Алюминий, его физические и химические свойства

Разделы: Химия

Цель урока: изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла, выяснение способа его получения на основе имеющихся у учащихся знаний.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.
  2. Показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем металлической связи и особенностей кристаллического строения.
  3. Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном в состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.

Развивающие:

1. Возбуждать интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.
  2. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.
  3. Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.
  2. Формировать умения работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.
  3. Знакомить учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: алюминий металлический, сера, йод, растворы кислот и щелочей, образцы природных соединений и сплавов алюминия, штатив с пробирками, колбы, спиртовка, бенгальские свечи, кусок алюминиевого провода, наждачная бумага, фольга.

Средства обучения: Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.; мультимедийная презентация (Приложение 1); “Мультимедийное приложение. Виртуальная лаборатория.”; рабочая карточка учащегося (Приложение2).

1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.

Откройте тетради с домашним заданием.

На дом вам задавали параграф 12, упр 2 а и б.

Слайд №2

3. Император Наполеон III на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки? (Из алюминия). Слайд №3.

Правильно, тема урока “Алюминий”

Мы сегодня познакомимся с алюминием, историей открытия (слайд № 5), его физическими, химическими свойствами.

Слайд №4

4.Физические свойства алюминия.

“Существует только один заменитель воображения – опыт”. Д. Берджес

Лабораторная работа по теме: “Физические свойства алюминия”.

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.

Изучение алюминия начинаем с определения его физических свойств.

Цель исследовательской работы: изучить физические свойства алюминия, выявить закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

Инструктивная карта.

Задание

Изучите физические свойства по плану:

1. Определите агрегатное состояние вещества при н. у.
  2. Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?
  3. Определите плотность по справочным таблицам и сделайте вывод: является ли алюминий лёгким или тяжёлым?
  4. Определите пластичность.
  5. Является ли проводником тока?
  6. Обладает ли ковкостью?
  7. Определить: тугоплавкий или легкоплавкий.

Выявите закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

Слайд №6

Результат исследований поместите в таблицу.

Физическое свойство Область применения
Лёгкий Самолётостроение
Пластичный Кухонная посуда
Хороший проводник электрического тока Электрические провода
Ковкий Фольга для пищевых продуктов

Учащиеся рассматривают металлический алюминий и характеризуют его физические свойства: белый, лёгкий, пластичный, хороший проводник электрического тока, = 2,702 г/см3 , tплавл = 660 0С. Следовательно, этот металл тугоплавкий или легкоплавкий?

Ответ – легкоплавкий. Ковкий, он легко вытягивается в тончайшую проволоку и прокатывается в тонкие листы. Демонстрирую фольгу для пищевых продуктов.

Вывод.

Т.о. мы видим, что алюминий используется во многих областях народного хозяйства. Слайд № 7

И изделия из алюминия производят в Хабаровском крае на заводе строительных алюминиевых конструкций.

Слайд № 8

5. Строение и свойства атома алюминия.

Учащиеся характеризуют положение элемента в ПСХЭ, составляют электронную формулу, дают общую характеристику элемента. (Протонов 13, электронов 13, нейтронов 14, электронных слоёв 3, число электронов на внешнем уровне 3). Слайд № 9, 10.

Следовательно, алюминий с лёгкостью отдаёт 3 электрона, проявляя при этом постоянную ст. ок. +3. Алюминий сильный восстановитель. Легко окисляется.

6. Хим. свойства Al.

Какую информацию о свойствах металлов можно получить на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов?

Металлы в нём расположены в порядке убывания восстановительных свойств при реакциях в водных растворах в стандартных условиях. Металлы, стоящие до Al, взаимодействуют с водой с образованием щелочей. Они очень активны.

Слайд № 11

Al – единственный активный металл, который используется в быту в чистом виде, т. к. он покрыт тонкой оксидной плёнкой очень прочной. Используется как абразивный материал.

Слайд №12

План рассмотрения хим. свойств алюминия:

1. взаимодействие с неметаллами (кислородом, бромом, йодом, серой, углеродом, азотом.) Демонстрирует учитель.

(Демонстрация горения бенгальской свечи)

Слайд №13

А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория.

С помощью самостоятельных исследований вы должны ответить на вопрос: является алюминий амфотерным металлом?

Обучающиеся делятся на группы и проводят исследования.

Лабораторная работа: “Химические свойства алюминия”.

Работу можно выполнять парами, можно индивидуально. Это зависит от обеспеченности кабинета оборудованием и реактивами. Проводится инструктаж по правилам безопасного проведения эксперимента:

• работа с кислотами и щелочами,
  • нагревание веществ,
  • чистота и порядок на рабочем месте,
  • внимательность.

Инструктивная карта.

1. Возьмите две пробирки. В каждую положите по кусочку алюминия. Прилейте в одну из них

1-2 мл раствора соляной кислоты, а в другую столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Пробирки слегка нагрейте. Запишите уравнения соответствующих реакций.

2. Кусочек алюминия поместите в пробирку. Прилейте 1,5 мл концентрированной серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

3. В пробирку поместите кусочек алюминия и прилейте раствор щёлочи. Содержимое пробирки нагрейте. Что происходит? Запишите уравнение реакции.

4. Результаты проделанной работы оформите в таблицу:

№ опыта

Исходные вещества

Результат

Уравнения реакций

На доске записываются уравнения реакций.

Слайд №14, 15.

Вывод: алюминий амфотерный, т. к. реагирует и с кислотами и со щелочами.

Закрепление.

Слайд № 16, 17, 18.

Домашнее задание

• обязательное: прочитать §13, задание № 1 на стр. 75;
  • дополнительное: задание № 2 на стр. 75;
  • творческое: создать презентацию на тему “Алюминий”.
  • Слайд №19

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они “хорошо” и “отлично”
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!

Слайд №20

Список литературы

1. Химия 9 класс. Металлы. Алюминий “Мультимедийное приложение. Виртуальная лаборатория”. Электронное учебное издание. Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы, М.: “Дрофа”, 2000.
  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия 9 класс, М.: Дрофа,2002.