Урок-путешествие на тему "Умножение и деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить изученные правила умножения и деления десятичных дробей;
  • повторить правило нахождения среднего арифметического чисел;
  • закрепить применение правил действий с десятичными дробями;
  • отработать навыки решения задач, уравнений;

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки, мышление;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
  • способствовать развитию у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • осуществлять взаимоконтроль;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать умение выслушивать других;
  • воспитывать самостоятельность;
  • создавать ситуации успеха;
  • формировать уверенность в своих знаниях.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация MO Power Point, рабочие листы, цветные фломастеры

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты).

Презентация.

(Слайд 1) На предыдущих уроках мы с вами решали много упражнений на тему “Умножение и деление десятичных дробей”. Сегодня мы с вами закрепим правила выполнения действий с десятичными дробями. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

(Слайд 2) Урок у нас будет необычный. Мы с вами отправимся в путешествие в королевство “Десятичных дробей”, которое омывается двумя океанами Делением и Умножением. В этом путешествии мы с вами покажем все свои знания, навыки, проявляя находчивость и смекалку.

– Положите перед собой рабочие листы, которые лежат у вас на столах. На них даны задания, которые вы должны выполнить за урок. Рядом с каждым заданием – кружок. Если задание выполнено самостоятельно и верно, зарисуйте его красным, если выполнено с недочетом – зеленым, если не выполнено или списано с доски – не закрашенным.

2. Актуализация знаний (3 минуты).

– А готовы ли вы к путешествию? Чтобы попасть в королевство Десятичных дробей, нам надо открыть сказочные врата. А для этого выполним задания: “Продолжи предложение”.

  • (Слайд 3)Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь, нужно…
  • (Слайд 4)Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число…
  • (Слайд 5)А как разделить десятичные дроби…
  • (Слайд 6, Слайд 7)

5,4:10 =...
456,9˖10 = ...
87,4˖10 =...
907:0.001 =...

– А эти примеры мы будем решать, применяя те же правила или есть специальные?
– Итак, с заданием справились, двери в сказочную страну открылись.

3. Устный счет (5 минут).

(Слайд 8) В далеком королевстве жила-была королева Дробь. Она строго следила за своими верноподданными – десятичными дробями. Давайте поможем королеве проверить, все ли в порядке в ее государстве.

(Слайд 9 )Задание 1. Проверьте, не вычисляя, правильно ли расставлены запятые.

0.5˖5,3 = 265
81˖3,7 = 29,97
5498˖0,01 = 5,498
678˖10 = 67,8
871,9:100 = 8719
980,84:0.1 =98084

(Слайд 10) Задание 2. Не производя вычислений, найдите в каждой тройке чисел их среднее арифметическое и подчеркните его.

а) 1, 2, 3;
б) 0,5, 0,25, 0,75;
в) 150, 50, 100.

Задание 3. Сколько цифр вы должны отделить запятой в каждом произведении? Запишите в рамках число отделяемых цифр.

4. Обобщение и систематизация знаний (31 минута).

(Слайд 11) Гуляла однажды королева по своим владениям, любовалась красотами родной земли, слушала пение птиц.

(Слайд 12) Как вдруг налетели тучи темные, затмили солнце ясное. Прилетел Змей Горыныч и унес прекрасную королеву в свой далекий замок. Огорчились жители королевства и обратились за помощью к учащимся 5 “а” класса: “Помогите нам, ребята, вызволить нашу королеву”.

– Ну что, поможем королеве?

(Слайд 13) Путь в страну Змея Горыныча лежит через темный лес, всюду слышится вой волков, уханье сов и скрип старых могучих деревьев. Но вот тропинка, она выведет нас на поляну. (Слайд 14 )На поляне той стоит огромный камень, а на камне том уравнения написаны. Решите их – пропустит нас нечисть дальше.

(Слайд 15) Задание 4.

1в. 5,04:(104,2 – х) =1.2

2в. 1.2х + 4,5 – 0,7 = 1.01

Решение. (Слайд 16)

– Молодцы! (Слайд 17) Продолжаем двигаться дальше сквозь дебри. Встретилось нам дерево огромное, да непростое, а живое. Путь преграждает, ветками машет. И говорит нам древень: “Пока с заданием моим не справитесь, не пропущу вас дальше”.

(Слайд 18)Задание 5.

Вот мои три брата – древня. У первого 255 ветки, у второго в 1,2 раза больше, а у третьего – в 2,5 раза меньше, чем у первого. Сколько в среднем веток у каждого древня?

Решение. (Слайд 19)

– Мы отлично справились с заданием!

5. (Слайд 20) Физкультминутка (1 минуты).

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

– Мы можем продолжить путь к освобождению королевы Дробь?

(Слайд 21)Давайте выбираться из дебрей. Долго ли мы шли, коротко ли, как вдруг перед нами избушка на курьих ножках появилась. А в ней вредная Баба-Яга свою добычу поджидает. И говорит она: “Пропущу вас и не трону, если задание мое выполните”.

(Слайд 22)Задание 6.

Упростить выражение и найти его значение.

1в. 6,4х + 5,8х + 1,3, при х = 2,7

2в. 7,3у + 5,2 + 1,4у, при у = 7,2

– Ребята, решая это задание, вы не только спасаете королеву, но и готовитесь к ГИА.

Решение. (Слайд 23)

– Мы справились! (Слайд 24) Пропустила нас Баба-Яга и в помощь свой клубок волшебный дала. Давайте спросим у клубка: “Далеко ли нам идти осталось, чтоб королеву Дробь спасти?”. (Слайд 25) И отвечает клубок человеческим голосом:

Задание 7.

Если вы будете идти со скоростью 3,5 км/ч, а вам навстречу вылетит Змей Горыныч со скоростью 15,8 км/ч, то встретитесь вы через 48 мин.

Решение. (Слайд 26, 27)

– Итак, мы узнали, какой путь нам еще предстоит, так скорее в дорогу! (Слайд 28) Шли мы степями, лугами, озерами… И вот, наконец, мы добрались до горы, на которой замок неприступный стоит. (Слайд 29) Чтобы взобраться на гору и победить Змея Горыныча, нам нужно выполнить последнее задание.

– Давайте разделимся! Первый вариант забирается в гору слева, а второй – справа.

Задание 8. Составить выражение и найти его значение.

– Здорово, мы отрубили три головы Змею! (Слайд 30) Мы победили и спасли прекрасную королеву. (Слайд 31) С торжествами и празднествами встречали свою повелительницу жители королевства. А королева в благодарность за свое спасение не пожалела для нас целого сундука с сокровищами. Как вы думаете, какие сокровища вы получили на сегодняшнем уроке?

6. Итоги урока. Рефлексия. Оценки (3 минуты).

– Какие знания понадобились вам?
– Какие задания получались лучше всего?
– Какие трудности испытывали?
– Как их преодолевали?
– Что понравилось на уроке больше всего?
– Какими словами можете выразить свое настроение?
(Слайд 32) А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого посчитайте красные кружочки, в конце рабочего листа напишите их количество, посчитайте зеленые кружочки, в конце рабочего листа напишите их количество, посчитайте не закрашенные кружочки, в конце рабочего листа напишите их количество.

Поднимите руку, у кого 5 красных кружков – оценка “5”, у кого 4 красных кружка – оценка “4”, три красных кружка – оценка “3”. Поставьте эти оценки в дневник.

7. Домашнее задание (1 минута)

Задания на индивидуальных листах.

(Слайд 33)  Поблагодарить за урок.

Приложение 1.

Приложение 2.