Урок-практикум по теме "Качественные реакции в химии". 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7


Общая дидактическая цель:

  • развитие и воспитание учащихся в процессе обучения в рамках
  • урока-практикума, продолжить формирование общеучебных навыков: умение наблюдать, сравнивать, анализировать изученное.

Задачи:

Обучения:

  • дать понятие о качественных реакциях в химии, аналитическом сигнале
  • показать, что применение веществ основывается на их свойствах;
  • формировать понятие о реактиве

Развития:

  • вычленять главное содержание в химических текстах и составлять схемы, таблицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;
  • продолжить формировать умения и навыки в работе с веществами, проведении химических опытов.

Воспитания:

  • на конкретных примерах применения веществ раскрыть роль химии в народном хозяйстве и быту;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи;
  • чувства патриотизма и уважение к Родине на примере деятельности Д.И. Менделеева

Оборудование:

  • У учителя: Презентация к уроку, (Power Point), медиапроектор, интерактивная доска; углекислый газ, кислород (в пробирках или в колбах), лучинки, демонстрационный столик, известковая вода (раствор известковой воды); информационно-раздаточный материал, дидактический материал;
  • У учащихся: алюминий, уксусная кислота, медный купорос; стакан с водой, пробирки, известковая вода, стеклянные трубочки, склянки под номерами: 1– вода, 2 – р-р соли, 3 – р-р сахара, 4 – известковая вода. Картофель, хлеб, макаронные изделия. Майонез, йогурт, рисовая крупа, вареное мясо. Таблицы для заполнения результатов эксперимента.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2010.– 159с.
  • ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 7 КЛАССА Авторы О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева

Тип урока: Химия – урок-практикум.

Форма проведения урока:

  • Групповая работа с текстом.
  • Работа в парах при выполнении лабораторных опытов.

Технология: проблемный подход при изучении нового, урок– исследование, информационная технология.

Методы: беседа, демонстрация, лабораторная работа, заочная экскурсия, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

Здравствуйте ребята, садитесь. Приглашаю вас к сотрудничеству.

Объявление темы урока его девиза, (Приложение 1, слайд 1).

Девиз урока:

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”.
(А.С. Пушкин)

II. Основная часть. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня вы пришли на необычный урок, а на урок – практикум.

– Вспомним правила работы в лаборатории.

(Учащиеся формулируют правила работы в лаборатории).

Сформулировать правила работы в лаборатории.

Работать только по указанию учителя.

Запрещается оставлять открытыми склянки.

Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Запрещается брать вещества руками

Демонстрация слайда 2

– Что изучает химия?

– Да, это наука о веществах и их превращениях.

– А как можно распознать вещества?

(Учащиеся называют признаки)

  • Внешний вид.
  • Характерный запах.
  • Цвет
  • Плотность.
  • Растворимость в воде.
  • Состояние.

Демонстрация слайда 3,

Лабораторный опыт.

Распознать вещества и описать их свойства:

Алюминий, уксусную кислоту, медный купорос.

Работа в парах. Защита задания. Заполнить таблицу 1. (Приложение 4)

ВЕЩЕСТВА Состояние вещества Цвет Запах Отношение к воде.

Демонстрация слайда 4

Эти вещества трудно перепутать с другими.

– А как распознать, например, кислород и углекислый газ?

Они оба бесцветны и запаха не имеют.

– Как узнать, какой газ находится в сосуде?

Для этого проводят химические реакции.

– Вспомним признаки химических реакций.

Демонстрация слайда 5

Распознавание углекислого газа и кислорода:

Демонстрация слайда 6

Демонстрационный опыт. Распознавание CO2 и O2 .

Приоткрыв пробку колбы, наполненной углекислым газом и кислородом, учитель поочерёдно опускает тлеющую лучинку. В одной пробирке лучинка гаснет, а в другой – ярко вспыхивает.

Демонстрация слайда 7

  • Как узнать, в каком сосуде находятся кислород и углекислый газ?
  • Составить план распознавания.
  • С помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха можно обнаружить характерные признаки, сопровождающие химические реакции.

Подобные реакции называют качественными.

Понятие о качественных реакциях, аналитическом сигнале.

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

Явления при проведении качественных реакций называют аналитическим сигналом.

Демонстрация слайда 8

Демонстрационный опыт.

Распознавание CO2 известковой водой.

Как доказать, что во втором сосуде находится углекислый газ, а не азот, который тоже не поддерживает горение?

Добавление в сосуд с углекислым газом известковой воды. Известковая вода мутнеет

Известковая вода– это раствор гашёной извести в воде. (Гашёная известь применяется в сельском хозяйстве и строительстве).

Лабораторный опыт:

Демонстрация слайда 9

В выданную учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.

Что наблюдается?

Раствор помутнеет.

Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию,

называется реактивом на определяемое вещество.

Известковая вода – реактив на углекислый газ. Однако верно и обратное : с помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую воду.

Демонстрация слайдов 10

Чтобы реакцию можно было считать качественной, аналитический сигнал на определённый реактив должен появляться только при взаимодействии с одним или, по крайней мере, немногими веществами. Иначе трудно будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного реактива.

Примером такой специфической пары “ определяемое вещество – реактив” могут служить крахмал и раствор йода.

Крахмал с йодом какое даёт окрашивание?

Демонстрация слайда 11.

Сине-фиолетовое.

Определение состава пищевых продуктов проводят с помощью качественных реакций.

Наличие кислот с помощью веществ– определителей – индикаторов.

Демонстрация слайда 12.

Реактив на крахмал – раствор йода.

Демонстрация слайда 13.

Лабораторный опыт.

С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.

Результаты зафиксируйте в выданной Вам таблице 2. (Приложение 4)

Продукты питания Реактив Наблюдения

Работа в парах. Защита результатов.

Демонстрация слайда 14

Лабораторный опыт.

Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?

Результаты занести в таблицу 3. (Приложение 4)

Продукты питания. Реактив – ЙОД Наблюдения.
     

Работа в парах. Защита результатов.

Применение качественных реакций.

В медицине – при приготовлении лекарств, проведении анализов на содержание различных веществ в организме человека.

При определении качества питьевой воды.
В судебной практике.
В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.

Демонстрация слайда 15.

Качественные реакции используют для определения чистоты воды, нахождения примесей в ней.

Демонстрация слайда 16.

Демонстрация слайдов 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Заочная экскурсия на очистные сооружения п. Товарково.

Выступления учащихся (Приложение 2)

Демонстрация слайдов 25, 26, 27, 28, 29.

Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный. (Выступление учащихся)

Занимался исследованиями растворов, создал гидратную теорию растворов.

Актуально звучат работы Менделеева по сточным водам. Особый интерес представляет заключение Менделеева по делу о загрязнении вод Невы сточными водами Невской ниточной мануфактуры.

Высказал мысль о принципе безотходности производства как способе защиты окружающей среды от загрязнения.

Демонстрация слайда 30

(Приложение 3)

III. Подведение итогов изученного.

Демонстрация слайда 31

Лабораторная работа. (Экспериментальная задача). Работа в парах.

В четыре одинаковых сосуда налейте равные объёмы: в 1-й – обычной воды; во 2-й – раствора поваренной соли; в 3-й – раствора сахара; в 4-й – известковой воды.

Перемешайте сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая вода, с помощью качественной реакции, т. е. пропуская через жидкость выдыхаемый воздух, обогащённый углекислым газом.

Определить, в какой склянке находится известковая вода. Заполнить таблицу4 (Приложение 4)

Определяемые вещества Реактив -
Известковая вода (Ca(OH)2
Изменения.
Склянка

Демонстрация слайда 32.

IV. Рефлексия

Что вы узнали на уроке? Какие реакции называются качественными? Что такое аналитический сигнал? Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом? Какие реактивы вам стали известны?

Слайды 33, 34

V. Итоги урока

  1. Сегодня я понял…
  2. Теперь я могу…
  3. Я приобрёл...
  4. Меня удивило…
  5. Я попробую…
  6. Мне захотелось...

VI. Домашнее задание. §9

  1. Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала?
  2. Как определить это опытным путём?
  3. Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.

Демонстрация слайда 35, 36

– Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2010.– 159с.
  2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека/ Г.В.Пичугина.– М. : Дрофа, 2004.-254 с. (Библиотека учителя)
  3. Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В. Введение в химию вещества. Методическое пособие для учителей. – М., 2007. – 104с.
  4. Журнал "Химия в школе", 8, 2005г.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
  6. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
  7. Журнал "Химия" 12/2006 издательского дома "Первое сентября".Проблемы выживания учебного предмета “Химия” в условиях модернизации школьного образования.
  8. Рабочая тетрадь авт.О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина “Химия. Вводный курс. 7 класс” (М: “Дрофа”, 2010г.)

ЦОРЫ:

  • “Виртуальная лаборатория”, лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005 г.
  • “Опыты со взрывами”, электронное .пособие
  • Интернет-ресурсы:
  • Alhimik (http://www.alhimik.ru ) Периодическая система