Творческая работа на уроках русского языка как один из способов развития основных компетенций учащихся

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6


В условиях современного образовательного процесса приоритетным является личностно ориентированный подход, предполагающий формирование и развитие основных компетенций учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Необходимость и оправданность компетентностного подхода определены в новом образовательном стандарте, но прежде всего они связаны с теми реалиями, с которыми повседневно сталкивается учитель-словесник. Это низкий уровень мотивации к обучению, разрыв между теоретической подготовкой учащихся по русскому языку и их практической грамотностью, невостребованность в конкретных жизненных и речевых ситуациях большого количества изучаемого на уроках материала, низкая речевая культура школьников. Нацеленность на формирование и комплексное развитие основных компетенций учащихся позволит перевести теоретическую подготовку в практическое русло и приблизить полученные на уроках русского языка знания, умения и навыки к жизни.

Формирование языковой компетенции – это поэтапное получение знаний по различным разделам русского языка. Развитие лингвистической компетенции нацелено на расширение возможностей учащихся в использовании лингвистической терминологии. Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками применения языковых средств в различных речевых ситуациях и сферах общения в зависимости от возраста, интересов и психофизических особенностей детей. Культуроведческая компетенция связана с изучением русского языка в контексте национальной культуры, истории народа, многовековых традиций межнационального общения.

Системный, комплексный компетентностный подход в обучении русскому языку уже сейчас определяет перспективу приближения школьных курсов русского языка к жизненным потребностям учащихся, активизирует речевую практику детей, помогает актуализировать полученные знания и применить их в конкретных коммуникативных и речевых ситуациях.

Одним из оптимальных и эффективных способов развития основных компетенций учащихся на уроках русского языка является творческая работа со всем многообразием её видов и приёмов. Использование творческих упражнений не только позволяет создать систему, обеспечивающую выработку орфографических и пунктуационных навыков, но и делает работу на уроке разнообразной и привлекательной для детей. Это особенно важно для учащихся пятых классов, поскольку при переходе в среднее звено обучения дети сталкиваются с тем, что все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Это приводит к тому, что учащиеся теряют интерес к учёбе, у них появляются неуверенность в себе, страх перед всем новым и необычным. Тем важнее в этот переломный для них момент попытаться включить детей в творческую работу, помочь выразить каждому свою творческую индивидуальность. А в итоге – поверить в себя, в свои силы, научиться адекватно оценивать речевую ситуацию и выбирать оптимальные языковые средства для создания собственного высказывания.

Кроме того, выполнение творческих работ является одним из условий возникновения и развития познавательного интереса у учащихся. Такие упражнения способствуют улучшению памяти детей, помогают организовать самостоятельную работу, показать практическую значимость изучаемого материала, поддержать эмоциональный тонус урока. Всё это раскрепощает детей, они легче включаются в процесс общения друг с другом и с учителем на уроке, а также, обретая уверенность в себе, более свободно оперируют необходимым языковым материалом.

Большую роль играет и содержательная сторона подбираемых для творческой работы текстов. Ведь цель этого вида учебной деятельности не только развивать речь учеников, но и воспитывать их на лучших образцах классической литературы – русской и зарубежной. Причём подбором текстов для творческой работы на уроках, помимо учителя, могут заниматься наиболее подготовленные ученики. Они могут брать отрывки из понравившихся им произведений и предлагать формы работы с ними. Вовлечение детей в подготовительный к творческой работе процесс расширяет их кругозор, обогащает речь, поднимает их статус в классе, повышает уровень читательской культуры.

Наиболее эффективными видами творческой работы в процессе развития основных компетенций учащихся являются творческие диктанты, диктанты по аналогии и сочинения-миниатюры. Этот выбор обусловлен прежде всего тем, что перечисленные виды творческой деятельности требуют от учащихся большей самостоятельности, предполагают не только анализ изучаемого и исследуемого материала, но и, наравне с ним, его синтез: творческое преобразование исходного текста или создание нового - собственного.

Творческий диктант – это запись под диктовку текста с попутным грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения в соответствии с указанием учителя. Творческий диктант интересен тем, что требует осмысления не только содержания, но и формы текста. Применение этого вида творческой работы учит детей наблюдать за языковым материалом, грамотно пользоваться изучаемыми лингвистическими категориями, развивает способность ярко, выразительно и красочно описывать предметы и явления. Творческие диктанты дают возможность проверить теоретические знания, практические умения и навыки учащихся по теме или разделу. Поэтому их разумнее использовать на уроках по закреплению нового материала или на обобщающих уроках.

Учащиеся пятых – седьмых классов с особенным удовольствием пишут творческие диктанты на расширение текста. Такие диктанты предполагают замену данных в тексте слов однокоренными словами с приставками, суффиксами. Можно расширить исходный текст путем введения предлогов, союзов, прилагательных, причастий, обособленных конструкций, однородных членов предложения (в зависимости от задания учителя и изучаемого материала). Все диктанты на расширение текста развивают реакцию на слово, тренируют память, включают учащихся в поэтапный состязательный творческий процесс. В ходе ознакомительного чтения школьники осознают смысл работы, предварительно подбирают часть конструкций для вставки в текст. Прослушав отдельное предложение, они повторяют его про себя со вставленными конструкциями, что дает им возможность услышать преобразованный текст со стороны. При повторном прочтении предложения учащиеся записывают его с добавлениями, а при третьем чтении сравнивают продиктованный и записанный тексты. Очень важно закрепить ситуацию успеха отдельных учеников, похвалить их за удачно выбранное слово, за созданный ими яркий образ. Это раскрепощает детей в плане их умственной деятельности, активирует их творческий потенциал.

Например, в пятом классе дети удовольствием работают с диалогами из сказок, дополняя реплики словами автора. Основа этого творческого задания – работа с синонимикой – чрезвычайно важна для развития речевой компетенции школьников: обогащается их словарный запас, предупреждается появление речевых ошибок, в частности тавтологии.

Задание

Расширьте диалог из русской народной сказки «По щучьему велению», включив в него слова автора. Употребите глаголы, синонимичные слову «сказал».

Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка! – воскликнул он.

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь, - заговорила щука человеческим голосом.

- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить, - не уступает Емеля.

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь, - взмолилась пуще прежнего щука.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, - уступил молодец.

- Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь? – поинтересовалась рыбка.

- Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась, - промолвил Емеля.

В тексте выделены слова автора, которые использовал для расширения текста один из учеников пятого класса.

В слабых классах диктант на расширение текста можно заменить схожим видом творческой работы – списыванием с тем же заданием. Творческое списывание дает возможность ученику самостоятельно распределять время, отведенное учителем на выполнение задания. Особенно часто этот вид работы я использую в пятом классе, поскольку дети долго адаптируются в условиях работы средней школы, привыкают к более ускоренному темпу письма.

Задание

Перед вами на электронной доске отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Спишите его, добавив недостающие определения, создающие образ начала зимы.

Скоро выпал снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, река разбивала. Всего опаснее были ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом.

Так и случилось. Была ночь. Тихо стоял лес на берегу, точно стража из великанов. Месяц обливал всё своим светом. Река присмирела, и к ней тихо- тихо подкрался холод, обнял красавицу и точно прикрыл её стеклом.

Один из удачных ученических вариантов

Скоро выпал первый пушистый снег, а непослушная река всё ещё не поддавалась вредному холоду. Всё, что замерзало по ночам, гордая река разбивала. Всего опаснее были длинные, мрачные ночи, когда всё затихало и на дремавшей реке не было даже маленьких волн. Тихая река точно точно засыпала, и коварный холод старался сковать её крепким льдом.

Так и случилось. Была морозная ночь. Тихо стоял дремучий лес на высоком берегу, точно стража из сказочных великанов. Месяц обливал всё своим ярким светом. Уснувшая река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался злой холод, обнял спящую красавицу и точно прикрыл её волшебным стеклом.

В конце творческой работы по желанию некоторые ученики зачитывают преобразованные тексты и все сравнивают свои работы с настоящим авторским текстом.

Авторский текст

(определения, которые были попущены, выделены)

Скоро выпал и первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную.

Так и случилось. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял тёмный лес на берегу, точно стража из великанов. Высокий месяц обливал всё своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днём горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом.

Необычайно интересным и эффективным для развития основных компетенций учащихся является такой вид творческой работы, как диктант по аналогии. Суть его в том, что ученики прослушивают читаемый учителем текст, а затем записывают самостоятельно составленный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию. Этот вид творческого диктанта можно считать промежуточной работой между собственно диктантом и сочинением. С последним диктант по аналогии связывает то, что записываемый текст составляется детьми совершенно самостоятельно. Диктуемый текст ненавязчиво подсказывает только форму изложения, а сами мысли ученики формулируют собственные. Отличие же диктанта по аналогии от сочинения по аналогии состоит в следующем: учитель дает образец для подражания не только целиком, но и по отдельным предложениям. На этапе предварительного знакомства с текстом готовится будущее письменное высказывание на уровне внутренней речи. Следующий этап – составление текста по предложениям – активизирует различные умственные и практические действия учащихся. Каждый ученик прослушивает предложение и получает форму для последующей записи. Он должен запомнить предложение, мысленно провести его логический и синтаксический анализ, а потом составить свое предложение по аналогии с услышанным. И лишь при вторичном прочтении предложения школьник, сравнивая прочитанное предложение с самостоятельно им составленным, производит запись последнего. При третьем прочтении предложения учащиеся сравнивают прочитанное и записанное. В процессе этой работы не обязательно слепо следовать предложенному образцу. Допускается определенная творческая свобода в рамках установки учителя, изучаемой на уроке темы и уровня подготовки детей: они могут не знать о предмете или явлении всех подробностей, которые описаны в диктуемом тексте. После записи можно прослушать один ученический текст. Ребятам очень важно почувствовать себя в роли писателя, творческого человека, но делать это следует только по желанию самого ученика. Любая творческая работа не имеет ничего общего с принуждением и насилием. В её основе – только вдохновение и желание творить.

Обратимся к примеру. В восьмом классе был проведён блок уроков, в основе которых лежала лексическая тема «Стиль и мода». Когда необходимо было закрепить тему «Безличные предложения», учащимся был предложен диктант по аналогии. Предварительно они получили задание: вспомнить один из способов завязывания платка или шарфа (об этом говорилось на предыдущих уроках). Текст диктовался учителем не по предложениям, а по частям.

Задание

Напишите диктант по аналогии таким образом, чтобы сохранилась композиция текста, последовательность изложения, чтобы в основе текста были безличные предложения. Только вместо предложенного способа завязывания платка предложите свой способ.

Воротник – гольф

Сложить платок по диагонали. Наложить сгибом на подбородок. Обвести концы вокруг шеи, уложить сзади крест – накрест, затем направить вперёд. 2. Завязать концы узлом спереди сверху платка. Часть платка, захватывающую подбородок, отогнуть на узел. 3. Заправить концы платка в вырез одежды и расправить.

Ученический вариант

Стрекоза

  1. Сложить платок по диагонали. От сгиба к углу сделать складки примерно по 10 см.
  2. Уложить полоску углом вверх на середину плеча. Скрепить платок с платьем широкой брошью. 3. Расправить концы платка, чтобы они одинаково спадали с плеча спереди и сзади.

Диктанты по аналогии могут проводиться для проверки теоретических знаний по всем разделам курса русского языка в разных классах. Они развивают научную монологическую речь, способствуют усвоению лингвистической терминологии, помогают освоить такой сложный вид творческой работы, как сочинение на лингвистическую тему, что особенно актуально при подготовке к итоговой аттестации в девятом классе. Этот вид работы можно использовать на обобщающих уроках, но только в том случае, когда класс достаточно хорошо освоил этот тип творческого диктанта.

Ещё одним методически оправданным видом творческой деятельности на уроках русского языка является сочинение-миниатюра. Эта работа может быть контрольно-обучающей в системе использования творческих упражнений на уроках по любой конкретной теме. В этом случае целесообразно обращаться к картинам, иллюстрациям, видеороликам, музыкальным фрагментам, а также привлекать наблюдательный опыт учащихся. Уместен дифференцированный подход к детям. Можно некоторый раздаточный материал сопроводить перечнем опорных слов и словосочетаний (для учащихся, которым трудно подбирать необходимые средства художественной выразительности при написании сочинения). Оптимальное время, предполагаемое для выполнения работы, - пятнадцать – двадцать минут. При проведении этого вида творческой деятельности ключевая роль отводится предварительному этапу, в течение которого подбирается и анализируется лексический материал, который, возможно, учащиеся используют при написании сочинения-миниатюры. Желательно, чтобы тема сочинения была тесно связана с лексическими темами нескольких предыдущих уроков. Это условие облегчит работу детей, даст возможность свободно оперировать словами и выражениями в пределах определённой лексической темы. Уместно обратиться к художественным текстам, чтобы учащиеся увидели, какие образы создавали писатели и поэты, когда описывали похожие явления или предметы.

Если использовать наглядность, то наблюдение должно быть специально организовано учителем. Важно помочь ребятам увидеть интересные детали, сообщить им необходимые дополнительные сведения, стимулировать устные самостоятельные высказывания – всё это будет являться эффективной подготовкой учащихся к письменной творческой работе.

Лингвистическая подготовка к сочинению-миниатюре включает в себя ещё и работу по предупреждению речевых, грамматических и орфографических ошибок. Также уместна актуализация отдельных вопросов, связанных с теорией написания сочинения. Можно обратиться к повторению какого-либо одного вопроса, который, по мнению учителя, усвоен учащимися не в должной степени (например, повторить сведения по композиции сочинения, типам и стилям речи, жанровым особенностям и так далее).

Важным моментом в ходе проведения сочинения-миниатюры является заключительная часть работы – зачитывание наиболее удачных текстов (в стилистическом, лексическом, образном планах). Это стимулирует творческие способности учащихся и даёт своеобразный авторский образец для тех, кто ещё не справляется с предложенным творческим заданием.

Обратимся к примеру – заданию, которое было предложено учащимся восьмого класса на обобщающем уроке по теме «Односоставные предложения».

Задание

Напишите сочинение-миниатюру (8 – 10 предложений) на тему «В осеннем парке», включив в текст разные виды односоставных предложений.

Работа ученика

(односоставные предложения выделены)

Входишь в осенний парк ранним утром. Кругом тишина и безмолвие. Никого кругом, только редкий прохожий спешит, или рабочие заняты своим делом. Единственная хозяйка в парке – это волшебница Осень. Посмотри кругом, и ты увидишь, как всё сказочно украшено. Вот раскидистые клёны с ажурными жёлтыми листьями. Присмиревшие багряные осинки. Нежные белоствольные берёзки, покачивающие своими изящными зелёно-жёлтыми листочками. Листья медленно падают на землю и устремляются вперёд под дуновением ветерка. Попробуй, догони их теперь! Свежо и радостно в утреннем осеннем парке.

Таким образом, творческая работа на уроках русского языка решает в комплексе многие задачи. Прежде всего она способствует развитию коммуникативных универсальных действий, позволяющих учащимся легко адаптироваться в любой речевой и жизненной ситуации. Творческие задания направлены на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами языка. Все виды творческих упражнений играют важную роль в воспитании у школьников бережного отношения к правильной, богатой устной и письменной речи как показателю высокой общей культуры современного человека.