Работа с одаренными детьми в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К. Роджерс

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.  Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственнойзадачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. 

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными)способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

– исследовательский;
– частично-поисковый;
– проблемный;
– проективный;

Формы работы:

– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
– консультирование по возникшей проблеме;
– дискуссия;
– игры.

Очень важны:

– предметные олимпиады;
– интеллектуальные марафоны;
– различные конкурсы и викторины;
– словесные игры и забавы;
– проекты по различной тематике;
– ролевые игры;
– индивидуальные творческие задания.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

– высокая продуктивность мышления;
– легкость ассоциирования;
– способность к прогнозированию;
– высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
– стимулировать познавательные способности учащихся;
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
– принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
– анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Итак, первый этап работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Став классным руководителем, я, прежде всего, посетила семьи детей своего класса. Побеседовав с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях. Встречалась с воспитателями детских садов, которые дали характеристику каждому ребенку. На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей. Единственное пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.

Затем я провела анкетирование детей. Первая анкета помогла выявить уровень школьной мотивации и познавательной активности у детей. Получились такие результаты:

– высокий уровень: 8 учащихся;
– хорошая школьная мотивация: 4 учащихся;
– положительное отношение к школе: 9 учащихся;
– низкая школьная мотивация: 2 учащихся;
– негативное отношение к школе: 0 учащихся.

Другая анкета помогла выявить, какие школьные предметы больше нравятся тому или другому ребенку, какие уроки для них наиболее интересны.

В результате исследований были выявлены дети с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволила мне создать первое представление о каждом поступившем в класс ребенке. Для каждого ученика в классе мною была заведена папка, которую мы назвали “Мои успехи и достижения”. В эту папку дети собирали все свои грамоты, благодарности, рисунки и поделки, которые они считают наиболее удавшимися, сочинения на различные темы.

Второй этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. И здесь главным стали помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности, контроль над развитием их деятельности, поощрение. На этом этапе я организовывала урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. 2010-2011 учебный год 4 учащихся заканчивают на “отлично”, 2011-2012 – 4 учащихся. Они награждены “Похвальными листами”. В классе проводим конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные эстафеты, где каждый ученик может реализовать свои потребности. В 2011 году команда моего класса, участвуя в районном конкурсе агитбригад “Светофор”, завоёвывает 3 место. Клюшкин Владислав становится победителем районной выставки декоративно-прикладного искусства в номинации “Нетрадиционные материалы” (2011 год), получает школьную благодарность за 1 место в конкурсе “Знатоки птиц” (2009 год), памятный подарок за исполнение роли Буратино в районном конкурсе агитбригад “Светофор” (2011 год). В третьем классе была проведена школьная олимпиада по русскому языку. Из 21 ученика, выполнявших эту работу, 2 победителя и 6 призеров. В каникулы в классе провожу для желающих детей занятия “Знатоки русского языка и математики”. Это комплекс заданий, упражнений, тестов, направленных на развитие познавательных процессов и личностное развитие. Начиная с третьего класса, дети принимают участие во Всероссийских предметных олимпиадах. В Российском заочном конкурсе “Тайны математики” лауреатами стали 3 ученика: Наумцева Ирина, Клюшкин Владислав, Овакимян Агван. Во Всероссийской предметной олимпиаде по математике Овакимян Агван получил диплом 2 степени, по русскому языку Наумцева Ирина получила диплом 2 степени, в викторине “Эрудит” Ефремов Владислав получил диплом 1 степени, а Наумцева Ирина – диплом 2 степени. В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.

В третьем классе я провела опрос учащихся, какие секции и кружки они посещают или хотели бы посещать. Побеседовала с родителями, с руководителями кружков и секций. В итоге уже во втором классе стали посещать и успешно заниматься:

– в школе искусств: 6 человек;
– в музыкальной школе – 1 человек;
– в вокальной студии “Радуга” – 7 человек;
– в лыжной секции – 10 человек;
– в шахматном кружке – 3 человека;
– в секции легкой атлетики – 4 человека.

И здесь на первое место вышло взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Наумцевой Ирине, воспитаннице Вичугской ДСЮШ, вручена грамота за 3 место в первенстве Вичугского муниципального района по лыжным гонкам среди младших девушек (2012 год), Грамота за 2 место в эстафете по лыжным гонкам среди девочек 2000 г. р., школьная Грамота за 2 место в осеннем кроссе среди девочек 4-го класса (2012 год). Петелин Вадим, также посещающий ДСЮШ, награждён грамотой в номинации “Самый выносливый” в Малых Олимпийских играх (2011 год), Грамотой за 2 место в осеннем легкоатлетическом кроссе на дистанции 1 км (2012 год), Грамотой за 3 место в первенстве Новописцовского городского поселения по минифутболу (2012 год), школьной Грамотой за 2 место в осеннем кроссе среди мальчиков 4-го класса (2012 год). У Морозовой Марины школьная грамота за 1 место в осеннем кроссе среди девочек 4-го класса.

Маликова Виктория, посещающая вокальную студию “Радуга”, – участница многих школьных праздников, мероприятий. Она радует своими вокальными способностями, как жителей, так и гостей посёлка.

Я поддерживаю связь с тренерами спортивной школы, педагогами ДШИ, руководителями секций, отслеживаю успехи моих воспитанников, провожу беседы с ребятами, поддерживаю их, нацеливаю на дальнейшие победы, сообщаю об успехах товарищам в классе.

Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей;
в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;
г) недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.