кроссвордов в группах.

(Приложение 1)

Проверка

Ответы на доску в строчку (нос, язык, глаз, кожа, ухо)

Учитель озвучивает тему урока “Органы чувств” (на доску)

Интерес к изученной теме.

 

Умение работать индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выполнить самооценку.

 

 

 

Подведение к понятию “Органы чувств”.

Фронтальная форма, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая форма работы, проблемная ситуация (решить кроссворд).

III. Постановка проблемы – темы урока. - Так о каких же органах мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

- Я предлагаю выйти к доске лидерам групп и определить, какой орган чувств соответствует органам, указанным на доске.

(Дети по очереди берут таблички с указанными органами чувств и соотносят их со словами на доске.)

(Эти же таблички будут использованы для работы групп.)

Нос Язык Глаз Ухо Кожа
Орган
обоняния
Орган
вкуса
Орган
зрения
Орган
слуха
Орган
осязания
Соотносить свои знания с полученными. Фронтальная форма.
IV. Постановка проблемных вопросов для исследования -Что бы вы хотели узнать об органах чувств?

(дети наговаривают с помощью наводящих вопросов)

1) Как устроен орган зрения?

2) Почему мы плачем?

3) Как человек слышит?

4) Нужно ли беречь слух?

5) Как мы чувствуем запахи?

6) Нужно ли беречь обоняние?

7) Как человек различает вкус?

8) Сколько вкусов можно различить?

9) Какой орган осязания главный?

10) Какой орган чувств самый главный?

- Сегодня вы найдёте ответы на многие из этих вопросов.

Формулировать выбранную тему. Фронтальная форма.
V. Составл. плана действия 1) – Как можно что-то узнать, исследовать по проблеме? (Ответы детей фиксируются в виде символов)

- прочитать (книга)

- наблюдать (глаз)

- провести эксперимент (рука, прибор)

- спросить у других людей (группа)

- позвонить специалистам (телефон)

- найти информацию в Интернете (компьютер)

- посмотреть по ТВ (телевизор)

- я знаю (восклицательный знак)

(- Вы сами можете рассказать? Значит, вы знаете?)

2) – Посмотрите, как много методов. Что же мы будем делать на уроке?

(я знаю, прочитать, спросить у других людей)

(Чётко зафиксировать на доске план)

Учить соотносить словесные и знаковые обозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выбрать главное, существенное для работы.

Планирование учебной задачи.

Работа с символами, знаками.
VI. Сбор информации - Переверните карточку с проблемой.

У вас есть план, по которому вы должны собрать информацию. Фиксировать информацию будет секретарь, а следить за временем – хранитель времени. Лидер организует работу группы. Докладчику необходимо обобщить информацию и подготовить выступление.

1) – Прочитайте вопросы и напишите, что вы знаете по этой проблеме. Не забывайте фиксировать номера вопросов.

2) – Можем ли мы спросить у наших гостей? Пообщайтесь. Ответы записываем на новом листе.

3) – Сегодня нам пригодится для работы мобильный телефон. Позвоните.

4) – Теперь мы поработаем с источником информации. Работаем с информацией в учебнике.

- Зрение (с. 31-33)

- Слух (с. 33-35)

- Обоняние (с. 35-37)

- Вкус (с. 37-39)

- Осязание (с. 27-29, 39)

- Что нового узнали по 1 вопросу плана? По 2? Возьмите листочки и запишите.

ЧЁТКО ФИКСИРОВАТЬ ВРЕМЯ!

Учить работать по плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить договариваться в группах.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

VII. Обработка информации - А теперь задание. Из собранной информации попробуйте составить текст по плану.

Несмотря на то, что выступать от групп будут докладчики, текст помогают готовить все участники группы.

Умение составлять текст по плану. Групповая работа.
VIII. Сообщение исследования Руководитель группы озвучивает тему.

Рассказывают.

- Вопросы докладчикам.

(- Задавая вопросы – не повторяться. Вы должны уметь слышать и слушать друг друга)

Умение выступать перед аудиторией. Рассказ.
IX. Домашнее задание - Все доклады сегодня мы не смогли выслушать.

- Поэтому дома дополните доклады из других источников и подготовьте сообщение на открытый классный час.

   
X. Итог урока. Рефлексия. Давайте подведём итог нашей работы. Попробуйте продолжить фразу.

Сегодня на уроке:

- я научился …

- было интересно …

- было трудно …

- мои ощущения …

- больше всего понравилось …

Большое спасибо за работу на уроке!

Эмоциональный настрой на окончание урока. Беседа.