Урок химии по теме "Гидролиз солей"

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы.
  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента.
  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах “ученик- ученик”, “учитель- ученик”, а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.

Оборудование: штатив с пробирками (4+1), таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами (Приложение 1), мультимедийное устройство, проекты учащихся по теме “Значение гидролиза в жизни человека и общества”

Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (метиловый оранжевый), УИБ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мир сложен
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы
Является гений
И в хаосе этом находит порядок…

Ребята, сегодня на уроке все вы будете гениями и сделаете маленькое открытие, приоткроете завесу над неизвестным вам процессом. Но, для того, чтобы совершить открытие, на надо вспомнить некоторые определения.

II. Актуализация знаний.

  1. Что такое электролиты?
  2. Какие электролиты называют сильными? Слабыми?
  3. Дайте определение кислотам, как электролитам.
  4. Приведите пример кислот, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
  5. Дайте определение основаниям, как электролитам.
  6. Приведите пример оснований, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
  7. Дайте определение солям, как электролитам.
  8. Какие вещества называют индикаторами?
  9. Какие индикаторы вы знаете?
  10. Как меняет свой цвет в кислой и щелочной среде метиловый оранжевый?
  11. Давайте еще раз в этом убедимся, проведя маленький эксперимент. У меня на столе есть вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Сейчас один из вас пойдет к доске и добавит к ним метилоранж. Полученные результаты мы запишем в таблицу результатов №1 в технологической карте   (Cлайд 1).

  12. Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?

III. Переход к изучению нового материала.

А теперь давайте посмотрим, как будет вести себя метилоранж в водных растворах солей. Для этого добавьте его в растворы карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия. Свои результаты запишите в таблицу результатов №2 в технологической карте (Cлайд 2). Постарайтесь объяснить свои наблюдения (учащиеся выполняют опыт). Что же у вас получилось? (Обсуждение полученных результатов)

Почему же одни растворы солей меняют цвет индикатора, а другие нет? Ответ

на этот вопрос мы сможем дать, познакомившись с понятием гидролиз

и механизмом его протекания. Тема сегодняшнего урока “Гидролиз солей” (Cлайд 3).

IV. Изучение нового материала.

Слово гидролиз состоит из двух слов: “гидро” - вода и “лизис” - разложение. (Cлайд 4).

Гидролиз – разложение водой (дословный перевод). (Cлайд 5).

А как же звучит научное определение гидролиза? Откройте учебник на странице 150 и найдите определение, запишите его в технологическую карту. (Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой).

Важно запомнить, что в реакцию гидролиза вступают только растворимые соли. Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе. Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой.

Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном виде: Na2CO3 + HOH —> NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32- + HOH —> Na+ +OH- + Na+ + HCO32-

CO32- + HOH —> OH- + HCO32-

В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают щелочную среду. Вернемся еще раз к карбонату натрия (Cлайд 6).

Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?

Какими электролитами они являются?

Какой вывод мы можем сделать о гидролиз данной соли?

(учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз идет по аниону, среда щелочная)

Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия.

AlCl3 + HOH —> AlOHCl + HCl

Al3+ + 3Cl- + HOH —> AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-

Al3+ + HOH—> AlOH2++ H+

В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую среду. Проанализируем строение данной соли. (Cлайд 7). Какой вывод можно сделать? (Cоль образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону, среда кислотная)

У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее гидролиза:

NaCl + HOH —> NaOH + HCl

Na+ + Cl- + HOH —> Na+ +OH- + H+ + Cl-

HOH —> OH- + H+

В растворе присутствуют одновременно гидроксид – ионы и катионы водорода.

Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная. Слайд 8)

Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например карбонат аммония, ацетат аммония и т.д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ. (Cлайд 9).

(NН4)2CO3 + 2HOH <—> 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)

В течение всего урока мы говорили о гидролизе, как о химическом процесс. А какого же его значение в жизни человека и общества (Презентации учащихся. Приложение 2, 5)

V. Домашнее задание. (Cлайд 10)

§18, упр. 7 (а, б); 8 (на 4 и 5)

Творческое задание: с помощью УИБ определить среду 5 растворов (мыльного раствора, жидкого мыла, шампуня, средства для мытья посуды, соды и т.д.)

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют тест по вариантам (приложение 1)

Ответы: В1 - 1в,2а,3а,4(421), 5(1323); В2 – 1а,2б,3б,4(321), 5(1331)

VII. Рефлексия

Продолжите предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Теперь я умею…

3. Я удивился …

4. Я хотел бы ….

Приложение 3

Приложение 4