Викторина по лексической теме "Посуда"

Разделы: Коррекционная педагогика


Программное содержание.

Цели викторины:

  • уточнение и расширение знаний детей по лексической теме “Посуда”;
  • активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • расширение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по данной теме;
  • совершенствование навыка употребления предлогов, падежных и родовидовых окончаний;
  • овладение навыками словообразования (уменьшительно-ласкательная форма имен существительных, образование сложных слов);
  • развитие навыка составления рассказа описательного характера;
  • совершенствование просодических компонентов речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие навыка ориентировки в пространстве;
  • развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
  • совершенствование речи как средства общения;
  • освоение форм речевого этикета.

Воспитательные:

  • формирование навыка командной работы;
  • формирование умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению товарищей;
  • развитие навыка соблюдения определенных ситуативных правил.

Словарь по теме: посуда, скатерть; тарелка, чашка, кружка, стакан, блюдце; вилка, нож, ложка, половник; чайник, кастрюля, сковорода; ваза, банка, бутылка; терка, ведро, поднос; масленка, кофейник, хлебница; кофемолка, мясорубка, самовар, холодильник; части посуды,

Оборудование:

  • иллюстрации по теме “Посуда”;
  • наборы кукольной посуды из разных материалов;
  • разрезные картинки;
  • мяч;
  • фишки (для вручение за правильные ответы детей);
  • отрывок из стихотворения К. Чуковского “Федорино горе”;
  • сигнальные карточки (для демонстрации готовности к ответу).

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Объяснение правил, по которым будет проводиться викторина.
  • Определение темы викторины.

Дети собирают разрезные картинки, называют их и подбирают обобщающее слово.

2. Разминка (вопрос – ответ).

Вопросы ведущего:

– Назовите чайную посуду.
– Какая посуда нужна для обеда?
– Перечислите столовые приборы.
– В какой посуде готовят пищу?
– Для чего нужно тщательно мыть посуду?
– Как ухаживают за посудой?
– Где хранят посуду?
– Как надо вести себя за столом?

3. Отгадывание загадок.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)

Разрежет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно!
(Нож)

Деревянная темница,
В ней хлеб всегда хранится.
(Хлебница)

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Я сверкаю боком гладким,
Угощаю соком сладким.
(Стакан)

И блины тебе подарит,
И яичницу поджарит.
(Сковорода)

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
(Самовар)

4. “Что из чего?” Назвать материал, из которого сделана посуда (употребление относительных прилагательных, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе).

Например,

стакан из стекла – стеклянный,
чашка из фарфора – фарфоровая,
самовар из меди – медный…

5. Игра с мячом “Скажи ласково” (употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

Например,

чайник – чайничек,
ложка – ложечка,
тарелка – тарелочка…

6. “Трудные слова” (образование сложных слов).

На магнитной доске расположены картинки с изображением мясорубки, кофемолки, самовара.

Ведущий спрашивает детей:

– Какое слово получится, если “подружатся” два слова?

Например,

“кофе” и “молоть” – кофемолка…

7. Эстафета “Чудесный мешочек”.

Дети опускают руку в мешочек, ощупывают и описывают найденный предмет посуды, называют его и распределяют по категориям: “чайная” и “кухонная” посуда.

8. “Спряталось слово”.

Дети слушают отрывок из произведения К. Чуковского “Федорино горе”, затем называют услышанные предметы посуды.

9. Подведение итога викторины, подсчет набранных за правильные ответы фишек.