Урок чтения по теме "Звук и буква "К"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Познакомить с особенностью произношения звуков [к], [к']. Буквы «К, к».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с особенностями произношения звуков [к], [к'];
  • помочь освоить понятие «парные согласные», «гласные» и «согласные» звуки и их отличительные особенности;
  • продолжить формирование умений работать с учебником;
  • развивать умения выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • развивать навык чтения

Воспитательные:

  • содействовать профилактике утомляемости учеников;
  • формировать умение работать в паре, группой;

Развивающие:

  • развивать у детей умение выделять главное, сравнивать и обобщать, логически излагать мысли;
  • развивать навыки самостоятельной работы школьников;
  • развивать речь учащихся

Оборудование:

У детей: квадраты для звуко-буквенного анализа слов, сигнальные карточки светофорики, учебник «Букварь».

У учителя: мультимедийный проектор, презентация к уроку, таблички с названиями вагонов №1, №2, №3, (Приложение 1), фишки-карточки (Приложение 2), сигнальные карточки-светофорики (Приложение 3), корзина, яйца с сюрпризом, лента букв (Таблица).

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 4, слайд 1)

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Артикуляционная гимнастика и фонематическая зарядка.

– Давайте проведем для начала небольшую фонематическую гимнастику для наших губ и язычка.

1. Тянуть губы прямо к ушкам
    Очень нравится лягушкам
    Улыбаются, смеются…
    А глаза у них как блюдца.

(Учитель показывает детям, они повторяют.)

2. Надуваем туго шарик
    Шарик круглый и большой
    Лопнул шарик, воздух вышел,
    Шарик тонкий и худой.

3. Как поёт петух? (Ку-ка-ре-ку!)
    Как квохчет курица? (Ко-ко-ко)
    Как квакает лягушка? ( Ква-ква-ква!)

3. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с 12 буквой в алфавите. Угадайте какой? (Учитель загадывает загадку.)

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит
Буква К на нас глядит. (Слайд 2)

– На уроке мы будем соотносить звук и букву К. Развивать фонематический слух. Быть внимательными и активными на уроке, а главное выполнять все задания.

– Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну «Букварию» на красивом паровозике из «Ромашково». И так давайте занимать свои места в вагонах.

(Учитель расставляет таблички с номерами вагонов по рядам).

1 ряд – вагон № 1
2 ряд – вагон № 2
3 ряд – вагон № 3

– Садитесь по удобнее, спинки держите прямо, ножки поставьте ровно. Готовы? (Да!) Отправляемся! (Слайд 3)

3. Повторение пройденного материала.

– Мы с вами прибыли в страну «Букварию» (Слайд 4)

– В этой стране есть 2 города. Один называется – Буквоград, а другой -Звукоград. Для того чтобы отправиться в эти города нужно вспомнить правила о звуках и буквах. В Звукограде живут звуки. (Слайд 5)

– В районе гласных звуков есть 2 улицы. Чем они отличаются? (Слайд 6)

– Какие гласные буквы дают два звука? (Ответы детей.) (Слайд 7)

– Какие звуки указывают на твёрдость?

– Какие на мягкость?

– А теперь отправимся в район согласных звуков. Они тоже живут на 2 улицах.

– Каких? (Слайд 8) (Ответы детей.)

– Что мы знаем о согласных звуках? (Звонкие – глухие, парные – непарные, твёрдые – мягкие.)

– Молодцы, ребята. В Буквограде живут буквы. Они тоже живут в разных районах.

– Какие буквы живут в районе гласных букв? (Ответы детей.) (Слайд 9)

– Сколько гласных букв вы знаете? (10.)

– А куда поселилась буква К?

– Чем отличается буква от звука? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим.)

4. Работа со звуком (К).

– И так отправляемся в город Звукоград.

1. Произношение звука (К).

– Давайте произнесём звук (К).

Губы приоткрыты. Язык прижался к нижним зубам. Приложите ладошку к губам и вы почувствуете тёплый воздух бьёт по вашей ладошке.

2. Характеристика звука (К).

– Как вы думаете какой это звук? (согласный, парный, глухой, может быть мягким или твёрдым).

– В каких случаях звук твёрдый? (когда стоит рядом с буквами а. о, ы, э, у)

– А в каких он мягкий? (когда стоит с буквами я, е, ё, ю, и, и ь ) (слайд 10)

3. Нахождение звука в словах.

– А сейчас мы посмотрим, где может находиться звук (К) в словах.

– Отгадай те загадки:

1. Эту букву любят гномы
    Книги называют домом
    А она одевшись в мех
    Прячет под листвой орех. (Белка) (слайд 11)

2. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел
    А он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (слайд 12)

3. Если ты его отточишь
    Нарисуешь всё, что хочешь
    Солнце, море, горы, пляж…
    Что же это? (Карандаш) (слайд 13)

4. Не куст, а с листочками
    Не рубашка, а сшита
    Не человек, а разговаривает. (Книга) (слайд14)

5. Он сети, как рыбак готовит,
    А рыбы никогда не ловит. (Паук) (слайд 15)

6. Не кузнец, а с клешнями. (Рак) (слайд 16)

(По мере отгадывания учитель вывешивает на доску слова-отгадки)

– Молодцы. Итак, где вы услышали звук (К) в словах? (Вначале слова, в середине, в конце).

Физкультминутка

– Вы наверное устали? И поэтому все встали. Проведём физминутку и заодно закрепим свои знания.

– Я буду говорить слова, а вы если услышите звук (К) вначале слова – хлопайте, в конце – топайте, а в середине – прыгайте и хлопайте. Готовы?

(КРЫША,ЛАВОЧКА,КАША,СОК,ПЕЧКА,КИСЕЛЬ,ЛУК,РЫБКА,ПАУК,КАРУСЕЛЬ,ОГУРЧИК,КОТ,МОЛОКО,УЧЕНИК,СОБАКА.)

– Молодцы.

4. Составление звуковых схем.

– Теперь мы будем учиться составлять звуковые схемы со звуком (К).

– Откройте учебник на стр.81.

– Что изображено на картинках? (Брюки и карта)

– Выполните следующее задание:

1 вариант: звуковая схема слова – КАРТА
2 вариант: звуковая схема слова – БРЮКИ

– Выложите на столе фишками – катрочками звуковые схемы этих слов.

– Проверьте друг у друга. (слайд 17)

– Оцените работу товарища с помощью сигнальных– светофориков.

Зелёный – верно выполнено задание
Красный – неверно выполнено задание.

– Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями в Звукограде.

– Отправляемся в город Буквоград.

– По дороге, давайте посмотрим в окошко. Обратим внимание на небо. Как там плывут облака. Давайте полюбуемся ими.

Физкультминутка для глаз «Облака» (слайд 18)

5. Работа с букой (К).

Мы прибыли в город Буквоград. В нём живёт буква (КА).

1. Чтение слогов.

– А сейчас мы будем учиться читать слоги с буквой (КА). Ребята смотрите нас встречает тётушка Сова. Давайте её послушаем. (слайд 19).

– Какие слова вы услышали на букву (Ка)? (Ответы детей: корова, квакушка, кукушка, капюшон, кукушонок.)

– Молодцы! А теперь давайте прочтём слоги,

(Учитель говорит, ученики повторяют.)

Ка – слайд 20
Кя – слайд 21
Ко – слайд 22
Кё – слайд 23
Ку – слайд 24
Кю – слайд 25
Кы – слайд 26
Ки – слайд 27
Кэ – слайд 28
Ке – слайд 29

– В учебнике слоги читают хором – девочки, а затем – мальчики.

2. Чтение слов по слогам.

– Теперь мы будем учиться читать слова по слогам. Внимание на доску.

Читаем хором.

Со-ба-ка (слайд 30)
Ут-ка (слайд31)
За-мок (слайд 32)
Па-ук (слайд 33)

– Ребята, как же нужно делить слова на слоги?

– С помощью чего мы можем это сделать? (с помощью подбородка)

– По какому правилу мы делим слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Молодцы! Сейчас я и проверю вас как вы усвоили это правило.

Задание. Я разделила слова на слоги. Вы должны собрать эти слоги, чтобы у вас получилось слово. Подсказкой для вас будет картинка на обратной стороне.

Задание даю каждому вагончику.

1 вагончик – земляника (слайд 34)
2 вагончик – одуванчик (слайд 35)
3 вагончик – яичко (слайд 36)

(Учитель раздаёт задание каждому ряду).

– Молодцы, отлично справились с этим заданием.

3. Работа над предложением.

– Послушайте, что я сейчас сказала.

КУРОЧКА РЯБА СНЕСЛА ЯИЧКО.

(Дети: Предложение.)

– Что такое предложение? (Это 2 или несколько слов связанных по смыслу).

– Кто пойдёт к доске и начертит схему этого предложения. Почему в схеме есть вертикальные линии? Что они обозначают? (Имена пишутся с большой буквы. Заглавная буква в начале предложения).

– Кто придумает предложение на букву (КА)? (Ответы детей)

– Ребята, а в какой сказке есть предмет ЯИЧКО? (Курочка Ряба).

– Кто мне расскажет сказку про Курочку Рябу. (Ответы детей)

– Ребята, а Курочка Ряба приготовила для вас задание. Обратите внимание на стены в нашем классе. На них расположены буквы.

– Буквы рассыпались и слова не получились. Давайте поможем Курочке Рябе составить слова.

(На одной стене К О Р А, на другой К О Н И) Все дети составляют слова.

– Молодцы, ребята. За это в конце урока курочка вас отблагодарит.

– Какие вы знаете сказки, которые начинались бы на букву (КА)? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями в этом городе.

Пришло время отправляться обратно в класс. (Слайд 37)

6. Итог урока.

– Итак, мы в классе.

– Давайте подведём итог урока.

– С каким звуком мы сегодня познакомились? (К)

– Дайте характеристику этому звуку?

– С какой буквой познакомились?

– Что понравилось больше всего на уроке?

7. Рефлексия.

– А теперь оцените свою работу на уроке с помощью сигналов светофора.

Зелёный – всё запомнил на уроке и со всеми заданиями справился
Жёлтый – не всё получалось на уроке
Красный – было трудно выполнять все задания.

(Дети оценивают себя).

– Ребята, Курочка Ряба для вас тоже снесла по одному яичку. Не простому, а золотому. И нашим гостям тоже.

(Учитель раздаёт всем по одному яичку.)

– Ребята, вы сегодня на уроке были активны, внимательны, хорошо справлялись со всеми заданиями.

– На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. (Слайд 38)