Занятие в логопедической группе "Прощание с осенью"

Разделы: Логопедия


В своей работе я использую: логопедическую технологию развитие связной речи(учебно-практическое пособие по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР и по лексическим темам в подготовительной группе для детей с ОНР)Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Занятия рассчитаны на двух летний курс систематической коррекционной работы для детей с ОНР. В занятиях отражены все лексические темы с подробным сравнительным анализом. Благодаря интересному лексическому материалу, тщательно подобранному к каждой теме, занятия очень результативны, используются парциально воспитателями, музыкальными руководителями и психологом. Начав применять технологию в своей практике, я достигла повышения эффективности коррекционной работы, особенно по разделам формирования лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. Технология способствуют развитию интеллекта, интереса к обучению, у детей формирует наблюдательность, внимание, отзывчивость и патриотические чувства. Помогает мне добиваться высоких результатов в коррекции речевых расстройств детей дошкольного возраста.

Также на занятии я использую личностно-ориентированную методику И.С.Якиманской. Каждый ребенок включается в деятельность. У ребенка появляется свой собственный опыт, вырабатывается свое собственное знание, мнение, вырабатывается собственная структура деятельности

Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия по развитию речи и формированию лексико –грамматического строя по теме “ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ” в подготовительной логопедической группе.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение примет осени в природе: стало прохладно, часто идут дожди, желтеют и осыпаются листья, вянут цветы, птицы собираются в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее.
  2. на прогулках с воспитателем проходило ежедневное наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц.
  3. На занятии с логопедом происходило сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Ежедневно по наблюдениям детей определялся характер погоды (солнечная, пасмурная, прохладная, дождливая, ветреная и т.д.). Логопед обращал внимание детей на сезонные изменения в природе и погоде. Дети должны знать приметы осени.
  4. С детьми повторяли стихи об осени, рассматривались осенние пейзажи И.И.Шишкина, И.И.Левитана. На музыкальных занятиях происходило слушание фрагментов из цикла “Времена года”.

Цели занятия:

  1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи детей;
  2. Работа над лексико-грамматическими категориями речи;
  3. Использование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  4. Обогащение речи детей синонимами;
  5. Воспитание любви к природе, бережного отношения к родному краю;
  6. Развитие слухового внимания, памяти и мышления.
  7. Развитие тактильных и вкусовых ощущений;
  8. Развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” – “Осень”.

Логопед: “Дети посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, а давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?”

Дети: “Поздняя осень”.

Логопед: “Правильно – сейчас поздняя осень! А какой последний месяц осени?

Дети: “Ноябрь”.

Логопед: “Правильно ребята, последний месяц осени – ноябрь. И на сегодняшнем занятии мы будем прощаться с осенью. А что в нашей группе напоминает об осени?

Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.

Мы рисовали рисунки об осени.

Украсили нашу группу листьями.

Звучит музыка Чайковского “Времена года” – “Осень”.

Логопед: Ну, раз у нас не простое занятие, я сегодня буду не просто логопедом, сегодня я буду – осенью. Это будет волшебное превращение. Сейчас зазвучит музыка, вы закроете глаза и по моему сигналу откроете.

2. Отгадывание загадок.

Время года отгадайте!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы на юг улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.

Логопед: “вы отгадали, о каком времени года говорится в загадке? А почему вы так думаете? Молодцы! А теперь отгадайте загадки о моих спутниках. Если вы правильно ответите, отгадка обязательно появится в группе. Звучит первая загадка и под музыку, характерную для дождя появляется ребенок, имитирующий образ дождя. Звучит вторая загадка и под музыку появляется “Туча”. Звучит третья загадка и под музыку появляется – ребенок “Ветер”.

3. Работа по теме.

Логопед: Ребята, я вам в подарок принесла свою самую любимую картину про осень. Миша, вспомни, как она называется? Аня, а кто автор картины? Наташа, а ты как думаешь? Правильно – это художник И. Левитан. Он очень хорошо рисовал пейзаж, природу. Это моя любимая картина. Слава, а тебе она нравится? Давайте с вами рассмотрим ее и еще раз полюбуемся ею. Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено художником?

Художник нарисовал яркими красками праздничный наряд природы. Подумайте, какая здесь изображена осень?

Дети: Золотая.

Логопед: А кто из вас знает стихотворения о золотой осени? О ранней осени? О поздней? (Дети читают стихи.)

4. Игра “Эхо”.

Я называю признак, а вы предметы. Главное условие игры, чтобы слова в словосочетаниях друг с другом дружили. Встали в круг.

Логопед Ответы детей
(Какой?) осенний. Лес, ветер, вечер, день, сад.
(Какая?) осенняя. Погода, одежда.
(Какое?) осеннее. Небо, утро.

5. Игра “Цепочка слов”.

Установка: я начинаю цепочку, а вы продолжите, и посмотрим, какая длинная цепочка слов у нас получится.

Логопед Дети
Осенью небо (какое?) серое. Темное, хмурое, пасмурное, тяжелое.
Осенью погода (какая?) ненастная. Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая.
Осенью листья на деревьях нарядные. Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые.
Осенью ветер пронзительный. Ласковый, северный, свирепый, колючий, обжигающий.
Осенью путь на юг долгий. Длинный, длительный, продолжительный.

6. Динамическая пауза. – Осенний хоровод.

7. Игра “Узнай на вкус”. Ребята, вы знаете – осень это не только красота природы. Какое значимое событие осенью у людей?

Дети: Уборка урожая. И поэтому я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла с собой свои дары. Но просто так я вам их не отдам, из моей корзины вы выберете каждый себе мой дар и отгадаете на ощупь.

Я вижу, что это для вас слишком легкое задание. Сейчас мы его усложним, попробуйте отгадать теперь на вкус.

8. Подведение итогов.

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, четко говорить. Все были очень активными! А в подарок я вам оставляю свои дары!