Внеклассное мероприятие: правовая викторина "Моя жизнь. Мои права". 8-й класс

Разделы: Социальная педагогика

Класс: 8


(Слайд 2)

Цель: ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества.

Задача: воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки. Дополнительно: презентация.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Социальный педагог: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Социальный педагог.

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

(Cлайд 3)

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон – нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

(Cлайд 4)

Исторические периоды формирования современной концепции прав человека:

ПЕРВЫЙ – осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности;

ВТОРОЙ – понимание необходимости ограничения власти;

ТРЕТИЙ – осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.

(Слайд 5)

  • «Великая хартия вольностей» – (Англия, 1215 год)
  • «Декларация независимости» – (США, 1776 год)
  • «Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год)
  • «Великая реформа 1861-1863 г.г.» (Россия)
  • «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (РСФСР, 1918 год)
  • «Декларация прав человека» – 1948 год
  • «Декларация прав ребёнка» – 1959 год
  • «Конвенция о правах ребёнка» – 20 ноября 1989 год

II. Тесты.

Социальный педагог: А теперь, дорогие ребята, мы вместе с классным руководителем (учителем математики) подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

(Слайд 6)

Tecт l

  1. Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

  2. В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения.

  3. Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

  4. Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

  5. Ребенок – это человек ...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

(Слайд 7)

Тест 2

  1. Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

  2. В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

  3. Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.
  4. Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

  5. Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

(Слайд 8)

Тест 3

  1. Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей.
    в) их в ней вообще нет.

  2. 2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

  3. В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

  4. Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

  5. Ребенок, совершивший преступление ...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

(Слайд 9)

Тест 4

  1. Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

  2. Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

  3. Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

  4. Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

  5. Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

(Слайд 10)

Тест 5

  1. В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

  2. Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

  3. Преступление – это ...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

  4. С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен.

  5. Все дети Земли равны ...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

(Слайд 11)

Тест 6

  1. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

  2. Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

  3. С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет.

  4. Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

  5. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

(Слайд 12) Тест 7

  1. Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

  2. Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

  3. Запрещается вовлечение детей в ...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

  4. Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

  5. Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

(Слайд 13)

Тест 8

  1. Защита Отечества – это ...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность.

  2. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков ...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

  3. Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

  4. Ребенок свободен ...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта.

  5. Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

(Слайд 14) Тест 9

  1. Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

  2. Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает.

  3. Спор с родителями – это ...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

  4. Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

  5. Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

  • Ты знаешь, что такое закон и право;
  • Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;
  • Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;
  • Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

  1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
  2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.
  3. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья Нарушение Наказание
20.1 Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.) Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток
40.4 Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте) Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ
20.20 Распитие спиртных напитков в общественных местах Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков за содержание этилового спирта 12%)
20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда).