Профориентация в системе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися я обнаруживаю отсутствие психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся нет проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Иногда не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья. А это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни. Поэтому очень важно помочь подростку определиться с тем, чем он сможет заниматься после окончания школы, и для этого мы, совместно с социальным педагогом, родителями применяем различные профориентационные методики.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Вадима Андреевича Крутецкого, Алексея Николаевича Леонтьева, Константина Константиновича Платонова, Станислава Густавовича Струмиллина. Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Татьяны Александровны Шишковец, Валерии Сергеевны Мухиной.

Эта тема актуальна, потому что в условиях всеобщего “отрыва” детей от семьи именно школа призвана обеспечивать развитие делового инициативного предприимчивого человека, способного реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях.

Моя цель, как классного руководителя:

  • создать условия для воспитания сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание действенной профориентации, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями учащихся.

Задачи:

  • сформировать у учащихся знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
  • сформировать положительное отношение к труду;– сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности формирования общественно значимых мотивов выбора профессии.

Для реализации этих задач я пользуюсь следующими методами:

1.  Информационно-справочные, просветительские методы:

  • профессиограммы – краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками;
  • использование средств массовой информации;
  • различные "ярмарки профессий";

2.  Методы профессиональной психодиагностики:

  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • "личностные" опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации об учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
  • психофизиологические обследования;
  • "профессиональные пробы";
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
  • использование для исследования работника различных тренажеров;

3.  Методы морально-эмоциональной поддержки обучающихся:

  • группы общения;
  • тренинги общения;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
  • "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий.

4.  Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

  • построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
  • построение системы различных вариантов действий;
  • использование различных схем альтернативного выбора

Система профориентационной работы классного руководителя включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

Я считаю, что большая роль в профпросвещении принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.

2. Профессиональная консультация.

3. Профессиональный отбор (подбор).

4. Социально-профессиональная адаптация.

Я считаю, что ключевым понятием в профориентационной работе является определение профессионального самоопределения.

Самоопределение – процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:

Первый этап включает работу по профессиональной ориентации с учащимися 4-6-х классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком методическом уровне. Экскурсии в различные институты и на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6-х классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

Второй этап 7-8-е классы – работа по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8-х классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной деятельности.

Третий этап 9-10-11-е классы – это этап профессионального самоопределения школьников. Здесь идёт организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности [19, c. 54].

Таким образом, выделенные направления и этапы профориентации работы помогают мне определить профессиональную направленность личности.

Значительное место в моей работе со школьниками по профориентации занимают беседы. Их посвящаем ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика беседы отвечают возрастным особенностям школьников и охватывают круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы провожу по следующему плану, который выделила Т.А. Шишковец [27, с.116]:

1. Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель. Мы с ребятами посещали мини пекарни г. Тары; сельскую пекарню почту; магазин, где хозяином является мой бывший выпускник; ездили на поле, где воочию видели работу хлебороба; не обошли стороной и предприятие “СИБлес”.

Еще одна форма профориентационной работы – лекции о профессиях. Данную форму применяю при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции использую для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. Она должна быть достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современные состояния развития отраслей производства.

Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкетирование было анонимным, публичным, открытым и закрытым, предъявлялись учащимся, родителям, педагогам. Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д.

Следующим важным методом является тест. Тест – может быть представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития тех или иных свойств и качеств личности. Существует множество диагностических методик для изучения профессиональной направленности личности.

Н.В. Тельтевская выделяет 6 основных диагностик профессиональных предпочтений старшеклассников:

  • дифференциально-диагностический опросник (по Климову);
  • опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);
  • определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);
  • стремление к успеху (методика Эллерса);
  • определение направленности личности (опросник Басса);
  • психогеометрический тест (методика Деллингер) [23, с.124].

Все эти методики я использую в своей работе.

Заключение

Роль классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь школьникам осознать их склонности и способности. Направить развитие их профессиональных интересов. Помогаю родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Я в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подбираю комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Наработанные мною материалы по программе профориентации для обучающихся направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Результаты способствуют повышению эффективности профессиональной ориентации школьников, а также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и в консультировании старшеклассников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дереклеева И.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10–11 классы)/ под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО,2006.
  2. Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения/ Н.Ф. Дик, Т.Н.Дик.– 3-е изд., перераб. и доп.– Растов-на-Дону, Феникс, 2006.
  3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга. 2006.
  4. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: – Педагогика, 1983.
  5. Исмагилова Ф.С. Основы профориентационного консультирования: Учеб. пособие, Екатеринбург, 1999.
  6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.
  7. Крылова А.А., Маничев А.С. практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер. 2002.
  8. Кухарчук А.М., Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – М.: Белорусская навука.2000.
  9. Лукочагский А.В. О воспитании и образовании. М.,1991.
  10. Майерс Д. Социальная психология. Спб: Питер.1999.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
  12. О профессиональной ориентации молодежи // “Отдел кадров”,№3(14)от 01.03.2002.
  13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение,1987.
  14. Примакова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Примакова, И.С. Пряников. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  15. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во НПО “Модек”, 2002.
  16. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже.– М.: “ВАКО”,2006.
  17. Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, “МОДЭК”,1996.
  18. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.
  19. Резапкин Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самооределения для подростков.– М.,2000.
  20. Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.
  21. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.
  22. Степанский В.И. Психология проблемы выбора и профориентации. М., 1998.
  23. http://festival.1 september.ru/articles/412720/
  24. http://www.glossaru.ru
  25. http://wiki.ru
  26. http://portal.ru