Урок доброты "Берегите своих матерей"

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать духовно-нравственные качества личности младших школьников.

Задачи:

  • воспитывать чувство уважения и заботы к самому родному человеку – матери;
  • формировать проявление нравственного поведения в данной жизненной ситуации;
  • развивать познавательную активность младших школьников, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю,
  • формировать культуру общения школьников;
  • расширять и обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация (Презентация), снежинки, сердечки, пословицы на рыбках (Приложение 1), слова для словарной работы (Приложение 2), шары.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Мне очень приятно всех вас видеть. Сегодня в вашем классе много гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь. Я приглашаю вас в Северное царство Доброты.

II. Постановка цели занятия

– Мы будем учиться совершать добрые поступки, быть заботливыми, чуткими, внимательными, а также познакомимся с творчеством народов Крайнего Севера.

III. Введение в тему (Слайд 2 (щелчком) звучит музыка):

– За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Мне страшно. Я не знаю, что я должен делать в этом мире?

Бог ответил:

– Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.

(Слайд 2 (щелчком) – на экране появляется женщина – ангел)

– Но я не понимаю его язык.
– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
– А как зовут моего Ангела?
– Неважно, как его зовут.

Ты будешь назвать его: мама.

(Слайд 2 (щелчком) – на экране появляется слово “мама”)

IV. Работа со сказкой “Кукушка”.

– Мама! Мамочка! Так мы называем своего родного и любимого человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш – слово “мама”. На всех языках мира оно звучит ласково, тепло, нежно. Именно из маминых уст ребенок слышит первые в своей жизни песни.

Отрывок из песни “Мама, ты подарила мне зарю”,на экране сменяются фотографии матери с ребенком.

(слайд 3, щелчком менять фотографии.)

– Ребята, что ваши мамы делают для вас?
– А вы как ей помогаете?
– Молодцы, ведь каждая мама нуждается в помощи своего ребенка, просто не всегда говорит об этом.
– Я хочу вам познакомить с историей одной семьи из сказки чукотского народа “Кукушка”.

Обращается внимание на надписи на доске: “Чукотская народная сказка “Кукушка”, “Чукчи – немногочисленный коренной народ, проживающий на Северо-Востоке России”.

– Чукчи – это народ, который, как и мы, проживает в суровых условиях Магаданской области. Сегодня я пришла в этом красивом наряде, который одевают чукотские женщины на праздник.
– Сказку “Кукушка” встретить в фольклоре и других северных народов.
– Сейчас мы посмотрим вы посмотрите начало этой сказки, а я посмотри, какими вы будете внимательными.

Просмотр первой части фильма (Слайд 4).

– Молодцы, вы такие были внимательные. Скажите, какой в этой сказки изображена мама?
– Как она заботится о своих детям?
– Скажите, какие у нее дети?
– А что они делают по дому?
– Давайте посмотрим, что же произошло дальше в этой семье.

Просмотр второй части фильма (Слайд 5).

– Какие чувства вызвала у вас сказка?
– Что случилось с мамой?
– Как себя чувствовала мама, когда заболела?
– Как вели себя дети, когда мама заболела, что они делали?
– Что потом случилось с мамой?
– Как вы относитесь к поступкам этих детей?
– Выберите слова, которые характеризуют детей.

На доске помещены карточки со словами: трудолюбивые, неблагодарные, заботливые, злые, жестокие, милосердные, добрые, безжалостные. Дети называют слова, учитель помещает их в отдельную группу.

– Какими еще словами мы можем описать этих детей? (Бесчувственные, беззаботные.)
– Как вы думаете, почему же они все-таки побежали за мамой, которая стала кукушкой? (Слайд 6)
– Конечно, они поняли и раскаиваются, что обидели свою маму. Но поняли слишком поздно. Ребята, а вам жалко этих детей?
– Давайте поможем им вернуть маму. Отправимся за мамой в тундру.
– Смотрите, кого мы встретили на нашем пути. Вы знаете, как зовут этих забавных зверушек?

На экране изображение леммингов (мама и дети) (Слайд 7).

– Это лемминги, грызуны, живущие в тундре.

На доске помещается карточка “Лемминги – это маленькие пушистые грызуны, проживающие в тундре”.

– Давайте с ними поздороваемся.
– Помогите, нам, пожалуйста, найти маму-кукушку, которая улетела от своих детей.

(Слайд 7 (щелчком) голос лемминга):

Лемминг. Конечно, я вам помогу. Только выполните, пожалуйста мою просьбу. Мы, лемминги, всю зиму проводим под снегом, добывая себе пищу и прячась от врагов. А сейчас снега очень мало, укройте нас, пожалуйста, снежным покрывалом.

V. Игра “Нежное слово”.

– Поможем леммингам. У вас на партах лежат снежинки. Мы соберем их вместе. Каждая снежинка – ласковое слово о любимой маме.

Учитель первым берет снежинку и говорит “Нежная”. Дети продолжают.

(Слайд 7 (щелчком) на экране появляется сугроб и голос лемминга):

Лемминг. Спасибо вам, ребята. Отправляйтесь к белой медведице, она вам поможет.

– Спасибо.

На экране изображение белой медведицы с медвежатами (Слайд 8).

– А вот и медведица со своими детками. Давайте поздороваемся с мишками и попросим нам помочь.

(Слайд 8 (щелчком) голос медведицы):

Белая медведица. Здравствуйте, ребята. Я отвезу вас к сове, она все знает. Только все силы я потратила, пока выкармливала своих детенышей. Покормите нас, пожалуйста.

– Ребята, а чем питаются белые медведи?

VI. Работа с пословицами.

– Пока братья ловят рыбу, мы тоже потрудимся. У вас на партах лежат карточки. Найдите парные.

На партах лежат половинки рыбок, на которых написаны пословицы “ При солнышке тепло, при матери добро”, “Нет милее дружка, как родная матушка”, “Птица рада весне, а младенец матери”.

– Что получилось? (Рыбки.)
– Что написано на этих рыбках? (Пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
– …, найди эту пословицу на моем столе и помести на доску.

Аналогично со второй и третье пословице.

– О ком эти пословицы?
– Конечно, эти пословицы о маме, о любви к ней.
– А кто знает еще пословицы о маме?
– Тогда поищите дома такие пословицы. В каждой вы найдете слова любви к маме.

(Слайд 8 (щелчком) на экране возле медведицы появляются рыбки и голос медведицы.)

Медведица. Спасибо вам большое. А теперь я вам помогу. Отправляемся в путь.

VII. Игра “Пожелания для мамы”.

На экране изображение совы с совятами (мама и дети) (Слайд 9).

– Перед нами полярная сова со своими совятами. Здравствуйте, вы знаете, где можно найти маму-кукушку, которая улетела от своих детей?

(Слайд 9 (щелчком) голос совы):

Сова. Здравствуйте, дети. Конечно, я знаю, где ваша мама и покажу ее вам. Но я должна быть уверенна, что вы любите свою маму и желаете ей добра.

– Давайте возьмем сердечки и выскажем пожелания для своих мам. Можно я сделаю это первой? Я хочу, чтобы мама жила долго-долго.

Дети высказывают свои пожелания.

(Слайд 9 (щелчком на прямоугольник слева) голос совы):

Сова. Я вижу, что вы действительно желаете добра своей маме. Вот она.

Появляется изображение кукушки (слайд 10).

– Дети нашли свою маму. Но она может так и остаться птицей, если не увидит, как они ее любят. Давайте на сердечках напишем самые главные слова для мамы …. “Я тебя люблю!”

(Слайд 9 (щелчком на прямоугольник слева – песня).

Под припев из песни “День рождения мамы” дети пишут на сердечках.

– Поднимите свои сердечки повыше, пусть мама их увидит.

(Слайд 11, 12. На экране кукушка превращается в маму. Дети бегут к ней, говорят, что любят ее и просят прощения. По окончании песни под музыку учитель говорит слова):

– Вот и закончилась наша сказка. Спасибо вам, ребята, у вас такие добрые сердца, вы помогли детям из сказки, чтобы они узнали, как нужно относиться к своей маме.

(Слайд 13. Появляется изображение мамы с ребенком).

– Мама – самый близкий и дорогой человек. Нежно любите, уважайте, берегите ее, не причиняйте боли словами, поступками. По мере сил облегчайте жизнь своей маме, и она будет счастлива. Ребята, берегите своих матерей! (Слайд 14)

VIII. Итог занятия.

– Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Как же мы должны относиться к своим мамам, заботиться о них?
– Мы сказали очень много добрых слов о маме. Какой праздник вы отмечали в это воскресенье в ваших семьях? (Слайд 15)
– Поздравляли вы своих матерей?
– Молодцы, почаще говорите маме о своей любви.

Принесите сегодня эти сердечки и шарики домой, подарите своей маме с любовью.

(Слайд 16. Под припев из песни “Яблоки для мамы” учитель вручает детям шары с надписью “Мама, я тебя люблю”)

Литература.

  1. Лопатина А.А., Скребцова М.В. “Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)”, М, 2003.