Классный час на тему "Поговорим о доброте"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • развитие представлений учащихся о добре и зле;
  • воспитание стремления совершать добрые дела;
  • развитие самооценки.

Подготовительная работа:

  • плакаты с пословицами и высказываниями: “Доброе слово человека, что дождь в засуху”; “Не одежда красит человека, а его добрые дела”; “Человек живет век, а доброе дело – два”, “Спешите делать добро”;
  • чашечные весы, таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь и “капельки”-игрушки – добрые дела учащихся;
  • лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Ход классного часа

I. Вводная беседа.

– Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель... (дети продолжают).
– Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье... (дети продолжают).
– Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей.)

1-й ученик.

 Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

2-й ученик.

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?

3-й ученик.

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

II. Путешествие на Планету Добра.

– Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра.
– Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
– А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
“Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять”.
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!

– Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям вовеки
Не делает зла.
(Р. Сеф)

– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

III. Беседа по содержанию стихотворения “Любочка”.

– Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто “Любочка”. Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперед.
Говорит она толкаясь:
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места!
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей ее красе.

– Какая же Любочка на самом то деле? (Ответы детей.)

IV. Беседа “Значение добрых слов”.

Есть пословица: “Доброе слово и кошке приятно”.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)
– Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова, слова еще называют “волшебными словами”. Почему? (Ответы детей.)
– А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”. Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.) Какие добрые, “волшебные слова” звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.) Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово “добро”:

– Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.) В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
– А знаете ли вы историю слова “добро”? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как “Дать добро” и “Получить добро”. А понятен ли смысл этих слов вам? Дать добро – дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
– Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
– Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?!
– Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”:

– Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ. (Ответы детей.)

– Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. А еще, ребята, вам необходимо помнить начатое дело нужно доводить до конца.
– Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете стлать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе
– Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей) Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)
Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка – добрая душа”.

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

– А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте:

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить
и некоторые глухие могут слышать.
Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,
тому нет времени быть добрым.
Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры,
мы не всегда счастливы.

V. Игра “Сказочный герой – добрый или злой?”

– Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
– А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.

VI. Добро и зло на чашах весов.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

– Как мы назовем эту картину? (“Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро победило зло”.)
– Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

VII. Подведение итогов.

–  Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.