Дидактические игры и пособия с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречается точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежна устарела.

Сегодня и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Надо помнить, что математика – одно из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создает условие для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Народная мудрость издала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактические игры с математическим содержанием в работе с ОНР направлены на решение задач по накоплению и активации словаря, отработки лексико-грамматических категорий, коррекции звукопроизношения, развитие чувства ритма и выразительности речи, совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, устранения недостатков слоговой структуры речи, обучению связной речи, развитие психических процессов.

Дидактические игры и пособия с математическим содержанием используемых мною в коррекционно-логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи.

Дидактические игры объединенные одним содержанием, где решаются задачи согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже, обогащение речи существительными и прилагательными.

Дидактическая игра: Сосчитай посуду

(Закрепление счета от одного до пяти)

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек

Дидактическая игра: Веселый счет

(Закрепление употребления слов: один – одна – одно, два – две)

одно – яблоко – два яблока
один лимон – два лимона
одна слива – две сливы

Дидактическая игра: Сосчитай игрушки

(Закрепление счета от заданного числа)

Счет вести до пяти
два мяча
две куклы
две пирамидки

Дидактическая игра: Скажи правильно

Было две белки – стало пять белок
было пять белок – осталось две белки

По всем лексическим темам в играх, решаю задачи по накоплению и активизации словаря, словоизменению существительных и прилагательных, закреплению надежных конструкций.

Игра в лото: Два и пять

(Закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа)

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображения предмета и определяют количество, называют словосочетания числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно назвал количество предметов и раньше других закрыл все карточки.

Дидактическая игра: Посчитай

(Закрепление счета в пределах пяти, словоизменение существительных и прилагательных)

Одна котлета, две котлеты, три котлеты, четыре котлеты, пять котлет
Одна жареная котлета, две жареные котлеты, три жареные котлеты, четыре жареные котлеты, пять жареных котлет
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

Дидактическая игра: Один – много

(Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже)

Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного или нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду – картинки с изображением одного предмета, во втором ряду – картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют чем отличаются серии картинок.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных закрепление формы множественного числа, провожу в следующей последовательности:

  1. Формы множественного числа с окончанием ы (стол – столы)
  2. Формы множественного числа с окончанием и (мяч – мячи)
  3. Формы множественного числа с окончанием а (дом – дома)
  4. Формы множественного числа с окончанием я (стул – стулья)

Содержание работы с ознакомлением и закреплением понятия: пара

Чтение стихотворения

Впереди
Детский сад пошел гулять.
Все встали в пары:
Петя – с Толей, Люся – с Галей
Женя – с Вовой, Сема – с Димой
Много пар.
А Маша осталась одна
А я с кем пойду?
Толя сказал:
Возьми Мишку Косолапова!
Маша взяла Мишку. Вот и пара
Эта пара лучше всех
Она и пойдет впереди всех

Дидактическая игра: Найди одинаковые

На столе в беспорядке пары носок, шнурков, перчаток, шапок, варежек.
Дети помогают разобраться и подбирают пару к каждому предмету

Дидактическая игра: Посчитай парами до десяти и обратно

(Закрепление счёта парами до десяти и обратно)

Два лимона, четыре лимона, шесть лимонов, восемь лимонов, десять лимонов, восемь лимонов, шесть лимонов, четыре лимона, два лимона.

Два желтых лимона, четыре жёлтых лимона, шесть жёлтых лимонов, восемь жёлтых лимонов, десять жёлтых лимонов, восемь жёлтых лимонов, шесть жёлтых лимонов, четыре жёлтых лимонов, два жёлтых лимонов.

Игры способствует обогащению словаря совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи.

Известно, что уровень развития речи зависит от сформированности, тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы.

В логопедическом кабинете имеются набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки которые сопровождает стихотворение для того, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Рыбка:

Рыбка плещется в воде
Плещется, играет

Телевизор:

Без телевизора скучно друзья
Но долго смотреть телевизор нельзя

Дидактическая игра: Сказочное королевство

(Знакомство с геометрическими фигурами, развитие мышления)

Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы вырабатывают умение выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Загадки

  • Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живут (стол)

Задачи – шутки

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

Сколько концов у палки? У двух палок?
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы
– Это вам на зиму, внуки
Рукавичек по две штуки
Берегите, не теряйте,
Сколько всех пересчитайте

Занимательные вопросы:

Дидактическое упражнение: Ответь на вопрос

Сколько у вороны лапок? У вороны две лапки
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у дятла голов?
Сколько у синицы клювов?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно – срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений о времени играет важную роль в их жизни. В формирование временных представлений включаю разделы: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года».

Например, в разделе: «Вчера сегодня, завтра» использую дидактическое упражнение: Придумай историю на тему «Вчера на рыбалке», в которой закрепляется понятие о дне прошедшем, используются глаголы прошедшего времени.

Формирую понятие «сегодня», развивать память, мышление помогает задание «Нарисуй, что мы сделали сегодня днем».

Пространство представляет собой одну из форм существования объективной реальности, которой ребенок овладевает в процессе развития. Использование линейки – трафаретки помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в пространстве:

  • располагать предметы в заданных направлениях
  • менять направление предметов
  • активно использовать пространственную терминологию и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (в, над, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т.д.)
  • анализировать и словесно описывать информацию о расположении предметов
  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память.

Одновременно решаются задачи на закрепление геометрических фигур:

Дидактические игры и пособия с математическим содержанием присутствуют в работе по развитию связной речи.

Дидактическая игра: Посчитай

(Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже) выделение итогового числа, развитие интонационной выразительности речи)

Оборудование: картинка: дом с крыльцом, пять деревьев

Рифмованный рассказ:

Маша и медведь
Встала Маша на крыльцо
Вот растет деревцо
Вот растет другое
Красивое такое
Стала Машенька считать
Насчитала ровно пять
Все деревья эти
Сосчитайте дети

Дети считают: одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Сколько деревьев возле дома?
Возле дома пять деревьев.

Дидактическая игра: Кондитерская фабрика

(Знакомство с монетами, развитие диалогической речи)

Рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус.
Чтобы проехать надо заплатить за проезд, а значит разменять монету.

Ребенок садится в автобус, просит разменять 10 рублей (5 на 5; на 2, 2, 2, 1; 5, 2, 2, 1), а затем опускает в кассу монеты 2, 2, 1). Игра направлена на развитие диалогической речи.

Составление описательного рассказа о фрукте по плану

Что это?
Где растет?
Какой внешний вид? (величина, форма, цвет)
Какой на вкус?
Какой на ощупь?
Что из него готовят?

Составление сравнительного рассказа: Дуб и береза

(Сравнение двух предметов, употребляя грамматические конструкции)

Дуб и береза – это растения. Дуб большой, а береза маленькая. Дуб высокий, а береза низкая. Ствол у дуба толстый, а у березы ствол тонкий. У дуба много веток, а у березы меньше. У дуба ствол темный, а березы ствол светлый (белый). У дуба ствол шершавый, а у березы гладкий.

Пересказ рассказа «На горке»

(Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными).

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горе стали кататься пятеро ребят. Всем было весело.

Вопросы:

  • Какое время года наступило?
  • Какой снег выпал?
  • Что построили во дворе?
  • Кто первым прибежал на горку?
  • Кто вторым пришел на горку?
  • На чем стали кататься две девочки?
  • Сколько ребят стали кататься на горке?

Игры – сказки, ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании.

Сказка «Платье из лепестков»

Однажды майский Жук пригласил Стрекозу на бал. Очень она обрадовалась. Еще бы, Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе – гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала Мотылька на луг. А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепыхали четыре нежных алых лепестка. Мотылек созвал два мака и отнес Гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

А хватит ли лепестков с двух маков? – спросила Стрекоза. Ну, конечно, – успокоила портниха.

И действительно, хватило и еще осталось. А остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом Стрекозы и спрашивали: Сколько лепестков пошло на такое платье? Но Стрекоза не знала. А вы знаете?

Игра – сказка играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи. Разве можно им отказать. Дети быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям.

Таким образом, игры с математическим содержанием помогают детям с общим недоразвитием речи, преодолевать имеющие нарушения речи