Алкины. Ацетилен – представитель алкинов.

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (245 кБ)


Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности целостного педагогического процесса через решение комплекса педагогических задач через применение ЭОР в обучении:

  • содействие обеспечению доступности качественного образования;
  • расширение возможности индивидуализации учебного процесса через посторенние индивидуальных образовательных маршрутов;
  • активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика направленность при организации учебной работы учащихся с ЭОР.
  • повышение наглядности учебного материала, представленного в ЭОР средствами современных  ИКТ.

Данный материал предназначен для инициации профессионального творчества учителей, повышение эффективности педагогической деятельности при работе с ЭОР через расширение возможностей применения современных педагогических технологий и снижение временных затрат на рутинную не творческую подготовку к урокам

Область применения ЭОР – урочная деятельность.

Формы использования  ЭОР – на уроке.

В процессе работы с ресурсом будут совершенствоваться навыки владениями информационными технологиями, аналитические способности, будет развиваться критическое мышление и исследовательский интерес, навыки самоорганизации. В ходе представления результатов выполненной работы по ЭОР совершенствуются коммуникативные умения.

Описание  технологии использования ЭОР:

1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится  на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную  работу учащихся с ЭОР.

Цели и задачи образовательного процесса, решаемые за счет использования разработанного ЭОР:

Цели:

  • Образовательная: сформировать представление о гомологическом ряде, изомерии, номенклатуре, химических свойствах, получении и применении алкинов.
  • Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.
  • Воспитательная: объяснить значимость алкинов в технике.

Задачи:

  • Формирование представлений об алкинах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства) на основе знаний об алкенах и алкадиенах.
  • Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.

Результативность использования ЭОР обучающимися:
Меняется характер взаимодействия, учитель становится руководителем, тьютором, консультантом, направляющим практическую деятельность школьников. Будут формироваться навыки взаимооценивания и самооценивания.

Формируемые компетенции

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать;
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Э.Е. Нифантьев. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Мнемозина. Москва. 2011.
  2. Э.Е.Нифантьев  Химия. Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень. Мнемозина. Москва. 2011

Используемая методическая литература:

  1. В.Г.Денисова. Мастер – класс учителя химии. Планета. Москва. 2010 .уровень
  2. С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Как сделать презентацию к уроку? Первое сентября. Москва.2012

Используемое оборудование: компьютер, проектор

Используемые ЭОР:  (Приложения)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2 Записывают в тетради тему урока
2. Актуализация знаний Предлагает вопрос:
1. Какие вещества называются алкадиенами?
2. Какие алкадиены имеют наибольшее значение?
3. Что такое вулканизация?
Дают определение алкадиенам, отвечают на вопросы: Наибольшее значение имеют алкадиены, в молекулах которых две двойные углерод-углеродные связи разделены одной одинарной. Процесс получения резины из каучука называют вулканизацией.
Приглашает двух учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий: 1 ученик – Написать уравнения химической реакции взаимодействия бутадиена-1,3 с бромной водой, 2 ученик – Написать уравнение реакции полимеризации бутадиена-1,3 Записывают на доске уравнения химических реакций (взаимодействия бутадиена-1,3 с бромом 1-2 стадия) – 1 ученик
Реакции полимеризации бутадиена-1,3 – второй ученик.
Проводит тестирование (демонстрация слайдов с вопросами). Слайды 3-7 Выбирают один правильный ответ из четырех предложенных вариантов
3. Изучение нового материала Комментирует слайды по характеристике алкинов. Слайды 8-9 После просмотра слайдов делают записи в тетради (тройная связь, общая формула)
Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику стр. 47 Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику.
Предлагает учащимся дать определение "Гомологи" и написать в тетради первых 4 гомологов класса алкинов, демонстрирует слайд 10 Дают определение "Гомологи", записывают в тетради формулы и названия первых 4 гомологов, исправляют ошибки
Предлагает учащимся дать определение "Изомеры", знакомит с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре (Слайды 11-12), предлагает выполнить задание (Слайд 13):
На оценку «3»  –  Выберите формулы гомологов.
На оценку «4»  –  Выберите формулы изомеров.
На оценку «5»  –  Дайте названия всем алкинам по современной номенклатуре.
Предлагает провести самопроверку, демонстрирует слайды для самопроверки: Гомологи – (Слайд 14), Изомеры – (Слайд 15), Названия – (Слайд 16)
Дают определение "Изомеры", знакомятся с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре.
Выполняют задания по способностям:
на "3" – выбирают формулы гомологов;
на "4" – выбирают формулы изомеров;
на "5" – дают названия всем алкинам по современной номенклатуре, комментируют названия, исправляют ошибки.   
Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: Получение ацетилена карбидным способом http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm  (Слайд 17) Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности
Изучение химических свойств ацетилена: предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: 1) горение ацетилена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm (Слайд 18) Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.
Химические свойства определяются строением. Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов, например для бутадиена-1,3?
Назовите несколько реакций присоединения
Для непредельных углеводородов характерны реакции присоединения. Называют реакции галогенирования, гидрирования, гидратации, полимеризации.
2) Предлагает рассмотреть реакцию присоединения хлороводорода  стр. 48, (Слайд 19) вводит понятие винил,  записывает схему реакции полимеризации на доске, предлагает ознакомиться с применением ПВХ Рис.23 стр. 44. Предлагает прослушать небольшое сообщение учащегося "Вред и польза ПВХ" Записывают уравнения реакции с НСI и реакцию полимеризации в тетрадь. Делают вывод, что ПВХ находит большое применение, изделия из ПВХ нельзя брать в рот (детские игрушки, ручки), п.ч. под действием слюны во рту образуется винилхлорид, который является канцерогеном.
3) Объясняет механизм реакции гидратации ацетилена, предлагает записать уравнения реакции присоединения воды (реакция Кучерова) стр. 49 (Слайд 20) Записывают уравнение реакции Кучерова, отмечают его применение
4) Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма взаимодействия ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm (Слайд 21) После просмотра фрагмента видеофильма записывают уравнение реакции с бромом (1 стадия). Сравнивают свойства алкадиенов (на доске) и алкинов и делают вывод о качественной реакции непредельных углеводородов.
Еще одной качественной реакцией на ацетилен и непредельные углеводороды является обесцвечивание раствора перманганата калия (можно предложить в сильных классах посмотреть фрагмент видеофильма  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm) (Слайд 22)  
Предлагает ознакомиться  со  схемой применения ацетилена (Слайд 23). Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.
4. Закрепление знаний Предлагает найти выигрышный путь, определив формулы гомологов ацетилена (Слайд 24). Определяют выигрышный путь, называя формулы алкинов.
Предлагает сильному ученику отметить в таблице (слайд 25) области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получится название радикала, формула которого СН2=СН–. 1 ученик раскрывает буквы правильного ответа на компьютере и получает правильный ответ: винил
5. Домашнее задание Объяснение домашнего задания Записывают в дневнике домашнее задание: §6, вопрос 2,9 на стр.52
6. Подведение итогов Объявление итогов урока