Программа формирования универсальных учебных действий

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий составлена для обучающихся начальной ступени МАОУ “Гимназия № 48” города Норильска на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования универсальных учебных действий (дальше - УУД).

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной системы “Школа 2100”.

Задачи программы:

1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

2) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

3) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

4) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;

5) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания и содержит:

1. понятие и характеристику УУД;

2. описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

3. связь УУД с содержанием учебных предметов начального общего образования;

4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

5. показатели сформированности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

6. планируемые результаты сформированности УУД;

7. педагогический инструментарий для формирования УУД;

8. мониторинг сформированности личностных результатов и УУД;

Данная программа является основой внутришкольного контроля качества деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов.

1. Понятие и характеристика универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:

1. личностные универсальные учебные действия (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся);

2. регулятивные универсальные учебные действия (обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся, к ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

3. познавательные универсальные учебные действия (включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы);

4. коммуникативные универсальные учебные действия (обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; обеспечивают участие в коллективном обсуждении проблем; позволяют строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

2. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего ООП НОО, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения ООП, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

1. формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на “своих” и “чужих”; уважения к истории и культуре каждого народа;

2. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, гимназии, коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

3. Связь УУД с содержанием учебных предметов начального общего образования

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программы УМК “Школа 2100” в учебных предметах: “Русский язык”, “Литературное чтение”, “Математика”, “Окружающий мир”, “Технология” — в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся.

Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
  2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
  3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  4. Формы работы по освоению конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании (наблюдение, анкетирование, индивидуальная и групповая работы).
  5. Способы учета уровня сформированности УУД отражается в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету, на основании которых заполняются диагностические карты (Приложение 2 – “Лист сформированности УУД”).
  6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел “Система оценки достижений планируемых результатов образования”), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии УУД.
  7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК “Школа 2100” конструируются на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и (или) оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом следующих навыков: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

2. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования УУД определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к обучению в гимназии. Исследования личностной готовности обучающегося проводятся педагогом-психологом, учителем начальных классов по разработанному графику, с использованием психологических методик.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

Типы задач соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, а виды задач связаны с показателями (характеристиками) планируемых результатов – приложение 4 – “Характеристика УУД, как результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования”.

График диагностики формирования УУД представлен в приложении 3 – “Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий” и составлен на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.

5. Показатели сформированности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в образовательное, реализующее ООП НОО и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования.

На ступени предшкольного образования личностный компонент УУД самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к обучению - степенью сформированности внутренней позиции гимназиста.

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

6. Планируемые результаты сформированности УУД

Ожидаемым результатом данной программы являются сформированные УУД, соответствующие данной ступени, которые определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Этот человек:

  • умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;
  • обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать партнера, высказывать свое мнение);
  • любит свой город, край, свою Родину;
  • любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • уважает и принимает ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • знает и соблюдает правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Основные УУД необходимого и повышенного уровня, которые будут достигать на уроках и во внеурочной деятельности в рамках Образовательной системы “Школа 2100” и типовые задания для их формирования указаны в приложении 4 – “Характеристика УУД, как результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования”.

7. Педагогический инструментарий для формирования УУД

Развитие всех четырех блоков УУД осуществляется во время учебной и внеучебной деятельности с применением различных педагогических технологий.

Образовательные технологии деятельностного типа позволяют формировать личностные и метапредметные результаты.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в “Дневнике школьника”, в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

В рамках Образовательной системы “Школа 2100” на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это:

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе, принятом в Образовательной системе “Школа 2100”, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

8. Мониторинг сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий

Для осуществления такого мониторинга на этапе предварительной диагностики применяются специальные интегрированные проверочные работы по проверке личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, разработанные в рамках Образовательной системы “Школа 2100”. Эти задания позволяют контролировать общеучебные умения, то есть умения использовать знания за пределами предметов, на которых они получены.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом результаты личностного развития не оцениваются применительно к каждому школьнику, а могут оцениваться лишь по отношению к образовательному учреждению. Поэтому в качестве основы для такой оценки используются новые формы исследования: наблюдение по заданным параметрам и фиксация проявляемых учениками действий и качеств.

Важную роль для оценивания играет самооценка учеников, которая осуществляется на основе “Дневника школьника” Образовательной системы “Школа 2100”.