Географический адрес Ставропольского края

Разделы: География


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с ФГП края, района;
  • Научить определять крайние точки и их географические координаты;
  • Познакомить учащихся с приграничными территориями края.

Оснащение урока: Физическая карта России, физическая карта Ставропольского края; политико-административная карта России; политико-административная карта края; ИКТ; рабочая тетрадь “Ставропольеведение” автор Н.С. Румынина, Л.Н. Комарова; Учебник для 6-8 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. В.В. Савельевой, Н.С. Румыниной, Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Глубь недр пойму и сроки углубляю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю! Знаю и люблю!
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Ю.К.Ефремов

Географы справедливо называют Ставрополье музеем природы, потому что, проехав с севера на юг и с востока на запад, можно познакомиться с большим разнообразием природных условий: увидеть безводные, но расцвеченные весной тюльпанами полупустыни; бескрайние степные равнины, на плодородных почвах которых ранее расстилались целинные бархатистые ковры злаков и разнотравья, ныне сплошь занятые полями пшеницы, цветущими садами и виноградниками. Склоны Ставропольской возвышенности курчавятся зелеными широколиственными лесами. Причудливые по форме горы поднимаются над наклонной равниной Пятигорья. Здесь из земли бьют целебные ключи, дарящие здоровье людям.

Чтобы понять природу нашего края, необходимо определить его “адрес” на Земле, т.е. географическое положение.

Вопрос классу: Вспомните, по какому плану мы даем характеристику географического положения России? (Приложение1.Слайд №1)

С географическим положением нашего края мы познакомимся в ходе выполнения практической работы. Для выполнения работы нам нужны рабочие тетради по Ставропольеведению.

Вопросы классу: Вспомним, как правильно нужно оформлять контурную карту:

  • Подписать название работы в левом верхнем углу карты;
  • Найти нужный объект в атласе и, используя ориентиры, отыскать его на контурной карте;
  • Используя в качестве образца подписи в атласе, подписать название объекта на контурной карте;
  • Все, что показано на контурной карте линией, штриховкой, цветом и т. д. обозначить в легенде. (слайд №2)

Практическая работа

1) Край находится на материке Евразия, но в какой его части, у географов нет единого мнения. Ребята подготовили интересный дополнительный материал.

Заслушиваем сообщение учащегося, (слайд № 3)

Широта местности определяет условия освещения территории солнцем, а значит, величину нагревания земной поверхности, от которой зависит климат. От широты места зависит смена времен года и продолжительность дня и ночи в разные сезоны года. Долгота места определяет среднее солнечное и поясное время, что важно для общения с другими территориями.

2) Географические координаты края легко запомнить: через главный город нашего края Ставрополь проходит 45 параллель Северного полушария (Слайд №4), село Величаевское имеет очень интересные географические координаты 45o с.ш. 45' в.д.

Крайняя северная точка Ставропольского края находится на берегу оз. Маныч-Гудило в 21 км к северу от с. Манычского Апанасенковского района(46o 14' с.ш.); крайняя южная точка расположена на берегу р. Терек, к югу от ст. Галюгаевской (43o39'с.ш.); самая западная точка (40o48' в.д.) находится в 5 км к западу от пос. Радуга Новоалександровского района, а восточная (45o47' в.д.) в 18 км к северо-востоку от пос. Бакрес Нефтекумского района.

Учащиеся наносят на контурную карту географические координаты. (Приложение)

Вопрос классу: В пределах, какого климатического пояса Земли расположена территория Ставропольского края? (умеренного)

3) Находится в центре между Черным и Каспийским морем. (слайд №5)

Черное море большого влияния на климат не оказывает т.к. отгорожено от него высокой стеной Большого Кавказа. Каспийское море в северной части мелководно, зимой замерзает, поэтому его влияние также незначительно. Кавказские горы оказывают существенное влияние на природу и на историю его заселения.

Учащиеся наносят на контур моря.

4) Границы (слайд № 5)

На севере Ставропольский край граничит с Ростовской областью, Республикой Калмыкией, на востоке – с Республикой Дагестан и Чеченской Республикой; на юге – с Республикой Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками; на западе – с Краснодарским краем. Общая протяженность границ составляет около 1500 км. На западе и севере и востоке границы проходят по равнинам и лишь на юго-западе и юге – по горам и предгорьям.

Учащиеся подписывают на контуре края, республики и области, которые граничат с территорией нашего края.

5) Площадь нашего края составляет 66,3 тыс. км?. По форме его территория близка к овалу, вытянутому с северо-запада на Юго-восток на расстояние 414 км – от пос. Радуга до границы с Чеченской Республикой. Наименьшая “ось” длиной 163 км проходит от южного берега Курского водохранилища к берегу Чограйского водохранилища.

Ставрополье занимает площадь в 66,3 тыс.кв. км. Много это или мало? Решить вопрос можно лишь в сравнении с другими областями, краями и республиками. (слайд № 6)

Учащиеся отвечают на вопрос в рабочей тетради.

– Вот и определен географический адрес Ставропольского края.

3. Рефлексия.

  1. Учитель задает дополнительные вопросы. (слайд №7)
  2. Найдите на карте края населенные пункты, где числовые значения параллелей и меридианов совпадают?
  3. Рассчитайте, какой географический объект находится в противоположной г. Ставрополю точке Земного шара.
  4. Сравните расстояние между северным полюсом и г. Ставрополем, между экватором и г. Ставрополем. Сделайте вывод.

Домашнее задание: Параграф №2; подготовить дополнительный материал о Ставропольских ученых-географов, исследовавших Кавказ, территорию Предкавказья и край.

Дополнительный материал (слайд №3)

Край находится на материке Евразия, но в какой его части, у географов нет единого мнения. Спросите у ваших дедушек, бабушек, родителей, взрослых соседей – почти никто из них не скажет, что ставропольцы живут в Азии, хотя ученые утверждают именно это. Восточно-Европейская равнина большим языком вклинивается в Азию именно у нас, в Ставропольском крае. Значит, мы живем в Европе?

Материк Евразия – это части света Европа и Азия! Кстати, непонятно почему он называется именно Евразией? На первом месте в названии стоит то, что представляет собой лишь одну четвертую часть всей площади континента! Правильнее было бы назвать этот огромный континент Азиопа, поставив на первое место Азию.

Где же мы живем – в Европе или Азии? Оба эти названия мы получили от финикийцев, жителей Средиземноморья, которые и “заварили кашу” с этим названием. Всё, находящиеся к востоку от места своего проживания, они назвали Асу (асу с их языка – восток, восход Солнца), а к западу – Ереб (ереб – заход Солнца, запад). Отсюда Европа и Азия. Они дали эти названия, частям света, не зная истинных размеров этих частей и их очертаний. Дальнейшее изучение и освоение Европы и Азии народами европейской цивилизации проходило неравномерно. Быстрее была изучена и описана маленькая, и близкая Европа и надолго задержалось изучение огромной, простирающейся далеко на север, восток и юг Азии

С ближайшей границей этих частей света было просто: рядом за Эгейским морем, полуостров Малая Азия сам говорит за себя. Далее на север, не далее Черного моря – тоже все ясно. И Средиземное море Европу от Африки отделяет достаточно четко. Контуры Европы, выходящие к Атлантическому и Северному Ледовитому океанам, тоже не вызывали сомнений.

Трудности с давних пор возникли в определении границ Европы и Азии к северу от Черного моря. Её поочередно проводили по рекам Днепру, Дону, Волге, Уралу. А в Эмбе в перешейке между Черным и Каспийским морями – то по границе нашего государства (России, а затем и СССР) с Ираном и Турцией, то по Главному Кавказскому хребту.

Все это время ставропольцы вместе с народами, жившими здесь, были “европейцами”. Затем в “азиаты” перешли жители Закавказья, а потом уже и мы все, проживающие к югу от Кумо-Манычской впадины. Вот так, по воле ученых-географов, миллионы жителей, проживающих к югу от Кумо-Манычской впадины, стали жителями Азии, не предприняв для этого никаких усилий.

Граница между Европой и Азией условно проводится по Кумо-Манычской впадине, поэтому принято считать, что наш край расположен в Азии. Но некоторые ученые проводят границу Европы и Азии по водоразделу Главного Кавказского хребта, относя Ставропольский край к Европе.

Граница между частями света имеет политическое и культурное значение. Европа – колыбель современной технократической цивилизации, родина демократии и европейской культуры. Здесь превыше всего ценились знания. В Азии главное внимание уделялось духовному миру, поэтому именно здесь возникли ведущие религии мира – иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Россия – евроазиатская страна, поэтому в её гербе изображен двуглавый орел: одна голова смотрит на Европу, другая на Азию. Ставропольский край как часть России несет в себе евроазиатские черты.

(Занимательное краеведение, В.А. Ивановский)