Экологическая экскурсия как форма экологического просвещения учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Слайд №1

Добрый день!

Слайд 2.

Тема моего сообщения - "Краеведческая экскурсия как форма экологического просвещения учащихся".

Школьное географическое краеведение является важным средством воспитания человека будущего, помогает в решении проблемы связи школы с жизнью.

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет "отразить мир в капле воды".

Благодаря краеведению обучение географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на "словесных схемах".

Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана давно.

В XIX в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с "того места, где живут люди. Идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии "Педагогические заметки для учителей" (1864) Д. Д. Семенова. Практическую и теоретическую работу в области краеведения выполняли известные ученые-географы: профессора А. А. Борзов, А. С. Барков, А. А. Половинкин, В. А. Кондаков и многие другие.

Одной из форм решения краеведческих задач обучения и воспитания является географическая (экологическая) экскурсия, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение уроков.

На экскурсии можно повторить то, что уже изучалось учащимися и собрать краеведческий материал, необходимый для изучения различных тем нового курса.

Слайд 3.

Роль экскурсии в изучении географии, краеведения и экологии.

Перед вами на слайде представлено несколько наиболее часто встречающихся определений понятия экскурсия. Для нас наиболее важно первое определение.

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая за стенами школы.

Программами по географии, а также экологии и краеведению определён курс обязательных экскурсий, среди них важнейшими являются экскурсии в природу.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Учебные экскурсии планируются каждым учителем в соответствии с программой. Но одних учебных экскурсий недостаточно для того, чтобы построить все преподавание на краеведческой основе. Задача эта должна решаться не столько за счет увеличения времени на учебные экскурсии , сколько за счет спецкурсов, элективных курсов, кружков и расширения внеклассной туристско-краеведческой работы в каждой школе. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся. В нашем лицее это учащиеся, занимающиеся научной работой.

Слайд 4.

Результатом такой работы стали научные исследования учащихся по вопросам экологических проблем горы Куцай. Работы занимали призовые места на районных, краевых научных конференциях.

Из опыта работы известно, что если занятия иногда могут быть заменены экскурсией, то экскурсию заменить классными занятиями невозможно.

Слайд 5

Существует следующая классификация экскурсий. Они представлены на слайде.

Слайд 6

Экскурсии делятся по тематике, связанной с определенной отраслью науки.

Делят экскурсии на исторические, историко-революционные, военно-исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные и другие темы.

Слайд 7

Экскурсий в зависимости от места их проведения (музейная, городская, загородная, производственная)

Слайд 8

Способу передвижения -

  • пешеходные;
  • транспортные - автобусная, теплоходная, пешеходная
  • экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

Слайд 9

Составу экскурсантов -

  • взрослую аудиторию и детей;
  • местное население и приезжих туристов;
  • городское и сельское население;
  • организованные группы и индивидуально.

Слайд 10

По форме проведения:

  • экскурсия-массовка, когда проводятся фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
  • экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
  • экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Слайд 11.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, ученик (видит, слышит)

  • на восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании учащегося образа предмета в целом; (у каждого свое восприятие одного и того же предмета)
  • на представлении - чувственно-наглядном образе объекта, (вспоминаем свои чувства, которые испытали, если вновь увидим этот объект).

Логическое познание - это мышление, в процессе которого ребенок сравнивает, анализирует и синтезирует.

Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта. (величина, красота, значение для экскурсанта).

Слайд № 12. Экскурсии как эффективная форма обучения выполняет следующие педагогические задачи, они представлены на слайде.

Слайд № 13. И состоит из следующих элементов. Последнее время экскурсовода может заменять различные технические средства. С использованием всех представленных задач и элементов, при проведении экскурсий осуществляется дифференцированный подход в обучении.

Слайд 14. Подготовку к экскурсии можно разбить на две части: подготовка учителя и подготовка учащихся. Чтобы провести полноценную экскурсию следует учитывать ее этапы:

I. Подготовка учителя к экскурсии.

II. Подготовка учащихся.

III. Проведение экскурсии.

IV. Итоги экскурсии.

Неотъемлемой частью любой экскурсии вне зависимости от ее тематики является природоохранная направленность.

Слайд 15 Она чаще всего видна при проведении экскурсий в природу.

Это - увлекательная форма работы учителя с классом. Экскурсия в природу экологической направленности отличается от просто экскурсии или прогулки в природу тем, что во время ее проведения нельзя пройти мимо срубленного дерева, выгоревшей поляны, свалки мусора и других следов деятельности человека по отношению к природе.

При проведении экскурсии в природу необходимо руководствоваться "Десятью заповедями экскурсионного дела":

На слайде они представлены

1. Помните, что экскурсия - не прогулка.

2. Определите четко тему экскурсии, изучите маршрут ее проведения, составьте план проведения экскурсии.

3. Придерживайтесь избранной темы и плана экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте содержание экскурсии новыми терминами и названиями.

8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте; воздействуйте на их чувства.

9. Умейте вовремя завершить экскурсию.

10. По окончании экскурсии закрепите ее содержание, основные идеи

Слайд 16 Учебно-познавательное значение экскурсий Основные моменты представлены на слайде. Хочу остановиться на некоторых. Например: навыки к научному исследованию реального мира учитель формирует у учащихся через обучение правилам поведения в природе: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жучками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним хищника, и, конечно, не брать их с собой.

Для обеспечения учебной самодеятельности учащихся на экскурсии учитель распределяет школьников на группы по 3- 5 человек, каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при передвижении. Такой порядок учит школьников работать в коллективе.

Проведение экскурсии в природу стимулирует познавательную деятельность учащихся. Каждый ученик на экскурсии должен вести полевой дневник, где записывает: маршрут, место и время, отмечает характеристику погоды, индивидуальное задание, методику его выполнения и результат экскурсий. Отчет в дневнике дополняется фотографиями, рисунками, сочинением. Таким образом, экскурсия будет являться не развлечением, а учебным процессом.

Слайд 17

Закончить экскурсию в природу можно рефлексией деятельности ее участников, в процессе которой каждый попытается зафиксировать ее состояние (состояние знаний, эмоций, мотивов деятельности и поведения и т.д.), а также причины этого состояния. Повести итоги:

  • Мне на уроке удалось...
  • Узнать, научиться...
  • Мои результаты работа в группе...

Индивидуальные результаты работы

В окрестностях нашего лицея имеются различные формы рельефа, хорошо наблюдаемые обнажения, памятник природы гора Куцай, создана экологическая тропа. Эти условия позволяют мне проводить географические экскурсии, и интегрированные экскурсии с другими предметами. Кратко остановлюсь на содержании некоторых учебных экскурсий в 6 классе.

Первая экскурсия посвящается изучению форм поверхности в окрестностях школы.

Ее материал готовит учащихся к правильному пониманию темы "Формы поверхности суши".

Учащимся перед экскурсией предлагается ответить на вопросы

Какие формы рельефа различаются на земном шаре?

На какой форме поверхности расположен наш район?

Куда стекают дождевые воды с горы Куцай?

Вторая экскурсия вырабатывает навыки ориентирования на местности.

Перед выходом на экскурсию в классе путем фронтального опроса повторяется ранее изученный материал по вопросам:

1. Что такое горизонт?

2. С помощью чего определяются стороны горизонта?

3. Какой вид имеет наша местность, когда мы смотрим на нее по горизонту?

Слайд 18

Ещё одну экскурсию проводим на естественные обнажения около церкви Петра и Павла. На нее затрачивается не один урок, потому что идти далеко.

Цель экскурсии: установить, какими горными породами сложена поверхность нашей местности, как залегают земные пласты на горе Куцай и как используются горные породы в местном хозяйстве;

Учащиеся - рассматривают пласты кальцита с вкраплениями гипса, слои мергеля, характер залегания пластов измеряют их толщину и т. д. ( В определении горных пород нам помог Годзевич Борис Леонидович) доцента кафедры физической географии СГУ.

Если дети не могут объяснить чего-нибудь сами, они обращаются за помощью к учителю. Всегда учащиеся интересуются окаменевшими остатками древних животных, которые в большом количестве имеются в меловых отложениях нашей местности, строматолитами и стяжениями.

Учащиеся с увлечением слушают рассказ о происхождении этих находок. И каково бывает удивление детей, когда они узнают, что на нашей территории в далеком прошлом плескались воды морского залива.

Для закрепления знаний учащихся 6 класса могут быть проведены экскурсии по следующим темам:

  • Ориентирование на местности.
  • Подземные воды.
  • Ветер.
  • Климат.
  • Природный комплекс.
  • Воздействие человека на природу нашей местности.

Изучение темы "Географическая оболочка" тоже заканчивается экскурсией на природу.

Кроме того в 6 классе в курсе "Экология" необходимо изучение экологической тропы.

При изучении курса "Ставропольеведения" в 8-9 классах возможно использование экологической тропы при изучении практически всех разделов школьного курса региональной географии.

Анализируя материал я пришла к выводу, что проведение экскурсий является на сегодняшний день, крайней необходимостью.

Слайд 19

В 1998 году мной была разработана экскурсия по экологической тропе на горе Куцай.

Прошло время и к сожалению сейчас назрела необходимость разработки нового маршрута экологической тропы т.к. ситуация пришла к тому моменту когда памятника природы гора Куцай, так изменен в результате деятельности человека, что нашим потомкам будет непонятно что же здесь можно было охранять раньше.

Назрела необходимость использовать эту территории как регулируемую экскурсионно-познавательную рекреационную зону отдыха с режимом сохранения, которая определяется многими причинами: первая - конкреции г. Куцай являются редкими геологическими образованиями, их происхождение остается загадкой и требует дополнительных исследований.

Слайд № 20. Впервые как геолого-геоморфологический объект природы, гору Куцай исследовал В.Г.Гниловской (1974). В своей работе он выдвинул гипотезу происхождения конкреций вследствие неравномерной цементации песков известью, принесённой подземными водами.

Эту гипотезу впоследствии сменила другая, объясняющая происхождение конкреций, теперь строматолитов. По мнения Годзевича Б.Л.(1999), их происхождение объясняется жизнедеятельностью колоний простейших водорослей, выделявших в процессе обмена веществ углекислый кальций.

Отложения имеют палеонтологическое значение, благодаря наличию разнообразных остатков ископаемой фауны.

Слайд 21

Вторая причина - гора Куцай является уже сейчас местом отдыха жителей г. Светлограда, его зеленой зоной.

Взятый под охрану ещё в 1961 году как геолого-геоморфологический памятник природы, гора Куцай, в результате воздействий местных жителей желающих проводить досуг "на лоне природы", постепенно разрушается и результатом этого является изменение ландшафтов.

Третья причина- вся поверхность горы может использоваться как учебный объект при изучении школьниками деятельности ветра и особенностей осадконакопления на дне моря.

Слайд 22. Экологическая тропа горы Куцай может быть местом для различных рекреационных занятий: пешеходного туризма, прогулок, учебно-спортивных занятий (дозированной ходьбы), приема воздушных и солнечных ванн, познавательных экскурсий (ботанических, зоологических, геологических, геоморфологических). Возможность экскурсий: Маршрут: лицей №3- гора Куцай - г.Светлоград. Протяженность маршрута - около 4 км. Маршрут разработан как для младших школьников, так и для взрослых.

Во время разработки маршрута и составления экскурсии по экологической тропе нами использовались разнообразные методы: изучение специальной литературы по предмету исследования; знакомство с краеведческой и периодической литературой; проведение тренировочных кратковременных походов, экскурсий; особенно широкое место занимали наблюдения, измерительные и съемочные работы на местности, записи, зарисовки и фотографирование объектов природы, (за два года работы было сделано около 400 фотографий, снято около 20 дисков видеороликов), поводились беседы с местными старожилами и знатоками (охотоведами, лесничими и т. д.), использование материалов студии "Свет плюс", съемки и создание фильмов нашей студии "Солнце лицея": "Гора Куцай - гора падчерица", "гора Куцай - памятник природы", "Видеоматериал по темам краеведения Ставропольского края.

Слайд 23. Методические рекомендации:

Сегодня вы увидели один из вариантов использования экологической тропы на примере памятника природы "Гора Куцай". На самом деле в районе много мест, где проведение экскурсий вполне возможно, например, "Живые родники" с. Гофицкое (назывался "чистый ручей". Брали из него воду, исцелялись ею при болезнях. Вплоть до 1935 года к нему было паломничество. В настоящее время от этого родника есть ответвления и все желающие могут воспользоваться его целебной водой) - "Писаные камни" с.Ореховка (на окраине села Ореховка, выступают скалы известняка-ракушечника, вытянутые одна за другой наподобие стены. Поверхность этих скал причудливо изъедена выветриванием и образует многочисленные ниши и выступы.) - "Пещера Каменка" с. Ореховка (Пещера расположена на северо-западной стороне села Ореховка, где сплошные камни. Пещеру эту создала природа, а люди окружили ее ореолом таинственности).

На территории района расположено Соленое Озеро (Лушниковское), в котором имеются большие запасы целебной грязи и рапы, не уступающие по лечебным свойствам грязям Тамбуканского озера на Кавказских Минеральных водах.

Кроме того, Светлоградским историко-краеведческим музеем им. Солодилова разработаны туристические маршруты по историческим памятникам культуры и истории.

Слайд 24.

Используя экскурсионный метод я пришла к выводу, что для изучения краеведения, воспитания культуры поведения в природе, любви к малой родине и особенно охраны памятника природы горы Куцай необходимо систематическое проведение экскурсионной деятельности.

Это особенно касается школьников нашего микрорайона и учащихся лицея. Проведенное анкетирование учащихся нашего лицея показало, что каждый второй ученик посещает гору 1-2 раза в неделю, в любое время года.

О том, что гора Куцай памятник природы не знают 30 учащихся из 657 опрошенных, когда-либо рвали цветы и уносили кусочки строматолитов - 63 ученика. Разжигали костры и поджигали траву 43 человека. Следовательно, разъяснительную работу через экскурсионную деятельность необходимо продолжать.

Кроме того, прогулки по пересеченной местности благотворно влияет на здоровье детей, отвлекает от постоянного "сидения" за компьютером, телевизором.

Слайд 25

Практическое значение экскурсии по экологической тропе состоит в том, что мы проводим экскурсии для всех желающих, связаться со мной можно по электронной почте или через секретаря лицея. Закончить хочу словами, которые являются эпиграфом моей работы.

Два мира есть у человека: один, который нас творил,
другой, который мы от века творим по мере наших сил
К. Заболоцкий (piran8@yandex.ru)

Литература

  1. Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия. Культурное и природное наследие в региональной политике. Ставрополь, 26-28 мая 1997
  2. .Гниловской В.Г., Бабёнышева Т.П. География Ставропольского края (учебное пособие для учащихся 8-х классов) Изд. 3-е.,  Ставрополь, Кн. Издательство,1972. 168с
  3. Гниловской В.Г., Занимательное краеведение.   Ставрополь; Кн. Издательство, 1954,423с.
  4. Гниловской В.Г., Панов Д.Г., Природа Ставрополья.   Ставрополь, Кн. Издательство; Том 1-й, 1945., 65с.
  5. Гниловской В.Г., Щитов А.С., Рекогносцировочная географическая экспедиция Ставропольского краевого музея на Прикалаусские высоты. // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, Кн. Издательство. 195 6., Вып.8., 370с.