Разновозрастное обучение в сельской малочисленной школе

Разделы: Администрирование школы


Сельская малочисленная школа – это уникальное педагогическое явление. Почему?

Может, следует этому возразить? Ведь здесь, так же как и в обычной городской школе, педагоги обучают и воспитывают молодое поколение России, стремятся давать качественное образование детям, работая по общим образовательным стандартам и используя различные современные технологии.

В то же время не всё так однозначно, как порой кажется на первый взгляд. С одной стороны, в школе, где в каждом классе обучается всего несколько человек, а общешкольный коллектив близок к классному коллективу городской школы, складываются весьма благоприятные условия для организации учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны, возникает немало трудностей и проблем, к решению которых педагоги часто не готовы. Сегодня мы попытаемся показать особенности сельской малочисленной школы, рассмотрим социальные, психологические, и организационные факторы, которые влияют на построение учебно-воспитательного процесса в малочисленной школе.

1. СЕЛЬСКАЯ МАЛОЧИСЛЕННАЯ ШКОЛА: КАКАЯ ОНА СЕГОДНЯ?

1.1. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе.

Сельские школы составляют в целом по стране около 70% из них более половины – это малочисленные, т. е. те, где в классе в среднем обучается менее 10 учеников.

Следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризуя сельскую малочисленную школу:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведёт к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;
  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;
  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика сельского социума проявляется в следующем:

  1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.
  2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.
  3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей.
  4. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают огромное влияние на формирования личности ребёнка. Жители села отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию “комплекса городского превосходства”.

Всё чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека. Всё это находит отражение в организации учебно-воспитательного процесса.

Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе

Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе связаны, прежде всего, со спецификой тех задач, которые решает сегодня сельская школа: воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села.

На организацию учебного процесса существенно влияет малочисленность классов, которая, с одной стороны имеет положительные стороны, а с другой – создаёт определённые проблемы и для учителя, и для ребёнка. Представить урок, где присутствуют от 2 до 5 человек, городскому учителю сложно. Но предложение возникает почти всегда одно и то же: что ж не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым? Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни ребёнка, отношений в семье позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребёнка. Для таких уроков свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. Казалось бы, в таких условия выше должны быть учебные успехи детей. Однако, практика показывает, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость и качество образования чаще всего уступают городским учащимся.

Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, которая создаёт ряд проблем:

  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учёбе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
  • ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
  • психологическую незащищённость ребёнка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;
  • ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встаёт организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.

С учётом проблем, особенностей сельской малочисленной школы нами были определены основные идеи её развития, которые, на наш взгляд, должны стать руководящими для педагога при организации учебного процесса:

  • идея сотворчества педагогов, учащихся и родителей, основанием которого является коллективное целеполагание, планирование, совместное обсуждение и решение проблем, совместная деятельность в обучении и воспитании;
  • идея расширения связей с окружающим миром, обусловленная ограниченностью общения в условиях сельской малочисленной школы, привлечение к обучению специалистов и родителей;
  • идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе;
  • идея педагогизации социального окружения школы, означающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия, взаимодействие с местными учреждениями, а также влияние школы на развитие и обогащение сельского социума.

Указанные особенности, а также идеи развития учебного процесса находят отражение в содержании и методике обучения сельских школьников. Здесь складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности учащихся, снять излишнюю напряжённость и заорганизованность в школьной жизни ребёнка.

Есть возможность разнообразить содержание и способы организации учебных занятий, экскурсий, конференций привлечение специалистов сельского хозяйства, медицины, библиотеки, клуба, центра детского творчества. Тесные связи школы и социума, а также школы и семьи позволяют привлечь к организации учебной деятельности родителей, а также местных жителей.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности школы является организация занятий с несколькими классами, т. е. с разновозрастной группой детей, – так называемое “разновозрастное обучение”. Опыт показывает, что в зависимости наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия можно объединять учеников от двух до пяти классов, а в ряде случаев и всех детей школы. Речь идёт о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.

2. ФУНКЦИИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учёбы детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

В условиях малочисленной сельской школы возникает необходимость проведения занятий, на которых объединяются два, три и более класса, чаще – в начальной школе, реже в основном и среднем звене. Традиционно на таких занятиях дети из разных классов обычно работали независимо друг от друга, при этом практически отсутствовала совместная деятельность учащихся разного возраста, и, следовательно, не реализовывался воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.

Главная идея разновозрастного обучения – взаимодействие учащихся во время учёбы. Что даёт такое обучение ребёнку? Каковы функции разновозрастного обучения?

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребёнка. Ограниченный круг общения детей в классе, где обучается часто только 2-5 человек, создаёт для них особую психологическую напряжённость. Объединение учащихся разных возрастных групп расширяет их возможности, контакты, способствует развитию личности, взаимопониманию, улучшает и разнообразит их общение. повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение и преодолеть монотонность при организации учебного процесса. По данным исследований, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, которое объединяет несколько классов. На таких занятиях у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего и ему поручают некоторые педагогические функции.

Во-вторых, разновозрастное обучение выполняют функцию социальной поддержки:

  • помощь старших младшим в организации учебной деятельности;
  • поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, оказавшись востребованными, как помощники педагогов при организации работы младших детей;
  • более разнообразные и динамичные связи между учащимися требуют от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта детей.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Очень важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающие самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы, берущего на себя ответственность за других.

При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. В разновозрастных группах значительно выше уровень творчества, самостоятельности детей. Срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряжённых ситуациях.

Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут проявиться и развиться индивидуальные качества, которые в условиях класса оказались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Реализация воспитательного потенциала разновозрастного обучения, его социально-педагогических функций зависит от того, насколько педагогически целесообразно организовано разновозрастное учебное занятие.

Принципы организации занятий в разновозрастных группах.

При использовании разновозрастного обучения у педагогов возникает много вопросов, например:

  • по каким предметам целесообразно проводить разновозрастные занятия?
  • какие классы объединять?
  • сколько классов могут одновременно обучаться?
  • как часто проводить разновозрастные занятия?
  • как оценивать эффективность разновозрастного занятия?

В каждом конкретном случае педагог может найти свой самостоятельный и в то же время правильный ответ на эти вопросы, если будет руководствоваться не только общедидактическими принципами, но и рядом специфических принципов построения разновозрастного занятия.

1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.

При организации совместной учебной деятельности возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения разновозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда организовывать работу в разновозрастных группах, парах? В каких случаях целесообразнее проводить работу по классам?

Реализуя данный принцип, педагог осуществляет следующие действия:

  • определяет общие для всех классов задачи, которые станут основой объединения детей разного возраста, и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;
  • с учётом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
  • подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;
  • с учётом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой стороны – необходимые для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших;
  • отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

Последнее, целесообразно в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализируют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.

2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей – означает делегирование старшим учащимся ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим товарищам в преодолении учебных трудностей и др.) а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.

Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом занятии, а на этапе его подготовки. Учащиеся, которые выполняют ряд педагогических функций и организуют работу микрогрупп, называют консультантами. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, их взаимоотношений.

Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты работы, выступают организаторами групповой учебной деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют, что не усвоено, младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи педагог должен:

  • обеспечить подготовку старших школьников как организатор учебного занятия;
  • консультировать руководителей групп;
  • показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия, подчёркивая их педагогическую роль на занятии;
  • разъяснять требования к выполнению тех или иных действий на занятии;
  • вместе со старшими или организаторами групп обсуждать ход занятия, распределение ролей на нём, способы организации познавательной деятельности в период подготовки и на самом занятии, методики оценки результатов работы группы и каждого ученика;
  • поднимать престиж консультантов, а с другой стороны, стимулировать их ответственность и заинтересованность.

3. Принцип взаимообучения – предполагает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передаёт информацию, но и в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и одновременно самого себя. Реализация данного принципа предусматривает:

  • выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (5-6, 6-7, 7-8, 5-7, 7-9 и др. ), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;
  • использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач, выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
  • создание ситуации собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объясняют новый материал младшим, сами повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие представляют усвоение нового материала);
  • определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.

4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста

Как организовать совместную деятельность, общение детей разного возраста – это один из самых сложных вопросов для решения. Часто такое занятие представляет собой присутствие двух или нескольких классов, где каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что естественно снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал, если педагог выполняет следующее:

  • обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, стимулирующие их совместную работу;
  • разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
  • помогает каждому усвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
  • раскрывает значимость действий каждого для достижений общего результата и развития его личности, его личных успехов;
  • использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
  • обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
  • чётко и конкретно определяет содержание деятельности, функций, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.

Назову некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи. понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных групп, каждая из которых решает общую проблему или её часть; выполнение микрогруппами творческих заданий, как при подготовке. так и проведении занятий; использование игровых моментов, проведение конкурсов, соревнований.

Принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии.

Педагогу важно решить, учащихся какого возраста целесообразно объединить на занятии. Психологами установлено, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся – не более 3-4 лет.

Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе – от этого зависит эффективность разновозрастного занятия.

Приложение