Языковая экология как важнейшая проблема современности

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с понятием «языковая экология»;
  • развивающая: продолжать формировать навыки работы с текстом (при характеристике понятия «языковая экология»); развивать аналитические навыки и навыки критического мышления, коммуникативные компетенции;
  • воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку, к слову; привлечь внимание старшеклассников к актуальной проблеме современной жизни нашего общества – языковой экологии.

Эпиграф урока:

И с каждым днём
Сильнее ценим все мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической проблемы,
Охраны окружающей среды
И наш язык. Он – часть большой природы!
В.Винокуров «Язык»

Технические средства обучения: использование приготовленной учащимися презентации «Ассоциативное восприятие понятия «Русский язык».

Ход урока

I. Вступительное слово

1) Выразительное чтение наизусть высказываний о русском языке участниками учебного процесса (чтение по цепочке; Приложение 1). Чтение идёт на фоне компьютерной презентации «Ассоциативное восприятие понятия «Русский язык».

2) Учитель: Очень красивые высказывания о русском языке, певучем, выразительном, гибком, богатом. «Надо беречь наш язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», – говорил о русском языке И.С.Тургенев). Но в жизни можно услышать в русской речи и такие слова, которые засоряют, обедняют, унижают русский язык. Согласитесь, вы иногда слышите такие слова. Приведите примеры:

Чрезмерное употребление иностранных слов Речевые выражения Жаргонные словечки, используемые современной молодёжью
истеблишмент
импичмент
электорат
дендропарк
депонировать
диффамация
асоциальный
модератор
акцентуации
– а мне до лампочки!
– типа того…
– срубить бабки…
– чего понты гнёшь?
– тебя просто разводят
– прикид для тинов
– оторвись по полной
– не дай себе засохнуть!
– давайте оттянемся.
Вещь! Отпад! Облом! Супер! Круто! Фигня! Фуфло! По барабану! Блин! Не парься! Классно! Ништяк! Вау! Нормалёк!

Обобщение материала с привлечением высказываний о русском языке (Приложение 2, Приложение 3).

II. Изучение темы занятия

Учитель: Мы продолжаем разговор о русском языке, о критериях языкового паспорта говорящего и подробнее остановимся на понятии «языковая экология». Прочитайте эпиграф урока, прокомментируйте слова поэта.

I этап «Вызов»

– Какие ассоциации вызывает у вас слово экология? (зачитать определение понятия из словаря Д.Н.Ушакова);

– Какие ассоциации – языковая экология (или лингвистическая экология)?

– Какой смысл заключён в данном понятии?

Обмен мнениями.

Строим маркировочную таблицу.

Знаю Узнал новое Хочу узнать

– В левой колонке записывайте всё, что знаете о языковой экологии.

После (2–3 мин.) учащиеся зачитывают по очереди свои данные из правой колонки, остальные дополняют свои записи.

II Этап «Осмысление»

Самостоятельная работа с текстом (Приложение 4). Чтение с пометками и заполнение второй колонки (15 мин).

Обсуждение:

– Что нового вы узнали о понятии «языковая экология»?

После обсуждения в тетрадях и на доске будут примерно такие записи:

1 – Язык народа – часть его культуры.
2 – Бережное отношение к языку.
3 – Любовь к языку – суть экологического подхода.
4 – Любовь к языку – составная часть патриотизма.
5 – Слово, язык – национальная ценность.
6 – Как сберечь наш язык от негативных действий – загрязнения и заражения окружающей речевой среды (жаргонизмы, сленг).
7 – Красота общения людей друг с другом.
8 – Вопросы технизации речи в условиях НТР.
9 – Проблема нашествия иностранных слов.
10 – Гармония человека и языковой среды.

  • Работа в группах (продолжение этапа «Осмысление»)
  • Выступление учеников – ассистентов (как ответы на вопросы в колонке №3 «Хочу знать»)
  • Выступление ученика – ассистента «Д.С.Лихачёв о русском языке»

О русском языке

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком – то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в – XIX– век лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами – плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

  • Учащиеся внимательно слушают и составляют план к выступлению.

Примерный план

1. Ценность русского народа – его язык.
2. Речь человека – показатель его умственного развития, морального облика, характера.
3. Русский язык – один из совершеннейших языков мира.
4. Жаргонные слова и слова – плевки – выражение цинической сущности человека.
5. Проблема нашествия иностранных слов.

  • Выступление ученика – ассистента «Д.С.Лихачёв о русском языке».
  • Учащиеся слушают и добавляют пункты в план (предыдущий).

О русском языке

«Если мы сохраним нашу культуру и всё то, что способствует её развитию, – библиотеки, музеи, архивы, школы, периодику…, – если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, музыкальное образование, научные институты, то мы, безусловно, будем занимать одно из ведущих мест на Севере Европы и Азии.

Мы должны следить за языком. Ужасно, что слово «патриот» стало у нас бранным словом.

Если человек любит семью, то он семьянин, если любит родину – патриот…

Язык страдает и оттого, что у нас появилась мода на неприличные выражения…

Мы любим иностранные слова, но часто не знаем их значения: мы путаем слова «факт» и «фактор», употребляем слово «эпицентр» вместо «гипоцентр» и т.д. В первую очередь за этим надо следить работникам телевидения. Язык телевидения становится языком нации. (Д.С.Лихачев)

  • Выступление ученика – ассистента «О засорении русского языка непереведёнными иноязычными словами» (тезисы выступления)

В современном мире, для которого, начиная с 60-х г.г. – XX– в., характерно бурное развитие информационных технологий и средств массовой информации (радио, телевидение, электронной и спутниковой связи), резко изменились исторические условия жизни языков.

Так, по некоторым данным, в русский язык с конца 80-х г.г. входит без перевода около трёхсот слов ежедневно.

Как правило, это слова англо-американского происхождения, что объясняется совокупностью политических и экономических причин. Невиданные масштабы нашествия «престижных» англо-американизмов поставили проблему контроля за их употреблением и охраны родного языка во многих европейских странах с высокоразвитыми литературными традициями во Франции, в Германии и Италии и др.

Так, комитет национального языка во Франции ограничивает наплыв заимствований в радио, телеэфир и прессе, а недавно добился принятия закона об изъятии из официального обращения более двух тысяч англо-американизмов. Постоянная и независимая служба существует и в Японии: она контролирует правильность и чистоту речи, налагая подчас немалые штрафы за ее искажение или засорение непереведенными иноязычными словами.

Все это говорит о том, что общество вплотную подошло к проблеме лингвистической экологии как сохранения национально-исторических традиций своих культур и охраны этнического менталитета, воплощенного в языке.

(«Проблемы лингвоэкологии ХХ века» – Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении.– Петрозаводск: издательство КГПУ, 1997)

  • Обращение к ученикам:

– Что же делать?
– Как сберечь русский язык?
– Как сохранить великое русское слово?

  • Обмен мнениями. Примерные советы:

– Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, литературу по искусству.
– Следите за своей речью и речью другого человека (тактично поправить его).
– Бережно относитесь к родному языку.
– Старайтесь до минимума свести употребление слов молодежного жаргона.
– Не злоупотребляйте словами-иностранцами и т.д.
– Помните: язык, речь – ваша визитная карточка в обществе.

Проблемный вопрос:

– Почему с «Письмами о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев обращается именно к молодежи:

  • Обращение к структурно-логической схеме.

– Какими компонентами её можно дополнить?

III этап «Рефлексия»

Незаконченные предложения:

П – позиция /Я считаю, что…/
О – Обоснование /Потому что…/
П – пример /Я могу это доказать тем, что…/
С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/ – позволяют старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.

IV. Домашнее задание

Подготовить сообщение по одной из проблем, обозначенных в структурно-логической схеме.

Список литературы

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – М.: Изд. ИОО, 2000.
  2. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. – С-Петербург, Паритет, 2003.
  3. Загашев О.И., Заир Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Изд. Альянс Дельта, 2003.
  4. Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – С-Пб., 2006.
  5. Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении. – Петрозаводск, изд. КГПУ, 1997.
  6. Селевко Р.К. Научи себя учиться. Изд.2-е, М: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2006, 128 с.
  7. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Книга для учащихся. Изд.2-е испр. и дополн. – М., 2007.
  8. Стернин И.А. «Практическая риторика. – Москва: «Academa», 2003.
  9. Тесты для абитуриентов «Русский язык» (вопросы и ответы централизованного абитуриентского тестирования). Пособие для подготовки к тестированию. – М., 2011.
  10. Уроки Лихачёва. Методические рекомендации для учителей средних школ. Изд. Бизнес – пресса, С-Пб., 2006.