Обработка деталей в центрах

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цель урока:

Познавательная: совершенствование навыков работы обучающихся по обработке цилиндрических поверхностей с более высокой скоростью и большей точностью, совмещения рабочих движений.
Развивающая: содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности).
Воспитательная: формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, формировать осознанную потребность в труде, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Структура урока: комбинированный урок (сочетание показа трудовых приемов с элементами рассказа и применением метода обучения в команде STL).

Материально-техническое оснащение:

– оборудование: токарно-винторезный станок 16К20;
– инструменты и приспособления: проходной отогнутый резец Т5К10, упорно проходной резец Т5К10, центровочное комбинированное сверло Р9, задний центр, трех кулачковый самоцентрирующийся патрон;
– средства измерения и контроля: измерительная линейка, микрометр гладкий МК25-50, штангенциркуль ШЦ-2;
– материальное оснащение: заготовки (сталь 20, прокат d 58 L 293мм.).

Наглядные пособия: готовое изделие ось 256-11 – эталон, плакат “Обработка цилиндрических отверстий растачиванием”.

Учебно-техническая документация: операционно-технологическая карта, чертеж детали ось, справочные плакаты-таблицы.

Ход урока

I. Организационная часть – 10 минут.

1. Проверка явки обучающихся по журналу:
– рапорт дежурного.

2. Проверка внешнего вида обучающихся:
– осмотр санитарного состояния обучающихся
– наличия спец. одежды.

II. Вводный инструктаж – 60 минут.

1. Сообщить тему программы.

2. Сообщить тему урока.

3. Сообщить учебную цель урока.

4. Актуализация опорных знаний обучающихся-провести беседу по материалу темы: “Изготовление цилиндрических отверстий”.

5. Предложить обучающимся показать следующие приемы работы:
– обтачивание наружных цилиндрических поверхностей;
– обтачивание торцов;
– центрование отверстий;
– обтачивание фасок.

6. Объяснить новый материал:
6.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
6.2. Показать готовое изделие ось.
6.3. Разобрать чертеж изделия.
6.4. Разобрать операционно-технологическую карту:
– род и размер заготовки,
– материал,
– содержание установок и переходов,
– режимы резания.
6.5. Показать приемы работы:
– обтачивание торцов,
– обтачивание цилиндрических поверхностей по двум разным диаметрам,
– подрезание уступов,
– обтачивание фасок,
– растачивание цилиндрических отверстий.
6.6. Рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы и показать приемы самоконтроля.
6.7. Рассказать о рациональной организации рабочего места и правилах ТБ.
6.8. Предостеречь от брака в работе и типичных ошибок.
6.9. Сообщить критерии оценивания работы.

III. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа – 4 часа.

1. Организовать самостоятельную работу обучающихся применяя метод обучения в команде STL:
– ознакомить с заданием и раздать инструкционные карты,
– сформировать бригады по 4 человека (по количеству установок при выполнении работы).

2. Самостоятельная работа по выполнению задания “Обработка оси в центрах”:
2.1.Расчленяем задание на переходы (4 установки)
2.2.Каждый член бригады выполняет по одной установке:
– 1-й обучающийся выполняет операции установки А:
– установить заготовку в патроне и закрепить,
– точить торец,
– зацентровать отверстие d 4на L 10 мм.
– 2-й обучающийся выполняет операции установки Б:
– установить заготовку в патроне и заднем центре и закрепить,
– точить цилиндрическую поверхность с d 58 до d 50на L 65 мм.,
– точить цилиндрическую поверхность с d 50 до d 45 на L 90 мм.,
– точить две фаски 3х45.
– 3-й обучающийся выполняет операции установки В:
– установить заготовку в патроне и закрепить,
– точить торец,
– зацентровать отверстие d 4на L 10 мм.
– 4-й обучающийся выполняет операции установки Г:
– точить цилиндрическую поверхность с d 58 до d 50 на L 135 мм.,
– точить цилиндрическую поверхность с d 50до d 45 на L 75 мм.,
– точить три фаски 1х45.

2. Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
– коллективные,
– индивидуальные.
– помощь неуспевающим или отстающим обучающимся.

IV. Заключительный инструктаж – 40 минут.

1. Подвести итоги работы на уроке:
– дать общую оценку работы всех бригад за весь урок в целом.

2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося:
– сравнение и оценивание работ в соответствии с требованиями к качеству.

3. Отметить тех обучающихся, кто добился отличного качества работы:
– показать лучшие работы, сравнить с образцами.
– рассказать, как обучающиеся достигли отличного качества работы,
– предложить обучающимся оценить работы самостоятельно, опираясь на критерии качества.

4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся:
– при выполнении задания,
– в организации рабочих мест,
– нарушения техники безопасности.

5. Уборка рабочих мест, приведение в порядок оборудования, инструментов.

6. Выдача домашнего задания:
– оформить дневник.