Книжная иллюстрация как средство формирования графических навыков детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка – дошкольника. Она способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической форме. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладном искусстве). Дети узнают жанры, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.

Наиболее общие вопросы значение изобразительной деятельности освящены в работах А. В. Запорожа, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменцкого, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, Б. М.Теплова, П. П. Чистякова. Многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.

Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.

Этим определяется актуальность исследования влияния книжной иллюстрации на развитие рисунка дошкольного возраста.

В отечественной психологии и педагогике существуют богатые традиции изучения развития графических навыков в изобразительной деятельности детей, опирающиеся на работы Л.С. Выготского, А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулина, Б.М.Теплова, Е.А. Флерина, П.П. Чистякова и других.

Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: при каких условиях книжная иллюстрация обеспечивает формирование графических навыков детей старшего дошкольного возраста? Решение этой проблемы составило цель исследования, которая состоит в разработке системы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам книжной иллюстрации.

Объектом исследования выступает процесс ознакомления с книжной графикой направленные на формирования графических навыков старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является система занятий по ознакомлению с книжной графикой, направленная на формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрим понятие “графический навык” применительно к детям старшего дошкольного возраста.

2. Выявить значение книжной иллюстрации для формирования графических навыков у старших дошкольников.

3. Определить на основе анализа психолого-педагогической литературы и экспериментирования условия, необходимые для формирования графических навыков у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности может быть успешным, если педагог:

  • обеспечит эмоционально-положительную обстановку в группе, позволяющую детям раскрепоститься;
  • создаст систему занятий с использованием книжной графики;
  • использует методы, позволяющие формировать графические навыки.

Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовать следующие методы: ориентировочно – исследовательский метод, метод наблюдения, словесные методы (беседы, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, метод вхождения в картину, пояснение, эмоциональный рассказ педагога).

  • метод музыкального сопровождения
  • метод творческих заданий (занятия, упражнение, игры).

Теоретический уровень исследования: изучение и анализ справочной, философской, психолого-педагогической литературы, периодической печати, конспектирования литературы, составление библиографии, оформление выводов;

Эмпирический уровень исследования: наблюдение за поведением и изобразительной деятельностью детей.

Диагностические методы (анкетирование, индивидуальные беседы с детьми), эксперимент и обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования: в нашей работе сделана попытка обобщить и проанализировать основные теоретические положения по вопросам формирования графических навыков в изобразительной деятельности, необходимые для опытно – экспериментальной работы у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной проверке условий формирования графических навыков в изобразительной деятельности.

I. ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данном параграфе мы попытаемся определить задачи и методику формирования у детей образной выразительности в рисунках старших дошкольников по средствам иллюстрации.

Выявим значение книжной иллюстрации на формирование графических образов старших дошкольников.

Книжная иллюстрация относится к изобразительным видам искусства.

Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй [26;185].

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает.

У детей формируются радость общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге. Дети подводятся к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступков. Взрослый помогает детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему.

В книжной графике основным средством выразительности является рисунок пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.

Дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника-иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально – нравственные и эстетические определения.[8,35]

В нашей работе мы пользовались определениями В.С Мухиной [34,62]

Графический образ – представление о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ включает зрительные образы предмета, преставления о нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.

Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Шаблоны в рисовании – стереотипное изображение привычных графических образов.

Копирование в рисовании – воспроизведение структуры графических построений образца.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.

Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю “технику” рисунка.

Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют с предметами лишь самое отдаленное сходство.

Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых.

Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена прежде всего тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатлении от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем.

Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику [18]. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов. Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.

Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения.

Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. [12,26] отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процесс е непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми.

На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).

На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т д. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямо го подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки “техники” нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ ПО СРЕДСТВАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Постепенно графические образы становятся все более соответствующими реальному предмету. Однако детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т. п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью – на протяжении десятилетий они передаются из поколения в поколение. Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Только специальная задача, возникшая в процессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему отдельные детали. Например, если юная художница рисует себя и папу, то для портретного сходства одному человечку пририсовывается каракулька, означающая бант, а другому – папироса с неописуемо густым дымом. Этот пример показывает, что затвердевшие шаблоны затрудняют рисование, соответствующее реальному предмету.

Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов.

Таким образом, в развитии детского рисунка тенденций. К развитию графических образов сталкивается с тенденциией к закреплению этих образов, превращению их в графические шаблоны. От того, какая из этих тенденций будет преобладать в значительной мере зависит судьба детского рисования. А это в свою очередь, определяется главным образом особенностям; обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов способствует образованию шаблонов. Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков. Поэтому мы должны обратить особое внимание на развитие изобразительной деятельности детей.

Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности графических образов в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс.

В нашем исследовании, мы использовали следующие методы:

  • ориентировочно-исследовательский
  • метод наблюдения
  • словесные методы (беседы, составление описательных рассказов, рассказ образец, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, метод вхождения в картину, пояснение).
  • метод музыкального сопровождения
  • метод творческих заданий (занятия, упражнение, игры.)

Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному рисованию не эффективно, так как ведет к “застою” в развитии изобразительного творчества детей.

Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета водит к возникновению целостного образа того, что и должно быть нарисовано.

Взор может контролировать действия, производим рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерии сенсорной оценки создаваемого изображения. Процесс восприятия, представления (зрительные и двигательные) движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве.

Нарушается единство этого процесса, в частности, за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом владеет этим движением, то ребенок не сумеет его про: вести, а следовательно, и изобразить предмет.' Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков необходимо.

Ребенок создает изображения, которые в определенной степени соответствуют предмету. Характер изображений определяется способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования. Дети, гладившие белку и отмечавшие ее мягкость, пушистость, максимальное внимание уделяли затем изображению шерсти,

часто упуская многие детали строения тела животного, а дети, которые тщательно рассматривали чучело зверька, стремились передать все, даже мелкие характерные детали [33;.131-132].

Метод наблюдения:

Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных,· выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи – задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема “Лиса и заяц” или “Три поросенка”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. [3, 225]

Словесные методы и приемы позволяют в кротчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. В рассказе уточняются образы героев, облегчается восприятие последовательности событий сопровождается наглядным материалом : иллюстрацией, сюжетными картинками и т.д.)

Чтение художественной литературы. Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу. Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа). После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально эстетическое воздействие на воспитанников.

Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. (Е.А. Флерина.) [3, 329]

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых образов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельноcти ставит практические или познавательные задачи.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Рассматривание картин, репродукций, иллюстрации – важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы.

На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего – это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, “Грачи прилетели” А. К. Саврасова, “Золотая осень”, “Март” И.И.Левитана, “Иван-царевич на Сером Волке”, “Аленушка” В. М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои про изведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам “Игрушки”, “Транспорт”, “Труд взрослых”, “Животные”, “Наш город” и др.), оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

Одним из таких приемов можно считать рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Как и искусствоведческий рассказ, он используется на первом этапе ознакомления с живописью.

Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Что здесь важно отразить? Прежде всего сообщить, кто написал картину и как она называется; рассказать, о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

Метод “вхождения” в картину. Используя этот прием, мы предлагали детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение. При рассматривании произведения В. М. Васнецова “Аленушка” детям было предложено: “Представьте на минуту, что картина ожила. Что бы вы услышали?”

Далее воспитатель спрашивает: “А какое у вас возникло от этого настроение, состояние, чувства? А у девочки на портрете какое? Как вы об этом догадались?”

Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным. В. А. Сухомлинекий писал: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души... Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления... Мелодия – это язык человеческих чувств...”

Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавливая связь между живописным и музыкальным образом.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируются разнообразные умения.

Е.А. Флерина указывает два пути развития руки: 1) включение нужных движений в игры; 2) исполине перед рисованием один раз в неделю игровых у нений типа: “намотаем клубочек ниток”, “ровненькие дорожки”, “волна” и т.д.

Разработанные ею игровые упражнения прочно ли в практику обучения рисованию детей. В интересной форме воспитатель дает им возможность упражняться в повторении однородных движений, осваивать технику рисования округлых и прямолинейных предметов.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать – значит чувствовать. Ведь недаром К. С. Станиславский отмечал, что подлинного искусства без переживаний нет.

Например, при рассматривании произведения В. А. Тропинина “Девочка с куклой” воспитатель спросил: “А какое у тебя настроение бывает, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта изображенная девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?”

Здесь прежде всего надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, вспомнить, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

В таких случаях нам удавалось вызвать у детей эмоциональный отклик, они начинали активно высказываться о содержании картин и характере изображенного героя.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия портрета воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т. д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека. Этот метод, как показала наша работа, очень эффективен и сильно действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность, признание, симпатии, уважение друг к другу

Игровые методы и приемы.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают методы и приемы концентрировать внимание на учебной

задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Формирование графических навыков у старших дошкольников в изобразительной деятельности будет происходить более успешно с применением этих методов. Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием использованных методов обучения старших дошкольников. [8.237] Совершенствование педагогических условий способствует разрушению возникших шаблонов, стереотипности в рисунках детей, способствует в закреплении новых графических построений, развитие выразительных графических образов в процессе ознакомления с книжной графикой.

III. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ НА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном параграфе мы попытаемся определить задачи и методику опытно-экспериментального исследования.

При описании методики для нас важно определить цель, ход обследования и особенности обработки результатов исследования.

Для проверки гипотезы на опытно-экспериментальном этапе исследования нами были определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие “графический навык “применительно к детям с старшего дошкольного возраста;
  • выявить значение книжной иллюстрации для формирования графических навыков у старших дошкольников;
  • определить на основе анализа психолого-педагогической литературы и экспериментирования условия, необходимые для формирования графических навыков у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование графических навыков у старших дошкольного возраста в изобразительной деятельности может быть успешна, если педагог обеспечит:

  • эмоционально-положительную обстановку в группе, позволяющую детям раскрепоститься;
  • создаст систему занятий, с использованием книжной графики;
  • использует методы, позволяющие формировать графические навыки.

Исследования проводились в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На каждом этапе обследовать две группы детей: экспериментальная 15 человек и контрольная 15 человек

На формирующем этапе провести работу по специальной методике только с экспериментальной группой детей.

На контрольном этапе обследовать уровень графических навыков детей экспериментальной и контрольных групп.

Исследования проводилось в МДОУ № 32 “Березка”, г. Уссурийска в старшей группе. В эксперименте принимало участие 15 детей подготовительной группы. Исследовательская – работа длилась 8 месяцев, с 1 октября 2010 по 15 мая 2012 года.

Этапы проведения:

  • констатирующий эксперимент; ноябрь 2010;
  • формирующий эксперимент; декабрь 2010– май 2012г;
  • контрольный эксперимент; октябрь 2012г;

Методика констатирующего экспериментирующего эксперимента

Для решения первой задачи нами была использована методика Т.С. Комаровой “Индивидуальные особенности усвоения детьми графических навыков” [1;108] В процессе констатирующего эксперимента нами были выведены следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития графических умений:

1. Оригинальность:

  • 1 балл – традиционный образ, схематическое изображения;
  • 2 балла – дополнения традиционного образа некоторыми деталями;
  • 3 балла – нестандартное решение, образ предмета наделенный определенным образным содержанием.

2. Особенности процесса выполнения:

  • 1 балл – выполняет задание рассеяно, пропорции не соблюдаются, форма передана не точно, композиция не продуманна;
  • 2 балла – выполняет задание сосредоточенно, соблюдаются пропорциональность различных предметов, есть незначительные искажения, слабо выражена цветовая гамма;
  • 3 балла – развитие творческой инициативы, пропорции предмета соблюдены композиция задумана успешно, разнообразие цветной гамы.

3. Выразительность:

  • 1 балл – несоответствие образа проставленной цели отсутствие выразительных черт;
  • 2 балла – дополнение образа несколькими выразительными чертами: выделение фигуры, фона, предмета;
  • 3 балла – образ полностью соответствует поставленной цели; понимания единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики в рисунке, передающих характер образа с помощью линий, штрихов, пятен; колорита – цветной согласованности средства передачи настроения героев; выделение главного в задуманной композиции.

Констатирующий этап эксперимента состоял из двух занятий.

Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень сформированости графических навыков в рисунках детей, оригинальности изображения.

На первом занятии детям предложили нарисовать “домики трех поросят (Приложение 1).

Цель занятия:

Учить отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагать их на листе бумаги. Использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки (в соответствии с их выразительными возможностями). Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, закрашивать рисунки, не заходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, кирпичей, соломы, из которых построены домики; отрабатывать легкость линий.

Вспомнив сказку о трех поросятах некоторые дети испытывали трудности в описании событий, характеристики персонажей сказки. Затруднялись создать композицию рисунка, она носит случайный характер. Одни рисовали очень крупно, размашисто, чтоб заполнить лист чем потребовалось создать один образ дома, в основном дети использовали традиционный графический образ “избушка”, отсутствовали выразительные детали. Другие рисовали очень мелкие детали не соблюдая пропорций. Андрей С нарисовал окошко на много больше крыши; Настя Г испытывала трудности при рисовании кирпичиков (линии были не ровные, дрожащие), поэтому контуры дома получились неточные, расплывчатые. Многие рисунки выполнены в одном цвете или преобладают несколько цветов. Цвет использован относительно скупо.

На втором занятии мы предложили детям другое задание – изобразить эпизоды из сказки “Лиса и заяц”. (Приложение 2)

Цель занятия:

Учить изображать эпизоды знакомой сказки, передающие ее образы, красиво, правильно располагая предметы на листе бумаги и передавая соотношение частей предметов по величине.

Учить детей использовать в рисунке гуашь, угольный карандаш, сангину, учитывая их выразительные возможности; закреплять приемы рисования разнообразных линий.

Прочитав отрывки из сказки, вспомнив основные эпизоды, характерных черт героев: лисы и зайца, или построенных избушек. Обратив внимание детей на различие лубяной от лядиной, предложить детям подумать какой эпизод из сказки они хотели бы нарисовать, правильно разместить на листе заду манные сказочные образы.

Анализ рисунков к сказке “Лиса и заяц “показал, что сюжет в рисунках гораздо детализированный, но дети в основном воспроизводили тот же, усвоенный ими образ “избушки” который в некоторых случаях дополняется отдельными деталями.

Различие лубяной и ледяной избушек показано лишь в цвете. Новый, выразительный образ появился только у двух девочек Кати и Маши они использовали угольный карандаш, который предлагалось использовать детям на ряду с гуашью, для легких штрихов на коре березы, густого дыма из трубы лубяного дома, столов деревьев.

Дети затрудняются создавать выразительный образ животных (лису и зайца). Они рисуют только часть (овальную или круглую голову, уши глаза). Передача в рисунках формы животных не удается.

Во время рисования дети часто отвлекаются, поворачиваются, рассматривают работу товарища, поэтому темп работы замедленный. Композиция рисунка не всегда удачна – лист заполняется изображением хорошо, но иногда из-за уменьшения изображения остается много пустого пространства.

Таким образом, можно сделать выводы: в изображении детьми сказочных образов, персонажей наблюдается шаблонность. Дети лишь добавляют к готовым образам новые детали. Неумение создавать новые оригинальные образы может объяснятся недостаточным художественным опытом детей не вниманием педагогов к этим образам.

Застои в развитии детского творчества бывают временные, кажущиеся, как периоды внутреннего накопления, которые затем дают скачкообразное движение вперед; но бывают застои и как результат детской пассивности. Наблюдаются они чаще всего в тех случаях, когда многое делают за ребенка, вводят шаблоны, готовые формы в его творчество, а еще чаще, когда ребенка не учат самостоятельно разрешать задачи. Тенденция к закреплению графических образов – одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ – найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы изображения. Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной деятельностью дошкольников или же отсутствие такового. Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности графических образов в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс.

3.2 СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ И ИГР НА ФОРМИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

Формирующий этап эксперимента состоял из 4 серий занятий направленных на ознакомления детей с разнообразием сказочных образов, разнообразием их форм и деталей. Занятия включали в себя следующие виды деятельности : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, игры, рисование.

Нами были подобраны произведения художественной литературы народные и авторские сказки, в которых описываются сказочные дома, характерные особенности животных их места обитания, иллюстрации к этим произведениям.

Цель формирующего эксперимента:

  • вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память;
  • развивать у детей интерес к творчеству художников – иллюстраторов; видение особенностей книжной графики, выразительности ее языка.

При проведении игр и занятий по ознакомлению с книжной графикой (иллюстрацией), направленной на формирование графических навыков у детей, нами были использованы следующие методы и приемы:

  • обеспечит эмоционально-положительную обстановку в группе, позволяющую детям раскрепоститься;
  • создаст систему занятий с использованием книжной графики;
  • использует методы, позволяющие формировать графические навыки.

Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовать следующие методы:

  • ориентировочно-исследовательский метод;
  • метод наблюдения;
  • словесные методы (беседы, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, метод вхождения в картину, пояснение, эмоциональный рассказ педагога);
  • метод музыкального сопровождения;
  • метод творческих заданий (занятия, упражнение, игры);
  • метод вызывания адекватных эмоций;
  • тактильно чувствительный.

В процессе формирующего эксперимента нами были проведены следующие занятия:

1. “Кто и как создает рисунки в книгах” (Приложение 3)

Цель занятия. Закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память детей.

2. “Сказочные избушки” (Приложение 4)

Цель. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А. Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

3. “Пушистые зверята” (Приложение 5)

Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере книг “Тюпа, Томка и сорока”, “Друзья”. Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке пушистую шерстку котенка, создавать его выразительный образ, используя приемы рисования сухой кистью или “веником”. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

4. “Угадай кто что делает?” (Приложение 6)

Цель. Подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, рисовании, пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.

Проведены игры:

1. “Угадай какой художник меня нарисовал?” (Приложение 7)

Цель. Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым Е. и. Чарушиным.

2. “Угадай какие звери в этом домике живут?” (Приложение 8)

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю. Васнецова и Е Чарушина.

3. “Угадай-ка” (Приложение 9)

Цель. Соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

4. “Угадай, какой характер у героя”. (Приложение 10)

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

О жизни и творчестве отечественных художников – графиков Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В. Сутеева и др.

На формирующем этапе проводилась индивидуальная работа с детьми, которым была необходима была поддержка и стимуляция деятельности со стороны воспитателя, требовалась незначительная помощь. Она выражалась в:

  • частичный показ приемов рисования;
  • одобрение, похвала, словесные поощрения;
  • при необходимости использовался прием рисования рукой ребенка на черновике.

Практические навыки формировались по средствам:

  • автоматизация технических навыков каждого ребенка;
  • умение правильно держать кисть, карандаш регулировать силу нажима;
  • рисовать концом ворса и всей поверхностью кисти;
  • передавать перспективу в рисунке.

На занятиях дети с большим желанием выполняли предложенные им задания. Внимательно слушали, отвечали на вопросы, играли в игры, составляли описательные рассказы. У них появился устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживания герою, ассоциация его чувств с собственными. Дети научились самостоятельно высказывать свои суждения о художественных достоинствах иллюстраций.

3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ

Контрольное исследование мы проведем в соответствии с методикой Т.С.

Комаровой “Индивидуальные особенности усвоения детьми графических навыков [1.108]

Анализ рисунков и уровень развития графических умений произвести по следующим критериям: оригинальность, особенность процесса выполнения представленными в констатирующем эксперименте.

На этом этапе провести сравнительный анализ результатов, полученных до и после формирующего эксперимента.

Контрольный этап эксперимента состоял из двух занятий “Зоопарк” и “Чудесная книга” (Приложение 11, Приложение 12); “Аленький цветочек”. (Приложение 13) Приложение 14

Задачи контрольного эксперимента:

  • выяснить как используют дети полученные знания на формирующем эксперименте в своих рисунках;
  • как дети отображают сюжет эпизода из сказки, передовая ею характерные особенности правильно;
  • как ребенок составляет композицию, подбирают цветовую гамму для задуманного изображения;
  • как у детей сформировать умение через рисунок показать свое отношение к герою, к сказочным образам.

Необходимо отметить что на контрольном этапе исследования дети рисовали с большим интересом, создавали оригинальные сказочные образы : старинных замков, волшебное царство, дивный сад с цветами великолепной красоты, чудо-зверей, белых лебедей в пруду, жар– птицу, живописные картины природы. Рисунки детей отличаются яркостью красок.

Проводя анализ работ рисунков детей на контрольном этапе исследования, мы видим, что, несмотря на одинаковость изобразительных задач, решаемых детьми, выделяются особенности манеры рисования у разных детей. Индивидуальные различия в рисунке “Волшебный замок” у Насти. С. задание изображено на красивой “цветочной” поляне, украшено декоративными элементами.

Ставни окон украшены завитками, цветами, волнистыми линиями.

Ира К при изображении животных зоопарке, нарисовала каждому свой домик-теремок. Главные герои ее рисунков пушистые звери. Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку.

Андрей С. нарисовал лисичку в клетке, заполнив прутьям пустое пространство. Форму лисички передал правильно, обведя контур яркой линией. Выделил пятном глаза, нос, линиями усики.

Настя. Г. (обозначила) изобразила травку отдельными мелкими штрихами, горизонтальной линией небо, а зайчат коричневым пятном с длинными ушками “Притаились зайчата, чего-то боятся, тихо-тихо сидят только глазки блестят.”

Диана изобразила красивых белых медведей, плавающих в озере “Дивного сада”. По краям озера сказочные цветы. Цвет подобран очень хорошо. Композиция рисунка составлена удачно. Пустое пространство она заполнила ветвями с листочками. Рисунки детей разнообразны, индивидуальны.

Разработанная нами серия занятий и игр способствует формированию графических образов, преодолению шаблонности в рисунках детей. Рисунки оригинальны, образы выразительны.

Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформированы элементарные представления о выразительных средствах, характерных для этого вида искусства, значительно обогатились творческое воображение, фантазия, вследствие чего рисунки детей стали значительно разнообразнее, интереснее, образы выразительнее.

Из анализа результатов следует, что уровень детских рисунков повысился на контрольном этапе исследования на 19,6 %. Результаты предоставлены в сводной в таблице
У детей экспериментальной группы знания и графические навыки стали на уровень выше предыдущего, совершенствовались графические образы, вносились в них новые элементы отображающие характерные черты изображаемых предметов, а у детей контрольной группы так же отмечаются успехи, не значительные по сравнению с экспериментальной группой.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Контрольного эксперимента

Группа Уровни развития
Низкий Средний Высокий
Экспериментальная 6,7% 40,2% 53,1%
Контрольная 13,4% 53,1% 33,5%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что формирование графических образов в рисунках детей, преодоление стереотипности одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте. Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображенных предметов.

Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются:

  • ориентировочно-исследовательский метод;
  • метод наблюдения;
  • словесные методы (беседы, составление описательных рассказов, чтение ху– дожественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, метод вхождения в картину, пояснение, эмоциональный рассказ педагога);
  • метод музыкального сопровождения;
  • метод творческих заданий (занятия, упражнение, игры);
  • метод вызывания адекватных эмоций;
  • тактильно чувствительный.

Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой то мере стимулируют собственное творчество детей.

Рассматривание иллюстраций можно применять в том случае, если невозможно познакомить детей с реальным предметом, либо после наблюдений с целью закрепления и уточнения представлений.

Знакомство детей со сказочными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей. Необходимо познакомить детей с литературным произведением обратив внимание детей на необычайный образ, а потом, на занятия, в игре вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Обучение направленное на совершенствование способов передачи свойств объектов в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков.

В результате проведенной нами экспериментальной работы подтвердилась

гипотеза о возможности развития графических образов, преодоления стереотипности в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Разработана серия занятий и игр по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.
  2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – М., 2004.
  3. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2000.
  5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника.– М., 1999.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  7. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1969. – № 4.
  8. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972. – № 3.
  9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1966.
  10. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1987, № 1.
  11. Дьяченко. М. Пути активизации воображения дошкольников М., – 1996
  12. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973.
  13. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: ВГТ. – М., 1986.
  14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
  15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. – М., Изд. АПН РСФСР, 1959.
  16. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.
  17. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. – М., МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.
  18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
  19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
  20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП., Педагогика, 1995.
  21. Комарова Т.Е. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
  22. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.
  23. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., Просвещение, 1981.
  24. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / / Дошкольное воспитание, – 1973.– № 2.
  25. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М., Издательский центр “Академия”, 1998.
  26. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  27. JIабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.
  28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художсствснное развитие ребенка в семье. – М., Педагогика, 1987.
  29. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
  30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982.
  31. Мирошкина Р.А. Формирование представлений у ребенка-дошкольника о выразительных средствах иллюстраций / / Вопросы дошкольной педагогики. – Вып. 4. – Челябинск, 1975.
  32. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Докт. дис. – М., 1972.
  33. Мухина В.С. Детская психология. – М., Просвещение, 1985.
  34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
  35. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1981.
  36. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
  37. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М., 1954.
  38. Работа с книгой в детском саду. – М., 1967.
  39. Сакулина Н.П., Комарова ТС. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 19982.
  40. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.
  41. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.
  42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду I В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
  43. Толковый словарь русского языка I А.Е. Баханьков, И.М-Гайдукевич, П.П.Шуба. – Мн.: Нар.асвета, 1985.
  44. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М.; Л., 1950. – Т8.
  45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956.
  46. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве / (Советская педагогика. 1946. – N2 3.
  47. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства: Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1949.
  48. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
  49. Художественное творчество в детском саду I Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1974.
  50. Художественное творчество и ребенок I Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.