Программа учебного курса. Внеурочная деятельность по общекультурному направлению "Бумажная симфония"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

В настоящее время в современном образовании происходит процесс глубоких перемен, который выдвигает в качестве приоритетной проблему развития креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Задача развития личности ребенка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности вне урока. Дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, которые не связаны с учебным материалом, смогут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.

Кружковая работа – одна из форм развития учащихся. Очень часто обучение в начальной школе построено по принципу повторяй за мной и делай как я. Когда же ребенок подрастает, и от него требуется самостоятельность и творческий подход к решению задач, то он (за редким исключением) не может их проявить. Занятия в кружках привлекают детей именно тем, что у детей появляется возможность проявить самостоятельность и творчество.

Курс “Бумажная симфония” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, конструкторское, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Программа кружка “Бумажная симфония” является программой внеурочной деятельности младших школьников общекультурной направленности. Педагогическая целесообразность программы – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Программа актуальна тем, что обеспечивает развитие интеллектуальных и общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора в процессе освоения разнообразных техник работы с бумагой.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать детей различным техникам и приемам работы с бумагой, создавать композиции из изделий, выполненных в различных техниках;
  • совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;
  • формировать образное, пространственное, креативное мышление и умение выразить свою мысль через создание картины, панно, объемных форм и т.д.;
  • закреплять и расширять знания, полученные во время учебной деятельности на различных уроках;
  • формировать умения следовать устным инструкциям, работать со схемами и эскизами изделий, планировать свою деятельность.

Развивающие:

  • развивать творческие способности и фантазию детей;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  • развивать память, мышление, воображение, изобретательность;
  • развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
  • развивать стремление к творческой самореализации;
  • развивать навыки владения инструментами и материалами.

Воспитывающие:

  • прививать культуру труда;
  • учить аккуратности при выполнении работы, экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям;
  • воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь товарищам.

Режим работы кружка.

Программа кружка “Бумажная симфония” рассчитана на 1 год. Возраст детей – 6,5 – 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному занятию, всего 66 часов. Продолжительность одного занятия 35 минут.

Основной вид занятий – практический.

Форма контроля: наблюдение, диагностика, рефлексия. В конце каждой четверти проводится выставка детских работ. Также организуются выставки работ, приуроченные к какому-либо событию.

Дидактическое и техническое оснащение занятий: методические пособия и книги; трафареты, шаблоны; таблицы, схемы, технологические карты, образцы работ; инструменты и материалы.

Особенность программы заключается в том, что на занятиях учащиеся могут более подробно познакомиться с разнообразными техниками работы с бумагой. Рассматриваются примеры выполнения работ с применением нескольких техник одновременно. Положительным моментом в программе является и то, что результат каждого занятия виден сразу. Сколько занятий – столько и изделий, причем некоторые изделия можно будет использовать для создания других работ, например, коллективных, созданию которых уделяется большое внимание.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

теор.

практ.

I.

Введение: правила техники безопасности.

1

1

-

1.

Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой. Правила техники безопасности.

1

1

-

II.

История возникновения бумаги. Цветоведение.

2

1

1

2.

История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.

1

1

-

3.

Цвет. Цветовой круг. Создание таблицы сочетания двух цветов.

1

-

1

III.

Вырезывание.

3

-

3

4.

Знакомство с техникой вырезывания. Силуэтное вырезывание “Кошки”. АТС-карточки.

1

-

1

5.

Птички. Силуэтное вырезывание, композиция из нескольких деталей.

1

-

1

6.

“Эти забавные животные”. Вырезание более двух слоев гармошкой.

1

-

1

IV.

Аппликация.

12

-

12

7.

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Аппликация “Цветы”.

1

-

1

8.

“Фрукты”. Пластическая аппликация из мятой бумаги. Коллективная работа.

1

-

1

9.

“Фантазия” Аппликация-коллаж из картинок старых журналов. АТС-карточки.

1

-

1

10.

“Деревья”. Объемная аппликация.

1

-

1

11.

“Пушистики из ладошек”. Аппликация из гофрированной бумаги, салфеток.

1

-

1

12.

“На дне океана”. Коллективная работа. Аппликация из ладошек.

1

-

1

13.

“Цветочная корзинка”. Аппликация.

1

-

1

14.

“Фея”. Смешанная техника (силуэтное вырезывание и аппликация).

1

-

1

15.

“Колокольчики”. Аппликация из гофрированного картона.

1

-

1

16.

“Веселый зверинец”. Аппликация из разноцветных шариков (гофра, салфетка).

1

-

1

17.

“Веточка сирени”. Аппликация из разноцветных шариков.

1

-

1

18.

“Забавный песик”. Коллаж из сердечек.

1

-

1

V.

Торцевание бумагой.

5

1

4

19.

История возникновения техники. Материалы и инструменты.

1

1

-

20.

“Деревья в разные времена года”. Торцевание на пластилине.

1

-

1

21-22.

“Цветущий кактус”. Торцевание на пластилине.

2

-

2

23.

“Букет в вазе”. Торцевание на пластилине. Коллективная работа.

1

-

1

VI.

Айрис-фолдинг.

3

1

2

24.

История возникновения техники айрис-фолдинг. Приемы работы. Материалы и инструменты.

1

1

-

25.

Кораблик.

1

-

1

26.

Дракончик.

1

-

1

VII.

Оригами.

10

1

9

27.

История развития техники оригами. Бумага для оригами. Инструменты и материалы.

1

1

-

28.

Квадрат – основная фигура оригами. Способы получения квадрата.

1

-

1

29.

Базовая форма “Стрела”. Кленовые листочки.

1

-

1

30.

Базовая форма “Рыба”. Цветочная тарелочка “Космея”.

1

-

1

31.

Базовая форма “Конверт”. Конверт с зайчиком.

1

-

1

32.

Базовая форма “Двойной квадрат”. “Розы”.

1

-

1

33-34.

Базовая форма “Треугольник”. “Городок”. Коллективная работа.

2

-

2

35.

“Тропическое дерево”. Оригами из кружочков бумаги.

1

-

1

36.

“Цветущая яблоня”. Оригами из кругов.

1

-

1

VIII.

Бумагопластика.

12

1

11

37.

Знакомство с техникой “Бумагопластика”. Инструменты и материалы.

1

1

-

38.

“Корзинка с урожаем”.

1

-

1

39.

“Букетик из ладошек”.

1

-

1

40-41.

“Птичка в клетке”.

2

-

2

42.

“Шляпа-клумба”.

1

-

1

43-44.

Ручной зоопарк. Смешанная техника (бумагопластика и аппликация).

2

-

2

45.

Туфелька для мамы. Смешанная техника (бумагопластика и аппликация).

1

-

1

46.

Птичий домик. Бумагопластика из гофрированного картона.

1

-

1

47-48.

“Цветочный шар”. Розочки из гофры. Коллективная работа.

2

-

2

IX.

Квиллинг.

8

1

7

49.

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты.

1

1

-

50.

“Фрукты из гофрокартона”. АТС-карточки.

1

-

1

51.

Забавные животные из гофрированного картона.46

1

-

1

52.

Цветы из гофрированного картона.

1

-

1

53.

“Львенок”. Контурный квиллинг.

1

-

1

54-55.

“Цыплёнок”. Модульный квиллинг.

2

-

2

56.

Веселые мухоморы. Смешанная техника (аппликация и квиллинг).

1

-

1

X.

Свит-дизайн.

2

-

2

57.

Знакомство с техникой свит-дизайн. “Тюльпан”.

1

-

1

58.

“Сладкий букетик”. Создание букета в технике свит-дизайн по собственному замыслу.

1

-

1

XI.

Мозайка.

2

-

2

59.

“Ослик”. Контурная мозаика из дырокольных кружочков.

1

-

1

60.

“Рыбка”. Сплошная мозаика.

1

-

1

XII.

Витраж.

2

-

2

61.

Знакомство с техникой “Витраж”. “Деревце”.

1

-

1

62.

“Цветочек”. Витраж из кальки.

1

-

1

XIII.

Гофротрубочки.

2

-

2

63.

Знакомство с техникой гофротрубочки. “Аленький цветочек”.

1

-

1

64.

Создание композиции “Сказочный лес”.

1

-

1

XIV.

Пейп-арт.

2

-

2

65.

Знакомство с техникой пейп-арт. Способы кручения бумаги. “Цветы”.

1

-

1

66.

“Веточка сакуры”. Смешанная техника: пейп-арт и оригами из кружочков бумаги.

1

-

1

Планируемые результаты

Освоение детьми программы кружка “Бумажная симфония” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 1-го класса начальной школы следующих личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;
  • развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;
  • развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке;
  • воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.

Регулятивные результаты:

  • выбирать необходимые материалы для создания творческих работ;
  • решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки бумаги;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ;
  • применять навыки работы с разнообразными материалами;
  • оценивать правильность выполнения своей работы;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • проявлять познавательную инициативу.

Познавательные результаты:

  • ставить и формулировать проблему;
  • осуществлять поиск информации;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с бумагой, картоном;
  • создавать и преобразовывать схемы в изделия;
  • осваивать разнообразные особенности материалов и техник работы с бумагой;
  • развивать художественный вкус;
  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Коммуникативные результаты:

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь;
  • доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности;

Предметные результаты:

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в технологической карте, схеме для выполнения задания;
  • составлять алгоритм работы;
  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль;
  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
  • объяснять выполняемые и выполненные действия;
  • анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них правильные;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
  • конструировать несложные задачи;
  • знать историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой, сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;
  • добывать необходимую информацию (устную и графическую);
  • уважать и ценить творческую деятельность человека.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, создании портфолио.

Выставки: однодневные, тематические, итоговые.

В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Список литературы

  1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
  2. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  3. Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., “Просвещение”, 1992. Программы общеобразовательных учреждений. - М., “Дрофа”, 2010.
  5. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.
  6. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.
  7. Нагибина М.И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами/ М.И. Нагибина; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2012.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  9. Интернет-ресурсы.